|
Форум "Казахстан и образование"Математика геометрия Ученический форум История Казахстана Экономическое и политическое развитие Казахстана (1 пол XIX) (Изменения в Казахстане под влиянием России.) |
Экономическое и политическое развитие Казахстана (1 пол XIX) |
24.04.2010, 16:09, Суббота | Сообщение 1
Изменения в хозяйственном, социальном и политическом строе Казахстана. В первой половине XIX в. под влиянием России в хозяйственной жизни казахов произошли заметные изменения. Кочевое население в Младшем жузе и северных областях Среднего жуза постепенно стало переходить к оседлости, заниматься сенокошением, заготавливать для скота корм на зиму. С переходом населения к сенокошению произошли важные изменения в структуре скотоводческого хозяйства. Если к началу XIX в. казахи разводили в основном овец и лошадей, то к середине прошлого столетия заметно увеличивается поголовье крупного рогатого скота. Он служит в хозяйстве средством передвижения, дает мясные и молочные продукты. Казахи стали больше разводить верблюдов. Это было вызвано ростом караванной среднеазиатской торговли. Жители, кочевавшие близ пограничной линии, поставляли верблюдов русским купцам и сами зачастую были каравановожатыми. Переход населения к оседлости под влиянием более передовой в экономическом и культурном отношении России способствовал развитию в Казахстане земледелия. После присоединения к России началось переселение в Казахстан на постоянное жительство русских и украинских крестьян. Живя рядом с крестьянами-переселенцами, знакомясь с их хозяйством и бытом, кочевое население перенимало от них земледельческую культуру, «Киргизы от частого соприкосновения с русскими все более привыкают к образу оседлой жизни и подражают в этом жителям, многие строят себе дома и заводят хлебопашество»,— сообщалось в одном из документов. Казахские крестьяне, занимавшиеся земледелием, назывались егинши, что означает хлебопашец, сеяли просо, ячмень, кукурузу. В некоторых районах Казахстана занимались бахчевым хозяйством и огородничеством, использовали искусственное орошение. Казахи умели проводить арыки, создавать водохранилища, строить плотины. Наиболее широко искусственное орошение применялось на юге страны, в низовьях р. Сырдарьи. По неполным данным, к середине XIX в. в Младшем жузе занимались земледелием 5330 хозяйств. Севооборот в земледелии отсутствовал, на одних и тех же участках сеяли не больше грех лет подряд, затем земля забрасывалась. Подсобным занятием для бедняков служило рыболовство и звероловство. Определенное место в хозяйстве казахов занимали различные ремесла. Значительного развития достигло кожевенное производство, резьба по дереву и кости, обработка металла. Из шерсти казахи изготовляли ткани, войлок, ковры, из овчины шили шубы, обувь. Изменения произошли и в торговле Казахстана с Россией. Она значительно выросла и расширилась. Торговля велась в таких крупных городах, как Оренбург, Уральск, Петропавловск, Семипалатинск, Омск, Гурьев. Русские купцы ежегодно скупали в Казахстане до 3 миллионов баранов. Они имели дело главным образом с баями, которые вели крупные торговые сделки, перепродавая товары в своих аулах. Торговля велась не только в городах, но и на пограничных линиях. Кроме того, русские купцы и их приказчики имели в степи склады товаров и вели торговлю с казахами ближайших аулов. Развивается в Казахстане и ярмарочная торговля. Наиболее крупными были ярмарки в Букеевском ханстве и Куяндинская, которые, устраивались ежегодно. Туда пригоняли до 100 тысяч голов баранов, до 6 тысяч голов рогатого скота, до 2 тысяч лошадей. Русские купцы скупали в Казахстане много кож, овчины, мерлушек, ковров, кошм и других товаров. Из России в Казахстан ввозили хлопчатобумажные ткани, металлические и кожаные изделия, холсты, чай, сахар, деревянную посуду. Если раньше торговля русских купцов в Казахстане носила по преимуществу меновой характер, то теперь большинство товаров стало продаваться и покупаться за деньги. Рост значения денег в хозяйстве казахов отразился в народных пословицах: «У денежного человека — рука играет, а у безденежного — глаза играют», «Хоть и на дороге найдешь деньги, а все-таки сосчитай их» |
27.05.2010, 18:11, Четверг | Сообщение 2
Участие казахов в Отечественной войне 1812 г. В 1812 г. в Россию вторглись многочисленные полчища французского императора Наполеона с целью поработить народы России, а затем завоевать весь мир. Наполеон, конечно, не предполагал, что война в России против него примет всенародный характер. Участник Отечественной войны, писатель и журналист С. Н. Глинка справедливо отметил: «Не только сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верой и образом жизни, народы кочующие, и те наравне с природными россиянами готовы были умереть за землю русскую». В этой войне принимали участие казахские джигиты Младшего жуза. Они сражались против французских захватчиков в составе Тевтярского и Башкирского полков. Казахский джигит Нарынбай Джанжигитов был определен в первый Тевтярский полк. Вместе с этим полком он участвовал во взятии Парижа. За героизм и отвагу Джанжигитов был награжден орденом и двумя медалями. Впоследствии он вышел в отставку. По сообщению оренбургских властей: «Нарынбай живет ныне в степи, пользуется всеобщим Башкир и казах - участники Отечественной воины 1812 г. уважением..., но беден и ныне особенно нуждается в помощи».
