Menu
Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум "Казахстан и образование"Математика геометрия » Ученический форум » История Казахстана » Развитие Казахстана во 2 половине XIX вв. (Развитие капитализма и разложение феодальных отношений)
Развитие Казахстана во 2 половине XIX вв.
Артем Offline Администрация
05.07.2010, 18:57, Понедельник | Сообщение 1
Развитие капитализма в России

После реформы 1861 г. развитие капитализма в России шло ускоренным темпом: росли города, строились фабрики, заводы и железные дороги. С 1862 по 1890 гг. количество фабрик и заводов увеличилось вдвое — с 3 тысяч до 6 тысяч. Быстрыми темпами стала развиваться техника. «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка,—-писал В. И. Ленин,— стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка»1.

С развитием капитализма в России сложился новый общественный класс — промышленный пролетариат. К концу XIX века число наемных рабочих в стране достигло 10 миллионов человек. Капиталистические отношения проникли и в деревню, где усилился процесс расслоения крестьянства на кулаков и бедняков, формировался сельскохозяйственный пролетариат.

Развитие капитализма в России шло по двум линиям: вглубь, захватывая отрасли производства, и вширь, т. е. распространяясь на новые территории. Развитие капитализма вширь привело к укреплению экономических связей Казахстана с Россией, способствовало зарождению капиталистических отношений в казахской степи, росту общественного разделения труда и укреплению единого всероссийского рынка.

В конце XIX —начале XX вв. царская Россия вступила в высшую и последнюю стадию капитализма — империализм. Россия стала центром мирового революционного движения. Русский рабочий класс выступал как передовой отряд пролетариата всего мира. Под руководством В. И. Ленина в России была создана марксистская партия, возглавившая борьбу рабочих и крестьян против угнетателей.

В 1891 г. царское правительство издало новое «Положение» по управлению Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской областями. Это «Положение» расширило права уездных властей, волостных управителей и аульных старшин. В областных и уездных городах был усилен полицейский аппарат. Кибиточная подать была увеличена с 3-х до 4-х рублей в год. Повысились местные сборы для содержания волостной и уездной администрации. Было еще раз подтверждено право собственности самодержавного государства на все земли Казахстана. В «Положении» говорилось: «Земли, занимаемые кочевьем, и все принадлежности сих земель, в том числе и леса... признаются государственной собственностью». Таким образом, «Положение» узаконивало расхищение казахских земель царскими колонизаторами.

Артем Offline Администрация
05.07.2010, 19:04, Понедельник | Сообщение 2
Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство Казахстана.

Элементы капитализма проникали в Казахстан медленно. Здесь еще долго сохранялись отсталые формы экономики, патриархально-родовой быт. Процесс разложения патриархально-феодальных отношений в ауле искусственно сдерживался правящими классами России, которые рассчитывали оставить Казахстан на положении аграрно-сырьевого придатка метрополии. Важно отметить, что развитие капитализма в Казахстане было тесно связано с крестьянским переселением, ускорившим процесс разложения натурального хозяйства казахов и классовое расслоение аула. Переселение в казахские степи крестьян из центральных районов России, начавшееся в 70-е г. XIX в., было вызвано обострившимися классовыми противоречиями внутри страны. К началу XX века число крестьян-переселенцев в Казахстан достигло 199 556 человек. Русские и украинские крестьяне-переселенцы вопреки политике царизма содействовали подъему производительных сил края. Они завезли сюда сортовые семена, сельскохозяйственные орудия, улучшенные породы скота. Казахи стали применять в хозяйстве плуг, борону, косу, а состоятельные хозяева — и сенокосилки. Так, в 1915 г. в Акмолинской области в казахских хозяйствах имелось 1 100 лобогреек, 800 сенокосилок.

По примеру русских крестьян-переселенцев казахи переходили к оседлости, строили деревянные дома, надворные постройки, крытые сараи для скота. О пользе перехода к оседлости говорится в народной пословице: «Откочевавшие — бродяги, осевшие — народ».

Распространению земледелия на юге Казахстана способствовали соседи — узбеки-дехкане, научившие казахов выращивать бахчевые культуры, применять искусственное орошение.


Современное искусственное орошение

В 80-х гг. XIX в. тысячи уйгурских и дунганских семей переселились из Восточного Туркестана в Семиречье. В большинстве своем они занимались земледелием, сеяли зерновые культуры, выращивали новые в этом крае сорта овощей.

Переход казахов к новым формам хозяйства, помимо влияния русской культуры, был вызван экономическими причинами, в частности, проникновением капиталистических отношений в аул. Растущая нужда в деньгах для уплаты налогов за землю, для покупки промышленных товаров и хлеба заставляла казахских крестьян все чаще обращаться к рынку, продавать там продукты своего труда.