Среди участников Башкирского полка особо отличился при штурме Лейпцига и Глогау казах Амен Байбатыров, награжденный впоследствии серебряной медалью. По окончании войны Байбатыров вернулся в родной аул, находившийся вблизи Оренбурга. Будучи талантливым акыном, он прославлял в своих песнях военные подвиги русских солдат и казахских джигитов. Байбатыров дружил с политическим ссыльным поэтом-петрашевцем А. Н. Плещеевым. В оренбургских и уральских казачьих войсках служило немало казахов, принявших православие и записавшихся в казаки. Их называли крещеными казахами, причем при крещении им давали русские имена и фамилии. В Отечественную войну Оренбургским казачьим полком командовал крещеный казах Яков Беляков. Его полк отличился во многих сражениях с французскими войсками. После окончания войны Беляков по состоянию здоровья вышел в отставку и вернулся в родной аул. Участие казахских джигитов в Отечественной войне 1812 г. оставило глубокий след в народной памяти. |
27.05.2010, 18:21, Четверг | Сообщение 3
Колониальная политика царизма в Казахстане Царизм проводил в Казахстане жестокую колониальную политику, порабощал и безжалостно грабил коренное население. Эту политику поддерживали казахские феодалы, заинтересованные в угнетении своих крестьян, за счет труда которых они жили. Царизм в Казахстане опирался, с одной стороны, на колониальный аппарат, с другой — на феодальную верхушку казахского общества. Привлекая феодалов на свою сторону, царское правительство вынуждено было признать привилегированное положение части феодально-родовой знати. Так, султанам и биям разрешалось владеть зимними и летними пастбищами на правах частной собственности. Они же назначались на высшие должности в местном административном аппарате. В целях закрепления своего господства в Казахстане царское правительство в 1822 г. издало «Устав о сибирских киргизах», разработанный М. М. Сперанским, губернатором Западной Сибири. Средний казахский жуз стал именоваться Областью сибирских киргизов. По этому уставу области делились на внутренние и внешние округа, расположенные за Иртышом. Округа делились на волости и аулы. Всего было открыто 8 округов — Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский (Сергиопольский), Акмолинский, Баян-Аульский, Куш-Мурунский, Кокпектинский, Атбасарский. Устав отменил ханскую власть, создал новый аппарат управления. Округа подчинялись Омскому областному правлению, во главе округов стояли окружные приказы со старшим султаном (ага-султан) и двумя российскими заседателями. Волость возглавлял волостной султан, аул — аульный старшина. Устав вводил в степи выборную систему и уделял некоторое внимание хозяйственным вопросам: развитию земледелия, промышленности и торговли. Устав способствовал укреплению позиций царизма в восточной части Казахстана. В 1824 г. была проведена первая крупная реформа управления Младшим казахским жузом. Царское правительство отменило в жузе ханскую власть, но на первом этапе (1824—1831 гг.) стремилось сохранить в основе административных границ старое родовое деление. Территория жуза была разделена на три части— восточную, среднюю и западную. Каждую часть возглавлял султан-правитель, получавший от царского правительства жалованье. В Младшем жузе была проведена перепись населения и подсчет поголовья скота, нанесены на карты традиционные места зимовок, летовок и пути сезонных перекочевок, четко определена русско-казахская внутренняя межа и межа между Младшим и Средним казахскими жузами, а также граница со среднеазиатскими владениями. Размежевание Казахстана помогло царизму в дальнейшей колонизации края. Усиление власти царизма в Младшем и Среднем жузах выразилось также в изменении прежней системы судопроизводства. Все наиболее важные дела о государственной измене, убийстве, разбое и барымте были переданы царскому военному суду, а в ведении суда биев оставлены только второстепенные дела. В 1831 г. царизм разделил Младший жуз на 56 участков (дистанций). Дистанции разделялись на местности и аулы. Местность включала территорию между двумя форпостами. Во главе дистанций были поставлены начальники из султанов и старшин. Они подчинялись султанам-правителям. Деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий. «Дистанционная система» помогла царскому правительству добиться частичного оседания кочевого населения, особенно вдоль р. Урала, что освободило в Казахстане земли, необходимые для военно-казачьей и крестьянской колонизации из внутренних районов России. В 1837 г. царское правительство ввело в Младшем жузе постоянную подать — по 1 руб. 50 коп. в год с каждой кибитки. В Среднем жузе казахи, кочевавшие на пограничных с Россией территориях, платили «ремонтный сбор» — по одной голове со 100 голов скота. Позднее этот сбор распространился на многие аулы казахской степи. Кроме того, казахское население наблюдало за путями сообщения, охраняло торговые караваны. В первой половине XIX в. претерпевает изменения классовая структура казахского общества. С укреплением позиций России на Востоке и в Сибири необходимость в местной централизованной власти отпала. С ликвидацией ханской власти только султаны-правители в Младшем и Среднем жузе сохранили политическую власть, но действовали они под контролем царских властей; им запрещалось собирать налоги, вступать в сношения со среднеазиатскими ханствами. Были ограничены права султанов над казахской общиной и крестьянами. С упразднением ханской власти исчезла и особая социальная группа тюленгутов, которые составляли военную дружину хана. Царское правительство, разработав новые судебные законы, ограничило права биев. Бии, старшины, управители родов назначались и смещались с должности царской администрацией. Царское правительство издало в XIX в. указы, запрещавшие держать пленников и рабов, что постепенно привело к отмиранию патриархального рабства в Казахстане. В середине XIX в. начинает постепенно возрастать могущество баев. Баи вели крупные торгово-ростовщические операции. Они скупали скот в казахских аулах и отправляли его на русские ярмарки, где взамен приобретали зерно, промышленные товары и сбывали их в казахской степи. Они также давали беднякам в долг деньги, но брали за это высокие проценты. Несмотря на то, что феодалы были ограничены царизмом в правах, они оставались крупными скотовладельцами, сохранили свое экономическое могущество. Владение большими стадами давало казахской знати возможность владеть и громадными земельными участками. «Собственность на естественные продукты земли — на овец, например,— это одновременно и собственность на луга, по которым они передвигаются»1. Захваты пастбищ феодалами ухудшали положение крестьян, вели к разложению аульной общины. Разорившиеся крестьяне—байгуши — уходили на рыбные промыслы, нанимались в пастухи к богачам. Общее число отходников к середине XIX в, достигло примерно 20 тысяч человек. Если раньше разорившиеся скотоводы-кочевники не покидали своей общины, то теперь, когда Казахстан стал составной частью Российского государства, уход на заработки стал возможным. |
27.05.2010, 18:33, Четверг | Сообщение 4
Восстание крестьян в южном Казахстане против кокандских и хивинских феодалов. В первой половине XIX в, в южных районах Казахстана господствовали кокандские и хивинские феодалы. Казахские кочевья в районах городов Сайрама, Чимкента, Туркестана, Таласской долины и между г. Ташкентом и р. Арысью находились под властью кокандского хана. Кочевья казахов по нижнему течению р. Сырдарьи и в Приаралье - под властью хивинского хана. На завоеванных Хивой территориях Казахстана была установлена система жестокого феодального гнета. Сумма налога, собираемого хивинцами с кочевых племен, достигала одного миллиона рублей в год. Хивинские отряды часто нападали на казахские аулы, угоняли скот, убивали мужчин, уводили в плен женщин. Так, например, в 1831 г. по приказу Алла-Кул-хана было вырезано 400 казахов, сотни женщин пленено. Не зря в народной пословице говорилось: «Пока есть кокандские сборщики налогов, не думай о скоте». Подвластное Хиве и Коканду казахское население видело, что от произвола и жестокостей хивинских и кокандских феодалов их может освободить только принятие подданства России. Активизация захватнической политики хивинских ханов з Казахстане обострила отношения царской России с Хивой. В 1839 г. была организована экспедиция под командованием генерала Перовского в Хиву. Экспедиция оказалась неудачной, но она была важным шагом на пути продвижения России в Среднюю Азию и освобождения южных районов Казахстана. Не менее агрессивную политику, чем хивинские ханы, проводили в Казахстане и кокандские правители. При Алим-хане кокандцы начали наступление на Старший жуз, были захвачены казахские города Чимкент, Сайрам и Кураме. Жестоко расправился враг с защитниками городов Аулиэ-Аты и Туркестана. Кокандские крепости отрезали казахов-кочевников от летних пастбищ. Казахский народ не мирился с иноземным порабощением. Особенно сильным было восстание 1821 г., в котором участвовали казахи из окрестностей Туркестана, Чимкента, Аулиэ-Аты, Восстание возглавил Тентек-торе, под знамена которого собралось до 12 тысяч повстанцев. Они приступом заняли крепость Сайрам и сделали