Проникновение капиталистических отношений в экономику Казахстана резко усилило классовое расслоение а ауле. Например, в Семипалатинской области 12 500 бедняцких хозяйств имело 63 500 лошадей, а 1800 байских хозяйств— 1 727 000 лошадей. Баи, значительно расширив свои посевы, начали применять сельскохозяйственные машины, наемный труд, продавать хлеб на рынке. Так, бай Ш. Букеев засевал около 700 десятин. На уборке урожая у Букеева кроме постоянных наемных рабочих ежегодно работало до 400 сезонных. Бай давал батраку плуг, рабочий скот, семена, а батрак был обязан за это обрабатывать его землю и снимать с нее в пользу бая урожай.

Наряду с наемными рабочими, баи под видом оказания «родовой помощи» эксплуатировали своих обедневших родственников. Переплетение старых, патриархально-феодальных форм эксплуатации труда с новыми, капиталистическими, составляло одну из особенностей социально-экономических отношений в казахском ауле конца XIX — начала XX веков. Сочетание двух форм эксплуатации усиливало бедственное положение казахского крестьянства, обостряло классовые противоречия в казахском ауле. Феодально-байская знать фактически монопольно распоряжалась землями, ранее находившимися в общинном пользовании, отчего в первую очередь страдала беднота. Из-за пастбищ шла упорная борьба между баями и казахской беднотой. В ряде случаев борьба принимала форму вооруженного сопротивления.

Одновременно казахские крестьяне выступали против колонизаторской политики царизма, в результате которой у казахов отнимались лучшие земли и передавались русским кулакам. В этой борьбе казахские крестьяне находили поддержку у крестьян-переселенцев, также страдавших от гнета царизма.

Не все обедневшие крестьяне находили себе работу в аулах. Поэтому часть их уходила на отхожие промыслы. Они работали в качестве батраков на рыболовных, соляных промыслах и каменноугольных копях. Отходничество способствовало росту их классового самосознания, сближению казахской бедноты с русскими рабочими и крестьянами. Через русских рабочих отходники знакомились с революционным движением в России.

Артем Offline Администрация
05.07.2010, 19:17, Понедельник | Сообщение 3
Возникновение капиталистической промышленности в Казахстане

Развитие промышленности в Казахстане было тесно связано с интересами русского промышленного капитала. Казахстан являлся сырьевой базой и рынком сбыта продукции капиталистической промышленности России. Однако перевозки сельскохозяйственного сырья в центральные районы обходились очень дорого. Поэтому русские промышленники стали создавать на месте небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: кожевенные, салотопенные, маслобойные, спиртоводочные заводы, а также мельницы, просорушки, мыловарни и другие. На каждом предприятии работало 5—10 человек. Техника производства была низкой. Большинство рабочих работало временно. Постоянные кадры рабочих на таких предприятиях формироваться не могли.

Несмотря на медленные темпы развития и отсталую технику, обрабатывающая промышленность сыграла немаловажную роль в развитии экономики дореволюционного Казахстана.

Наряду с использованием сельскохозяйственного сырья русские промышленники были заинтересованы и в разработке полезных ископаемых Казахстана — золота, каменного угля, нефти. Разработка природных богатств Казахстана началась в 30—40-х годах XIX в. В это время уже работали Спасский завод, Успенский и Джезказганский рудники. Многие из богатейших месторождений открыли местные жители. Так, в 1833 г. бедный казах Байжанов обнаружил каменный уголь в районе Караганды. Это месторождение находилось в пределах кочевья бая Утепова, который продал его купцу Ушакову за 250 рублей. Экибастузское месторождение каменного угля было открыто рабочим-казахом Касымовым.


Успенский медный рудник

В конце XIX в. горная промышленность Казахстана начинает переходить в руки иностранного капитала. Так, Карагандинское месторождение было продано французскому предпринимателю, а позднее оно перешло в руки английских империалистов. В 1896 г. на базе Зыряновского месторождения французские предприниматели учредили «Зыряновское горнопромышленное общество». Американские бизнесмены скупали богатые золотом месторождения, арендовали предприятия, находившиеся в Алтайском горном округе.

Развитие капиталистических отношений в Казахстане происходило медленно. Русский царизм преднамеренно не допускал развития тяжелой промышленности в Казахстане, стремясь сохранить его как сырьевую базу.

Большое значение для развития производительных сил Казахстана имела постройка железнодорожных путей. Рост железнодорожной сети, увеличение перевозок грузов и расширение внешней торговли были, по словам В. И. Ленина, важными факторами, подготовившими смену феодального способа производства капиталистическим. К концу XIX в. были построены дороги Рязань — Уральск, Самара — Оренбург. В 1888 г. построена Закаспийская железная дорога, соединившая гор. Самарканд с Каспийским морем. Закаспийская железная дорога способствовала усилению экономических связей России со Средней Азией и Казахстаном.


Закаспийская железная дорога

В 90-х годах XIX в. началось строительство Сибирской железной дороги, продолжавшееся 15 лет. Эта дорога пересекла северную часть Казахстана. Железные дороги вместе с русскими строили и казахские рабочие. Многие из них стали кадровыми железнодорожниками.