ее своим опорным центром. Размах восстании встревожил кокандский двор. Омар-хан вынужден был принять срочные меры. Против восставших было послано большое войско во главе с Абулкалым-Аталыком. Узнав о приближении кокандских отрядов, Тентек-торе разделил повстанцев на две части. Одна часть разместилась в крепости Сайрам, другая — в крепости Чимкент. Только после длительной и упорной обороны повстанцы оставили свои позиции. Измена отдельных казахских феодалов, которые поначалу примкнули к восставшим, привела к поражению восстания. Кокандские феодалы жестоко подавили восстание, разграбили сотни аулов, убили тысячи крестьян, увели в рабство много женщин и детей. Несмотря на поражение восстания, казахские крестьяне не прекратили борьбу против поработителей. |
05.07.2010, 15:46, Понедельник | Сообщение 5
Крестьянское восстание 1836-1838 гг. под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в Букеевском ханстве. В 1801 г. на землях между Уралом и Волгой было образовано казахское ханство во главе с Букеем. По имени хана оно было названо Букеевским. Население ханства составляли казахи, перекочевавшие из Младшего жуза. Переселяясь на новые места, крестьяне наивно думали, что они избавятся от угнетателей. Но этого не случилось. И в Букеевском ханстве они остались под властью хана, султанов и биев. После смерти Букея с 1823 г. ханством стал управлять его сын Джангир-хан и его тесть — жестокий и властный правитель Адаевского рода Караул-ходжа Еабаджанов. Всего крупные феодалы присвоили в Букеевском анстве 4500 тысяч десятин земли. Крестьяне же и здесь остались без земли. Кроме того, в пользу хана и султанов они платили большие налоги. Особенно тяжелым был зякет—налог со скота. Жалобу за жалобой писали крестьяне на имя оренбургского генерал-губернатора. В одной из них будущий предводитель восстания Исатай Тайманов писал: «Султаны, бии и ходжи, исполнители ханской власти всюду нас притесняют безвинно, мучают побоями, своевольно отнимают У нас Собственность нашу; жаловаться же на них — значит наводить на себя бедствие и совершенное разорение». Но что значили жалобы крестьян для царской власти, которая во всем поддерживала ханов и его приближенных! Ведь царизм тоже угнетал и грабил народы России. Наступило время, когда терпению крестьян пришел конец. В 1836 г. под предводительством Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова крестьяне восстали. К восставшим примкнула часть старшин и биев, недовольных политикой хана. Известно, что Исатай Тайманов родился в 1791 г. По записи, оставленной казалинским купцом Ивановым, Исатай Тайманов «был высокого роста, плотный казах с окладистой бородой». С 1812 г. он получил от хана Букея право на зимовки по побережью Каспийского моря и был одним из влиятельных старший в роде берш. В 1828 г. Исатай был направлен ханом Джангиром в Сарайчиковскую крепость для встречи и сопровождения в Петербург хивинского посла. Он также сопровождал председателя Оренбургской пограничной комиссии генерала Генса во время его поездки по Букеевскому ханству. Неоднократные и настойчивые протесты Исатая Тайманова против насилия над крестьянами вызвали недовольство хана и его окружения и в то же время принесли ему громадную популярность в народе. Борьба Исатая Тайманова против произвола отдельных феодалов слилась с антиколониальной борьбой трудящихся казахов. Он порывает со своим классом и возглавляет восстание. Другой руководитель восстания — Махамбет Утемисов — был также старшиной рода берш. В своих стихах Утемисов призывал крестьян к непримиримой борьбе с феодалами. В одной из его песен есть такие слова: Как я хотел бы меч свой обнажить, Груды увидеть мертвых голов, Слышать предсмертный верблюжий рев Активными участниками восстания были братья Махамбета — Сулеймен и Кожахмет — и Т. Тайсоганов. Восстание охватило все Букеевское ханство. Началось оно в 1836 г. выступлением казахских крестьян против ненавистного феодала Караул-ходжи Бабаджанова. Владея огромными земельными массивами прикаспийской степи, он жестоко эксплуатировал крестьян. Казахи во главе с Исатаем Таймановым потребовали от хана Джангира отстранить Караул-ходжу от должности управляющего адаевским родом и прикаспийскими казахами. Это требование не было выполнено. Тогда к восставшим присоединилось более 20 аулов. Тайманов и Утемисов разъезжали с джигитами по ханству и призывали народ к борьбе с султанами. В сентябре 1837 г. повстанцы совершили вооруженное нападение на аул Караул-ходжи, угнали скот и забрали 3000 рублей, собранных им с крестьян. Караул-ходже удалось бежать. Многих султанов, торговцев и родовитых старшин повстанцы увели в плен. Восставшие готовились к захвату ханской ставки. Хан Джангир обратился с просьбой о помощи к царскому правительству, которое спешно направило в степь крупный отряд войск под командованием подполковника Геке. Повстанцам пришлось вести борьбу на два фронта — против «собственных» эксплуататоров и царских вооруженных отрядов. Кульминационным пунктом восстания явилась осада ханской ставки Джангира в октябре 1837 г. Для того чтобы выиграть время, Геке начал переговоры с Исатаем Таймановым о прекращении борьбы. Переговоры преднамеренно затягивались. В это время царские войска и сторонники хана Джангира соединились. Решающее столкновение между карателями и повстанцами произошло 15 ноября 1837 г. в урочище Тас-Тюбе. Восставшие, имея превосходную конницу, неожиданно ринулись на противника и заставили его отступить. В конечном счете итог боя решила артиллерия. Геде распорядился выдвинуть пушки на переднюю линию и ударить^картечью по повстанцам. Повстанцы отступили, казачий отряд преследовал их на протяжении семи верст, но захватить руководителей восстания Исатая и Махамбета не удалось. После поражения в урочище Тас-Тюбе многие из отрядов Тайманова начали расходиться по своим аулам. Сам Исатай с небольшим отрядом успел уйти в пределы Младшего жуза. Здесь он примкнул к выступлению султана Каип-Галия Ишимова, который пытался отторгнуть Младший жуз от России. В июне 1838 г. при столкновении с царским отрядом И. Тайманов погиб. М. Утемисова убили позднее по приказу одного из султанов. Восстание крестьян Букеевской орды потерпело поражение. Одной из главных причин неудачи был союз местных феодалов и царизма против восставших. Другой, не менее важной причиной была неоднородность классового состава повстанцев. Восстание проходило стихийно, неорганизованно. Ясной цели и продуманной программы действий у восставших не было. Но, несмотря на это, восстание имело большое историческое значение. Оно было направлено против казахских феодалов и царской администрации. Это было самое крупное выступление народных масс Казахстана в XIX в. |
05.07.2010, 15:52, Понедельник | Сообщение 6
Феодально-монархическое движение Кенесары Касымова в 1837-1847 гг. Присоединение Казахстана к России и ликвидация ханской власти вызвали недовольство некоторых султанов и биез. Они не могли примириться с утратой власти и привилегий. Эта часть казахских феодалов составила основную силу реакционных феодально-монархических движений, которые ставили своей целью отделение Казахстана от России и восстановление ханской власти. Они повели открытую борьбу против России. Во главе враждебных России сил встал султан Кенесары Касымов. Вначале Кенесары поддерживали крестьяне, недовольные политикой царизма. Но потом, видя, что Кенесары и не намерен облегчить их бесправное положение, покинули его, и он остался лишь со своими сородичами — феодалами и тюленгутами. Кенесары рассматривал значительную часть Казахстана как родовую собственность Касымовых, он самовольно распоряжался кочевьями, не заботясь об интересах простого народа. В1841 г. феодалы провозгласили Кенесары ханом. Хан Кенесары был жестоким правителем. Он силой склонял казахов переходить на его сторону, а не желавших поддержать его беспощадно наказывал. Кенесары искусственно разжигал усобицы между казахскими родами и поощрял барымту. Он восстановил суд биев, который, как и прежде, разбирал дела по нормам шариата. К- Касымов взимал с населения высокие налоги. В скотоводческих районах он брал зякет (1/20 скота), в земледельческих— ушур (1/10 урожая). Кроме того, он ввел особый поаульный налог и многочисленные сборы в виде подарков и подношений. Зачастую сборщики зякета силой отбирали скот у крестьян, последние оказывали сопротивление. Так, джаппасцы с оружием в руках выступили против сборщиков налогов. Кенесары жестоко расправился с непокорными, 137 аулов рода джаппас были разгромлены, убито 500 человек, в том числе много женщин и детей. Главной целью движения, поднятого Кенесары, было восстановление ханской власти и установление самовластного правления над всеми казахскими жузами. После отказа царского правительства признать его ханом он все свои надежды возложил на среднеазиатские ханства, за спиной которых стояли английские колонизаторы. Это, в конечном счете, способствовало бы отторжению Казахстана от России. На протяжении трех лет (1841 —1843) царское правительство посылало против Кенесары военные отряды, но он скрывался, избегая столкновений в открытом бою. В 1846 г. Кенесары, потеряв надежду на поддержку основной массы населения Среднего жуза, ушел в пределы Старшего жуза, откуда он решил направиться в Киргизию. В Киргизии он разграбил и уничтожил много аулов. Против Кенесары началось народное восстание. Движение Кенесары Касымова было реакционным, феодально-монархическим выступлением казахской аристократии. Оно было направлено на укрепление отсталых средневековых порядков в Казахстане и препятствовало завершению присоединения Казахстана к России. |