Развитие капиталистической промышленности, строительство железных дорог и усиление отходничества ускорили рост городов в Казахстане. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными, торговыми, но и промышленными, культурными центрами. К концу XIX в. в Семипалатинске проживало 31 000 человек, в Петропавловске — 21750 жителей, в Уральске — 39 000 человек, в Верном — 37 000 жителей. В городах заметно росло казахское население. Усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало беднейшую часть казахов-джатаков уходить в города на поиски работы. Вместе с тем в городах Казахстана жили крупные казахские баи, торговцы, перекупщики, а также ремесленники. В таких городах, как Иргиз, Каркаралинск, казахи составляли более половины жителей.

Городское население Казахстана к концу XIX в. можно разделить на две части. К эксплуататорской части населения городов относились дворяне, офицеры, купцы, верхушка казачества. Рабочие, крестьяне и мещане составляли трудовое население городов. Города Казахстана были также центрами, где формировался пролетариат. К началу XX в. они превращаются в центры революционно-освободительного движения. Возникновение городских центров и рост в них населения были положительным явлением в жизни Казахстана. Из городов в аулы шли новые веяния. Известный казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин писал: «Совсем иное значение будут иметь в казахской жизни русские города... В интеллигентном, торговом и ремесленном населении городов киргиз увидит потребителя, снабжающего степняка всеми услугами современной цивилизации, искусства и научных знаний. Влияние городов и удобных путей сообщения будет для жизни киргизского народа в нашей степи благодетельствовать». Именно в городах начинается формирование казахской интеллигенции, на политическое и культурное развитие которой оказывала прогрессивное влияние местная демократическая интеллигенция.


Ибрай Алтынсарин

Особая роль в распространении революционно-демократических идей принадлежала ссыльным. В Казахстане отбывали ссылку друг Карла Маркса и Н. Г. Чернышевского, член секции I Интернационала и первый переводчик «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатин, а также участники ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и многие другие.

Идеи научного социализма все глубже проникали в среду местной учащейся молодежи. Создаются начальные организации, которые распространяли марксистскую литературу и готовили революционные кадры, пробуждали политическое самосознание трудящихся, поднимали их революционную активность.

Местные социал-демократы установили связь с рабочими, крестьянами, солдатами и интеллигенцией Казахстана, распространяли революционную литературу, в частности, большевистскую «Искру» и отдельные работы В. И. Ленина, создавали марксистские кружки, готовя трудовой народ Казахстана к грядущим битвам.

Артем Offline Администрация
05.07.2010, 19:23, Понедельник | Сообщение 4
Начало формирования казахского пролетариата.

Возникновение в Казахстане очагов промышленности, строительство железных дорог обусловили формирование в крае рабочего класса. Ядро его составляли русские рабочие, приезжавшие из различных районов России. Основным источником пополнения рядов рабочего класса в крае явилось разорившееся крестьянство и переселенцы из внутренних губерний России.

Одна часть разорившегося казахского крестьянства оставалась в сельской местности и нанималась к местным богатеям, пополняя ряды сельскохозяйственного пролетариата, а другая, меньшая, уходила на горные разработки, рыбные промыслы, фабрики и заводы.

Процесс формирования кадров промышленных рабочих в крае происходил также за счет расслоения кустарей-ремесленников, которые составляли значительную часть городского населения Казахстана. Приходя на фабрики и заводы, они приносили с собой, в отличие от бывших крестьян, определенные технические навыки.

Важным источником пополнения рядов промышленного пролетариата являлось привлечение к фабрично-заводскому труду членов семей рабочих, т. е. детей и женщин. Предприниматели были заинтересованы в закреплении семейных рабочих за предприятиями, поскольку женский и детский труд, оплачиваемый гораздо ниже, чем труд взрослых мужчин, давал баснословные прибыли. Условия труда на предприятиях были исключительно тяжелыми. Рабочий день продолжался с раннего утра до позднего вечера, по 14—16 часов в сутки. Заработная плата была низкой. Техника безопасности отсутствовала. Жили рабочие в грязных и сырых бараках или землянках. Произвол администрации доходил до предела.

Однако численность пролетариата в дооктябрьском Казахстане была незначительной. Общее число рабочих края едва превышало 75 тыс. человек. Значительная часть их была сосредоточена на предприятиях, занимавшихся переработкой сельскохозяйственного сырья. Большей степени концентрация рабочей силы достигала в горной и горнозаводской промышленности. Так, на Спасском заводе работало 1360 человек, на Успенском руднике—1503, на Карсакпайском заводе— 1260, в Караганде— свыше 800 человек. Концентрация рабочей силы наблюдалась на железных дорогах и нефтяных промыслах. Значительная часть рабочих-казахов была сосредоточена на рыболовных промыслах Каспийского и Аральского морей.

По национальному составу пролетариат Казахстана был неоднородным. В шахтах, на заводах, промыслах бок о бок трудились казахи, русские, украинцы и представители других национальностей. В горной промышленности преобладали казахские рабочие.

Русские рабочие принесли в Казахстан опыт революционной борьбы. Общение казахских рабочих с русскими способствовало росту их классового самосознания, воспитывало в них чувство братской солидарности. В. И. Ленин советовал «всякую возможность общения с великорусским сознательным рабочим, с его литературой, его кругом идей обязательно всеми силами ловить, использовать, закреплять»1. Общаясь с русскими рабочими, казахи убеждались в том, что русский рабочий является для них старшим братом и верным товарищем. Это вело к укреплению дружественных связей и братского союза между казахским и русским пролетариатом.

Параллельно с классом пролетариата в Казахстане складывалась национальная буржуазия. Казахская буржуазия формировалась из среды скупщиков-торговцев, приказчиков. Процесс формирования местной буржуазии протекал медленно. Центральное положение в промышленности и торговле края принадлежало русскому и иностранному капиталу. Казахская буржуазия вкладывала капиталы в основном в торговлю и ростовщичество, была в своей хозяйственной деятельности связана с экономикой аула. Она выступала как посредник русского и иностранного капитала.

Углубление классового расслоения казахского общества, зарождение местного пролетариата и усиление классовых противоречий говорили о том, что в Казахстане, являвшемся составной частью Российской империи, также зрели предпосылки для слияния национально-освободительного движения с общероссийским революционно-демократическим, а затем пролетарским революционным движением.

Артем Offline Администрация
05.07.2010, 19:39, Понедельник | Сообщение 5
Развитие культуры Казахстана во второй половине XIX века.

1. Казахско-русские культурные связи.
С присоединением Казахстана к России усилилось культурное общение казахского народа с русским народом. Этому способствовало то, что во второй половине XIX в. Казахстан был превращен царизмом в место политической ссылки. Сюда были сосланы революционеры, передовые ученые, писатели, которые познакомили казахский народ с жизнью, революционной борьбой и литературой русского народа.

В Казахстане отбывали ссылку активные участники кружка Петрашевского. Здесь пробыл девять лет (1850—1859) талантливый поэт А. Н. Плещеев. Он служил рядовым солдатом в Оренбургском линейном батальоне, но тяготы службы не мешали ему тесно сблизиться с группой ссыльных поляков, подружиться с Сигизмундом Сераковским и Брониславом Залесским, воспитанными на демократических традициях польской культуры. Они познакомили его с Тарасом Григорьевичем Шевченко. Собираясь вместе, друзья обсуждали волновавшие их вопросы о судьбах русского крестьянства, об уничтожении крепостного права, о борьбе русского народа за свое освобождение от социального гнета, о неразрывной связи этой борьбы с борьбой угнетенных царизмом народов, в том числе и казахского.


А. Н. Плещеев

А. Н. Плещеев стремился как можно ближе познакомиться с казахским населением. Во время походов против кокандцев он высоко оценил трудолюбие, открытую и щедрую душу казахов, присылавших замерзающим солдатам юрты, бескорыстно помогавших военным отрядам строить укрепления, изучать топографию казахского края.

С. Ф. Дуров, активный член кружка Петрашевского, принес в Казахстан демократические идеи и свой революционный опыт. К Дурову тянулись прогрессивные умы Сибири и Казахстана, учились у него преданности революционному делу. Глубокий интерес к казахскому народу, его судьбе заставил Дурова задуматься о причинах, которые держали казахский народ в плену отсталости. Он считал, что выходом из этого положения является уничтожение колониального гнета, сочетавшегося с феодальным угнетением трудящихся масс. Петрашевцы несли идеи революционной демократии в Казахстан, способствовали пробуждению далекой национальной окраины царской России, вовлекали ее в русло общероссийского освободительного движения.

Великие революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поддерживали борьбу угнетенных народов России за свое освобождение, рассматривали ее в тесной связи с борьбой русского народа против гнета царизма. Обращаясь к угнетенным народам, Герцен писал: «Нельзя безнаказанно смешивать Россию с ее правительством... Зимний дворец — это не вся Россия, даже не весь Петербург... Другая Россия приветствует вас своими братьями, протягивает вам руку». «Колокол» (газета, выпускаемая Герценом) откликался на наиболее злободневные события в крае, о которых сообщали Герцену местные корреспонденты Н. В. Ханыков, М. И. Венюков, Н. Авдеев. Со всей страстностью Герцен писал об угнетении казахского народа, о злоупотреблениях колониальных властен, взяточничестве, непосильных налогах, об ограничениях для казахов в образовании.

2. Чокан Валиханов (1835—1865) был первым казахским ученым и просветителем. Он учился в Омском кадетском корпусе. В эти годы Чокан общался с передовыми русскими учеными, путешественниками и политическими ссыльными, с увлечением читал произведения великих русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

После окончания кадетского корпуса Ч. Валиханов сблизился с выдающимся русским ученым П. П. Семеновым-Тянь - Шанским и писателем Ф. М. Достоевским. Они заботливо относились к Чокаиу и помогали его духовному росту. Достоевский писал Валиханову: «Я так Вас люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням... Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского. Уже один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности». Поэт-петрашевец С. Ф. Дуров познакомил Валиханова с идеями русских революционеров-демократов.