05.07.2010, 16:12, Понедельник | Сообщение 7
Культура Казахстана в первой половине XIX века 1. Передовые русские писатели и ученые о Казахстане. Оставило след в Казахстане и движение декабристов. В их важнейших документах—«Русской правде» и «Конституции»— уделялось внимание положению «кочующих племен», в том числе и казахов. Пестель располагал историческими материалами о присоединении Казахстана к России, культуре и быте казахов. Его глубоко возмущали бесправие и нищета, в которой по воле самодержавия и местных феодалов находился казахский народ. Пестель считал, что казахи должны наряду со скотоводством заниматься земледелием, переходить к оседлому образу жизни. Казахстан для большинства декабристов был перевалочным пунктом на пути следования на каторгу в Сибирь. Но часть ссыльных декабристов осела и в Казахстане. Несколько лет здесь провели М. Муравьев-Апостол, С. Палицын, С. Семенов, А. Жемчужников и др. Несмотря на кратковременность пребывания декабристов в Казахстане, их влияние на прогрессивную часть местного общества было огромным. Декабристы оказали благотворное действие на развитие здесь свободолюбивых идей. Как практический результат отклика в Казахстане на восстание декабристов можно рассматривать деятельность Оренбургского тайного общества в середине 20-х годов XIX в. Взгляды членов этого общества в целом во многом соответствовали идеям декабристов, что подчеркивало общность дум и чаяний всех передовых умов страны. В 1833 г. казахские степи посетил А. С. Пушкин. Его интересовало участие казахов в восстании Емельяна Пугачева, а также этнография и поэзия казахского народа. Чтобы иметь возможность непосредственно общаться с казахами, он заучивал некоторые общеупотребительные казахские выражения. По просьбе А. С. Пушкина для него была записана в кратком русском изложении казахская поэма «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Значительную роль в приобщении казахского народа к передовой русской демократической культуре сыграл Тарас Григорьевич Шевченко, великий певец украинского народа. Он был сослан в Казахстан, где служил простым солдатом. Т. Г. Шевченко дружил с казахами окрестных аулов, наблюдал за жизнью и бытом казахской бедноты. Свои наблюдения он потом описал и отобразил в рисунках. Шевченко много лепил из глины. Главная тема — быт казахов. С большой любовью и искренностью поэт отмечает поэтичность и духовное богатство, гостеприимство и душевную простоту казахов. В это время он писал много рассказов на русском языке. Правдиво и страстно описал Т. Г. Шевченко жестокую эксплуатацию казахского народа со стороны «своих» и русских угнетателей. Особенно ярко изображается тяжелое положение казахского народа в обработанной Т. Г. Шевченко старинной народной легенде «У бога за дверью лежала секира», воспроизведенной им в 1885 г. в повести «Близнецы». В 30—40-х годах в Казахстане жил и работал видный русский ученый и писатель В. И. Даль. Он быстро завоевал авторитет среди казахов. Не случайно Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов просили прислать Даля для расследования причин восстания в Букеевской орде. В 1839—1840 гг. В. И. Даль, будучи участником Хивинского похода, побывал на р. Эмбе и в Северном Приаралье. В его письмах, написанных из похода, много теплых слов о казахах, об их дружелюбии. Несмотря на трудности похода и большую занятость по службе, Даль продолжал вести научные исследования, беседовал с казахами (он знал казахский язык), собирал этнографические материалы, записывал поэмы, песни, сказки. Повести Даля на казахские темы высоко оценил В. Г. Белинский. 