Валиханов одно время жил в Петербурге, там он посещал редакцию журнала «Современник», читал статьи Чернышевского и Добролюбова, направленные против самодержавно-крепостнического строя. Он писал о Чернышевском: «Какой замечательный человек этот Чернышевский и как хорошо он знает жизнь не только русских... Чернышевский — это наш друг».

В Петербургском университете Валиханов слушал лекции русских ученых-востоковедов. По словам Семенова-Тян-Шанско-го, он «сделался замечательным эрудитом по истории Востока и в особенности народов, соплеменных киргизам». В 1857 г. Валиханов единогласно был избран действительным членом Русского географического общества.

Валиханов был знаком с химиком Д. И. Менделеевым и ботаником А. Н. Бекетовым. В одном из своих писем Бекетову он писал: «Ради бога, Андрей Николаевич, похлопочите в Обществе, чтобы выслали мне в степь барометр, психометр и несколько термометров,—та часть степи, в которой я живу, очень слабо исследована. Занятия мои в степи идут успешно. Я собрал очень много сказок, эпических сказаний, песен и занимаюсь теперь изучением киргизских законов».

Валиханов горячо защищал интересы простого народа. С возмущением он писал о том, что между казахскими феодалами существует круговая порука, чтобы «грабить простой народ». Путь дальнейшего прогресса своей страны Валиханов видел в переходе к оседлости, земледелию. Он указывал, что «только земледелие составляет общенародное занятие».

Как и прогрессивная интеллигенция России, Валиханов ненавидел самодержавно-крепостнический строй. Молодой ученым призывал свой народ к дружбе с великим русским народом.

Валиханов решительно выступал против религии. «Я не верк» в бога и с Магометом состою в личной вражде»,— писал он. Валиханов стремился оградить казахскую молодежь от влияния ислама. В одном из своих писем он предлагал русской администрации «совершенно устранить вредное влияние татарских мулл и среднеазиатских святошей».

Вследствие социально-экономической отсталости Казахстана Чокан Валиханов не мог полностью понять программу русских революционеров-демократов и подняться до признания идей крестьянской революции.

3. Народное образование.
До середины XIX в. народное образование в Казахстане находилось в зачаточном состоянии. Школы, которые были в Оренбурге, Омске и Семипалатинске, готовили в основном переводчиков и писарей для колониальной администрации.

Вопреки желанию царизма, казахский народ тянулся к знаниям. Общение казахских крестьян с русскими переселенцами способствовало изучению казахами русского языка.

В 1850 г. в Оренбурге открылась школа для казахских детей с семилетним сроком обучения. За 19 лет своего существования она выпустила 148 человек. Некоторые из выпускников стали работать учителями. В 60-х годах начальные русско-казахские школы были открыты в Уральске, Казалинске, Перовске и Тургае. Но из-за отсутствия педагогов и учебных пособий часть этих школ вскоре была закрыта.

В 90-х годах XIX в. в Казахстане насчитывалось около 100 двухклассных уездных и одноклассных волостных школ, в которых обучалось до 4 тысяч детей. Колониальные власти стремились подготовить из них послушных царизму чиновников. Однако многие из окончивших эти школы вливались в ряды демократически настроенной казахской интеллигенции.

4. Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин.
Очень много в области развития народного образования в Казахстане сделал Ибрай Алтынсарин (1841 —1889)—выдающийся казахский педагог и просветитель. Он родился в Затобольском районе Кустанайской области, воспитывался у деда, т. к. рано лишился родителей.

Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения на открытие начальных школ для казахских детей, он перешел на учительскую работу, позднее был инспектором народных училищ.

Просветительская и педагогическая деятельность Алтынсари-иа протекала под влиянием передовой русской культуры. Он был лично знаком с востоковедом В. В. Григорьевым, лингвистом и этнографом В. В. Радловым, фольклористом А. Е. Алектороаым, внимательно изучал труды русского педагога К. Д. Ушинского и чешского педагога Я. А. Коменского.

В 1876 г. Алтынсарин побывал в Петербурге и Казани, где встречался с передовыми учеными и педагогами. Лучшее будущее казахского народа Алтынсарин связывал с Россией, с великим русским народом. «Молодое поколение киргизов,— писал он,— будет смотреть на язык и грамоту русских, как на единственный язык культуры и знания, пристрастится к ним и будет развиваться».

Будучи инспектором школ Тургайской области, Алтысарин много труда вкладывал в организацию учебно-воспитательной работы. Особенно он заботился о том, чтобы школы давали детям прочные знания по русскому языку, и искренне радовался первым успехам в этом деле. «Как голодный волк за барана,— писал он,— взялся я горячо за учение детей, и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски». Алтынсарин впервые в Казахстане открыл Иргизское женское училище (на 20 мест). Девочки изучали общеобразовательные предметы и занимались рукоделием. Позднее женские училища были открыты в Куста пае, Карабутаке и Актюбинске.

Алтынсарин требовал создания ремесленных и сельскохозяйственных училищ, где казахская молодежь обучалась бы различным ремеслам — кожевенному, мыловаренному, гончарному, столярно-токарному и кузнечному, а также огородничеству, садоводству и земледелию, знакомилась бы с новейшими машинами. С большим трудом ему удалось открыть в Тургае ремесленную школу на 25 человек.

Составленная Алтынсариным «Киргизская хрестоматия» для того времени была популярным сборником научных знаний. В ней проводилась мысль о необходимости перехода казахов к земледелию и оседлому образу жизни, о пользе научно-технических знаний. В стихотворении «Давайте, дети, учиться» рассказывалось о значении науки для народа, о паровозе, пароходе и электричестве.

До конца своей жизни Алтынсарин отстаивал интересы трудового народа. Он ненавидел феодально-байскую знать, колониальную администрацию, беспощадно бичевал казахских феодалов за их невежество и алчность. В стихотворении «Лицемерному судье» он писал:

Разоряешь постепенно аул дотла.
Знай, сударь, придет час возмездия,
Хан, не зная правды, чинит насилие.
И тот, кого ты обирал, доберется до тебя.

В своих произведениях он призывал казахский народ к просвещению, науке, осуждал темноту и невежество. Девизом Алтынсарина были слова: «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей Родине».

Алтынсарин горячо пропагандировал среди казахского народа русский язык и светское образование. «Развивайте среди киргиз (казахов) влияние русского образования... Киргизский (казахский) народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином под дорогим для него знаменем России»,— писал он.

Ибрай Алтынсарин, как и Чокай Валиханов, не смог подняться до уровня революционно-демократических убеждений, до понимания необходимости революционным путем уничтожить эксплуататорский строй, но он горячо верил, что настанет время и его родной народ будет жить свободной и счастливой жизнью.

5. Абай Кунанбаев (1845—1904).
Абай Кунанбаев — выдающийся казахский поэт-просветитель. Он родился в Чингистау-ском районе Семипалатинской области. Отец его, Кунанб&й, был крупным феодалом, главой тобыктинского рода. Уже в детстве Абаю пришлось видеть тяжелую, безотрадную жизнь своего народа, несправедливость и алчность отца.


Абай (Ибрагим) Кунанбаев

Начальное образование Абай получил у мулл в родном ауле, а среднее — в Семипалатинске, где он окончил мусульманскую школу (медресе). В годы учения в Семипалатинске Абай проявил большой интерес к русской культуре и ее передовым деятелям. Несмотря на запрет отца, он посещал русскую школу. Абай изучал фольклор, историю своего народа и литературу народов Востока.

Отец Абая хотел сделать сына своим верным помощником, поэтому он прервал его учение и заставил заниматься разбором феодально-родовых тяжб. Не выдержав злодеяний феодально-родовой знати и самовластного отца, Абай порвал с ними.

Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Решающее влияние на его мировоззрение оказала передовая культура русского народа. Абай горячо любил русский народ. Он много сделал для приобщения своего народа к передовой культуре России. «Помни, что главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза»,— говорил Абай.

Одним из близких друзей Абая был политический ссыльный Е. П. Михаэлис, воспитанный на революционных традициях 60-х годов. Ссыльные познакомили Абая с произведениями Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Чернышевского и Добролюбова. Абай горячо пропагандировал великие творения этих писателей. Ему принадлежат переводы 53 произведений русской классики. С большим поэтическим мастерством он перевел такие замечательные произведения Лермонтова, как «Вадим», «Демон», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу», «Дары Терека».

Поэт верил в светлое будущее своего народа. Он призывал казахский народ к борьбе с отсталостью, невежеством и их носителями — казахскими феодалами.

Большое значение Абай придавал народному просвещению. Он требовал открытия школ для казахской молодежи, в которых она могла бы учиться светским наукам. «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других — на другую. Надо создать школы, надо, чтобы все учились, даже девушки»,— писал Абай.

Защищая интересы народных масс, Абай подвергал уничтожающей критике светскую и духовную феодальную знать.
Бесчеловечный, зверя жадней, Грязный в словах и делах,— Такой герой наших дней Правит тобой, казах!

Он высмеял темноту и невежество мулл:

И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, С беркутом не схож ли он?

Абай выступал против феодально-родовых междоусобиц и распрей. За беспощадное обличение баев, волостных управителей и аульных старшин Абай подвергался преследованиям. По доносу волостных управителей в 1903 году семипалатинский полицмейстер произвел обыск в доме Абая и его сыновей. Во время обыска была конфискована вся переписка Абая с друзьями. Однако, защищая интересы крестьян и обличая феодально-байскую знать, Абай ке смог вскрыть классовую природу феодальной эксплуатации и подняться до понимания революционных путей уничтожения социальной несправедливости.

Роль Абая в истории казахского народа исключительно велика. Абай — классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа.