2. Образование и письменность. Основы научных знаний в Казахстане стали распространяться только со времени присоединения его к России. Первые школы на русском языке появились в городах Оренбурге и Омске. В эти школы принимали только детей казахских феодалов. Здесь готовились переводчики для колониальной администрации. Наряду с общеобразовательными предметами в школах изучали восточные языки. В 1813 г. в Омске и в 1825 г. в Оренбурге были созданы военные училища, потом преобразованные в кадетские корпуса. Вместе с русскими здесь обучались дети казахской феодальной знати. Кроме военных предметов, они изучали математику, минералогию, зоологию, ботанику, лесоводство и восточные языки. Для подготовки гражданской администрации из казахской феодальной знати в 1841 г. была открыта школа в ханской ставке Букеевского ханства и в 1850 г. казахская школа при Оренбургской пограничной комиссии. Несмотря на колонизаторские цели этих учебных заведений, они способствовали распространению русской грамоты в Казахстане. Впервые в стенах этих учебных заведений обучались совместно дети русских и казахов. Это способствовало их постоянному общению и дружбе. В кадетских корпусах преподавали высокообразованные педагоги, политические ссыльные. Многие преподаватели были известными исследователями Казахстана, среди них было немало дружественно настроенных к казахскому народу. В стенах Омского кадетского корпуса обучался Чокан Валиханов, Оренбургского— Ахмед Жантюрин, впоследствии, в соавторстве с П. Небольсиным, написавший «Историю казахского народа». Салык Бабаджанов — член Русского географического общества, автор многих статей о Казахстане, А. Диваев — крупный этнограф Казахстана и другие. 3. Литература. Тяжело было Махамбету видеть страдания своего народа, стонущего под игом Джангира. Поэт всегда защищал крестьян, поддерживал их выступления против баев. М. Утемисов был одним из главных руководителей и летописцев восстания 1836 — 1838 гг. В его песнях отражены все основные моменты восстания. После разгрома восставших Махамбет в своих песнях вспоминает о славном прошлом, о храбрых батырах, их доблестных делах. Печально говорит поэт о тех гонениях и муках, которые терпит горстка храбрецов, страдающих от холода, голода, жажды. Большой горечью проникнуты его песни, где говорится о том, что цели восстания не были достигнуты. Махамбет был знаком с русским ученым и путешественником Е. П. Ковалевским, который отмечал благородные черты его характера, самозабвенную преданность своему народу, любовь к России, знание им русского языка. Широко было влияние песен Махамбета, они нашли отражение в творчестве ряда акынов. Видное место в казахской поэзии занимает творчество акына Шернияза (1817—1881). Он родился в Актюбинской области в семье крестьянина-бедняка. Шернняз выступал защитником прав бедняков, против жестокости ханов и феодалов, звал на борьбу с царскими угнетателями. Шернияз участвовал в восстании крестьян под предводительством Исатая Тайманова. После поражения восстания он скрывался в аулах за Уралом, продолжая воспевать героические подвиги И. Тайманова и М. Утемисова. Большой популярностью пользовался акын Суынбай Аронулы (1827—1895), живший в Семиречье, обличавший в песнях феодальную знать. 4. Музыка. Курмангазы мастерски играл на домбре не только казахские кюи, но и русские песни («Коробейники», «Светит месяц» и другие). Кюи Курмангазы отражали жизнь народа, звали к борьбе за торжество справедливости, против степных богачей и царских угнетателей. Он воспевал силу и красоту человека, его борьбу за свои права, славил народ, не склонивший головы в дни тяжелых испытаний. В его руках домбра пела как живая, в его кюях можно уловить и ритм скачки, и песни победы, и скорбный плач о невзгодах. В музыкальных произведениях композитора нашло отражение крестьянское восстание 1836—1838 гг. под руководством Исатая Тайманова. В них звучит вера в светлое будущее народа, в его освободительные силы. Значительная часть кюев Курмангазы носит биографический характер. В песне «Аш боры» («Голодный волк») он поет о себе: Дружбу сильных уподоблю раскатам грозы, Кто за правду, не выронив лишней слезы? Не покинувший битвы при тысяче гневных врагов, Не подвластный аллаху Курмангазы. В народе популярны кюи «Тюрмеден кашкан» («Побег из тюрьмы») и «Ксен ашкан» («Снятие кандалов»). Среди произведений Курмангазы особо выделяется кгой «Сары-Арка» («Золотая степь»), в котором воплощена мечта народа о счастливом будущем. Передовые деятели русской культуры сочувственно относились к творчеству Курмангазы, высоко ценили его талант. Известный русский путешественник Н. Савичев отзывался о композиторе как о редкой музыкальной душе. Получив европейское образование, он мог бы стать в музыкальном мире звездой первой величины. Композитор Даулеткерей Шигаев родился в 1821 г. в Букеевском ханстве. Он свободно читал и писал на казахском языке, а позднее научился говорить по-русски. Даулеткерей прекрасно играл на балалайке, гитаре, он имел богатую коллекцию музыкальных инструментов (балалайки, мандолины, гитары). В 1885 г. Даулеткерей посетил Петербург и познакомился с общественной и культурной жизнью столицы.