6. Устное народное творчество и искусство.
Среди произведений казахской народной поэзии значительное место занимали лирические песни и айтысы. Широко известны имена таких даровитых акынов, как Суюмбай, Биржан, Сара, Жаяу-Муса, Ногайбай и Джамбул. В своих песнях акыны обличали феодаль-но-байский и колониальный гнет. С большим сочувствием они пели о тяжелом положении казахской бедноты и бесправии женщин. Акыны призывали трудящихся к борьбе за лучшее будущее.

В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным собирателем песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско-казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он алты кыз» («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во всех уголках Казахстана.

Выдающееся место в казахской народной поэзии занимают произведения Джамбула Джабаева (1846—1945). В стихах дореволюционного периода он рассказывал о тяжелой жизни народа, бичевал- жадность баев и несправедливость колониальной администрации.


Джамбул Джабаев

Обращаясь к феодально-байскому поэту Кулмамбету, Джамбул говорил:

Эй... Прислушайся, Кулмамбет,— Байским добром не бахвалюсь я, Бедностью не опечалюсь я, В мощи народа — сила моя, Цель народу ясна моя.

Многие песни и стихи народных акынов были записаны и опубликованы русскими учеными.

Музыкальное искусство казахского народа развивалось под влиянием профессиональных композиторов — Курмангазы и других. В их произведениях отражалась жизнь трудового народа, его борьба за лучшее будущее.


Курмангазы
Популярным композитором и певцом казахского народа был Биржан-сал Кожагулов (1832—1895), выходец из бедной крестьянской семьи. Его песни «Джанбота» и «Шидер» полны гнева и возмущения против царившего тогда произвола.

Талантливый композитор Жаяу-Муса Байжанов (1835— 1929) родился и воспитывался в бедной семье кочевника-скотовода. Его произведения направлены против феодально-байской знати. В любимой народной песне «Сиса-сиса» он высмеял султана-правителя Мусу Чорманова. До нас дошло более 60 песен композитора.

Бессмертны песни «Кулагер» и «Актокты» композитора Ахаи-сере Корамсина (1843—1913), в которых выражен протест против социальной несправедливости.

Жизнь и быт казахского народа отражены в произведениях русских и украинских художников.

Во время ссылки в Казахстане Т. Г. Шевченко создал целую серию реалистических произведений, посвященных жизни и быту казахского народа. До нас дошли его рисунки: «Казашка над ступою», «Казахские дети-байгуши», «Пастух», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и другие, где запечатлены отдельные эпизоды из многострадальной жизни казахского народа.

Дважды побывавший в Туркестане русский художник В. В. Верещагин написал замечательные картины: «Киргизские кибитки на реке Чу», «Богатый киргизский охотник с соколом» и др. В них правдиво показаны природа, быт и нравы народов Казахстана и Киргизии.

Художник Н. Н. Каразин, служивший в Туркестане, оставил интересные зарисовки из. быта народов Средней Азии и Казахстана. Его картина «Смерть коня — смерть всаднику» показывает безвыходное положение всадника, лишившегося в безводной пустыне коня.

В Оренбурге, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске и других городах Казахстана гастролировали русские театральные труппы. В Оренбурге, например, выступали знаменитые артисты в. В. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, П. А. Стрепетова, В. ф. Комиссаржевская. Здесь столичными артистами были показаны спектакли «Без вины виноватые», «Укрощение строптивой», «Гроза» и другие. Русские спектакли посещали казахская интеллигенция и учащаяся молодежь.

Во время каникул в аулах учителя и ученики ставили небольшие инсценировки из казахского эпоса и из произведений русских писателей в переводах Алтынсарина и Кунанбаева. Эти выступления способствовали зарождению казахского театрального искусства.

Артем Offline Администрация
05.07.2010, 19:39, Понедельник | Сообщение 6
Тест на тему: Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века.