Даулеткерей Шигаев Даулеткерей был выдающимся домбристом. Его музыкальные произведения отличаются глубокой народностью, проникновенной лиричностью. В то же время в них выражен протест против угнетателей. Так, кюй «Кара-ходжа» («Черный ходжа») полон презрения и ненависти к жестокому Караул-ходже. Среди кюев Даулеткерея выделяются «Жельдпрме» («Рысцой») и «Булбул» («Соловей»), Эти произведения и поныне пользуются большой любовью у казахского народа. Музыкальное наследие Курмангазы и Даулеткерея вошло в золотой фонд казахского искусства. |
05.07.2010, 16:36, Понедельник | Сообщение 8
Отрывок из письма казахов о зверствах и грабежах хивинских феодалов Кровожадные хивинцы, напали на киргизов, кочующих на землях от Сыр-дарьи до малых Барсуков в Каракумах. В урочище Калмас, Тирлек и Уч-Муин они взяли в плен жен и детей торткаринцев и чиклинцев, стариков резали, невинных детей оставляли в степи без матерей и без одежды, многим из них отрезали головы и увозили, умершие от голода дети встречаются во множестве. Что касается до угнанной скотины, то число их невожожно определить, одним словом, опустошили всю степь. Отрывок из рапорта управителя Адаевского рода Караул-ходжи Бабаджанова хану Джангиру о действиях Исатая Таймакова. 1836 г Исатай Тайманов с товарищами своими, разъезжая по аулам, делает возмущение в народе. Всех склонившихся на его сторону киргизов намеревается расселить от Таксалпанова кордона до Урала, а повинующихся Вашему Степенству согнать с мест их, меня же хочет убить, и до сих пор нисколько не удерживается от таковых поступков. Заблаговременно донеся о сем Вашему Высокостепенству, всепокорнейше прошу донести о сем высшему начальству или, если возможно будет, то позволить мне, ибо если такие беспорядки умножатся, то можно будет отвращать их с помощью кордона-стражи. |
05.07.2010, 16:38, Понедельник | Сообщение 9
Тест на тему: Восстание в Букеевской орде под руководством Исатая Тайманулы и Мохамбета Отемисулы 1. 15 октября 1837 года в Букеевской Орде восставшие разгромили аул приближенного Жангир-хана: 9. В каком году царское правительство назначило хана Букея вторым ханом Среднего жуза: 10. Какую цель преследовал царь Павел I, подписав указ о создании в междуречье Волги и Урала Внутренней Орды? 11. На кого, главным образом, опирался хан Букей в период своего управления Букеевским ханством? 12. Что привело к ослаблению традиционного права в жизни казахов в Букеевской Орде? 13. Назовите основные движущие силы восстания под предводительством Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы. 14. В каком году, по наветам Оренбургского генерал-губернатора, Исатай Тайманулы был привлечен к суду? 15. Где были сформулированы основные требования и цели восставших 1836-1838 гг.? 16. Главная цель восстания 1836-1838 гг. 17.Когда хан Жангир поручил Караул-ходже пленение руководителей восстания? 18. Какое вознаграждение было установлено за поимку И.Тайманулы? 19. Какое количество сарбазов сражалось в отрядах Исатая в разгар восстания в 1837 году? 20. Захваченный у восставших скот в ходе восстания 1836-1838 годов по распоряжению полковникам Гека был: 21. Как повлияло сражение у Тастобе на дальнейший ход восстания под руководством Истатай Тайманулы и Махамбет Отемисулы? 22. Когда Исатай Тайманулы в ходе восстания прорвал заградительную сеть вблизи Жаманкалинской крепости и ушел на восток? 23. Что побудило правящие круги России ускорить подавление восстания Исатая Тайманулы в 1838 г.? 24. Укажите, кто из руководителей восстаний был ближе к народу, демократичнее. 25. Куда вошла территория бывшего Букеевского ханства в результате реформы 1867-1868 годов? 26. Первая казахская светская школа начала функционировать в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. В каком году это было? 27. В течение какого времени поэт Махамбет Отемисулы был воспитателем и наставником сына хана Жангира? 28. В каком году Махамбет Отемисулы был убит по воле царского правительства? 29. Кому из казахских батыров посвятил свой первый кюй «Кишкентай» классик казахской инструментальной музыки Курмангазы? 30. В 1841 году в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа. Преподавание велось на языке: 31. Поводом для восстания шаруа 1836-1838 гг. послужило решение Жангир-ханпа о назначении правителем родов, кочевавших в районе Каспийского моря. 32. В первой половине 19 века по силе таланта и гражданской позиции на первом месте среди казахских поэтов стоит имя: 33. Руководители восстания шаруа 1836-1838 гг. во Внутренней Орде: 35. Исатай Тайманулы и Махамбет Отемисулы были старшинами племени: 36. В качестве воспитателя сына Жангира Махамбет Отемисулы в 1824-1829 годах жил в городе: |
05.07.2010, 16:40, Понедельник | Сообщение 10
Тест на тему: Восстание под руководством Кенесары Касымова. 1. Восстание хана Кенесары развернулось в казахской степи в годы правления: |
| |||
| |||