1.В каком году войска Ж.Нурмухамедова разрушили кокандскую крепость на Куандарье?
A) 1841 г.
В) 1842 г.
C) 1843 г.
D) 1844 г.
E) 1845 г.
2.Против кого были направлены силы повстанцев Ж.Нурмухамедова в 50-егоды XIX века?
A) Хивинского ханства.
В) Кокандского ханства.
C) Бухарского ханства.
D) Царского правительства.
E) Все перечисленное
3. Какую крепость Жанкожа превратил в центр восстания*
A) Раиым.
В) Ак-мешит.
C) Жанакала.*
D) Аулие-Ата.
E) Арыкбалык.
4. В годы восстания возраст Жанкожи Нурмухамедова перевалил:
A) За 50 лет.
В) За 80 лет.
C) За 60 лет.
D) За 70 лет.
E) За 90 лет.*
5. Кто руководил карательными войсками подавившими восстание под руководством Ж.Нурмухамедова?
A) Суворов.
В) Фитингоф.*
C) Лебедев.
D) Геке.
E) Перовский.
6. Годы восстания под руководством Есета Котибар-улы:
A) 1857-1858 гг.
В) 1856-1858 гг.
C) 1855-1858 гг.*
D) 1857-1859 гг.
E) 1858-1861 гг.
7. Основной район восстания под руководством Есета Котибар-улы:
A) Мангыстау.
В) Междуречье Волги и Урала.
C) Река Жем.*
D) Побережье Каспийского моря.
E) Мугоджарские горы.
8. В 1858 годы ташкентский правитель Мырза-Ахмет-бек ввел дополнительный налог с незамужних женщин. Укажите размер налога:
A) 1 руб.
В) 1 руб. 50 коп.
C) 2 руб.
D) 3 руб. 50 коп.*
E) 5 руб.
9. Какие крепости захватили повстанцы в мае 1858 г.
A) Аулиеата, Шымкент, Токмак.
В) Сузак, Мерке, Шолаккорган.*
C) Жанакорган и Туркестан.
D) Сайрам, Шымкент, Сузак.
10. Из-за сговора с каким ханом отдельных казахских феодалов восстание 1858 г. было подавлено?
A) Правителем Ташкента Мырза Ахметом.
В) Хивинским ханом Мухаммед-Рахимом.
C) Кокандским Худояр-ханом.*
D) Бухарским ханом Алимкули.
E) Правителем казахов Суйк Абылайханулы.
11.С каким народом повстанцы вели совместную борьбу в восстании 1858 г.?
A) Кыргызы.*
В) Узбеки.
C) Туркмены.
D) Каракалпаки.
E) Русские.
12. Годы восстания в Уральской и Тургайской областях?
A) 1867-1868 гг.
В) 1868-1869 гг.*
C) 1869-1870 гг.
D) 1867-1869 гг.
E) 1865-1867 гг.
13. Что явилось поводом восстания в Уральской и Тургайской областях?
A) Выезд организационных комиссий в степь для проведения в жизнь реформы.*
В) Указ царя о запрещении казахам пользования правобережьем Урала.
C) Указ царя Александра II об увеличении размера кибиточного налога до 4 рублей.
D) Прибытие новых казачьих войск и строительство крепостей в районе реки Жжем.
E) Назначение генерал-губернатором Оренбургского края Веревкина.
14. К лету 1869 г. у урочища Жамансай численность повстанцев достигла:
A) 3 тыс. чел.
В) 5 тыс. чел.
C) 10 тыс. чел.
D) 20 тыс. чел.*
E) 30 тыс. чел.
15. Кто возглавил отряд карателей, потерпевших поражение от повстанцев в сражении у реки Ашыбулак?
A) Отряд Пиррова.
В) Отряд Юрковского.
C) Отряд Рукина.
D) Отряд Кутайсова.
E) Отряд фон Штемпеля.*
16. Кто возглавил основное войско, направленное для подавления восстания в Уральской и Тургайской областях?
A) Военный министр Милютин.
В) Подполковник Рукин.
C) Граф Комаровский.
D) Губернатор Веревкин.*
E) Царь Александр II
17. Назовите основной район восстания 1870 г.?
A) Мангышлак.*
В) Мугоджар.
C) Район реки Эмба.
D) Прикаспийские степи.
E) Астраханская степь
18. Какие роды участвовали в восстании на Мангыстау в 1870 году?
A) Тама, Табын.
В) Торткара.
C) Шомекей.
D) Кыпчак.
E) Адай.*
19. В 30-40 годах XIX столетия среднеазиатские феодалы, стремясь удержать свое господство в Семиречье, проводили политику:
A) Прекращения грабежа казахов.
В) Привлечения казахов, киргизов под знамена ислама.
C) Задержания процесса принятия подданства России.*
D) Расширения захваченных территорий казахских родов.
E) Мирных переговоров с русскими генерал-губернаторами.
20. Кто возглавил антиколониальное восстание казахов низовьев Сырдарьи во второй половине 19 века?
A) С.Датулы.
В) А.Иманов.
C) Д.Нурмухамедов.*
D) К.Касымов.
E) И.Тайманов.
21. Узунгашская битва, показавшая военную слабость Коканда, произошла:
A) 19-21 октября 1857 г.
В) 19-21 октября 1861 г.
C) 19-21 октября 1860 г.*
D) 19-21 октября 1858 г.
E) 19-21 октября 1859 г.
22. В середине XIX в. южная часть Старшего жуза находилась в фактическом подчинении.
A) Бухарского Эмирата.
В) Хивинского ханства.
C) Китайской империи.
D) Казахского ханства.
E) Кокандского государства.*
23. Восставшие племени Адай в 1870 году на территории Мангыстау нанесли поражение отряду окружного пристава:
A) Веревкину.
В) Мартынову.
C) Комаровскому.
D) Рукину.*
E) Морозову.
24. Впервые казахские наемные рабочие в борьбе за свои права приняли участие в восстании:
A) На Мангыстау.*
В) В Букеевской Орде.
C) В Тургайской и Уральской областях.
D) На Сырдарье.
E) В Семиречье.
25. Когда было решающее сражение повстанцев под предводительством Д.Нурмухамедова и отряда генерал майора Фитингофа, в котором восставшие потерпели поражение?
A) 9 января 1857 г.*
В) 9 января 1858 г.
C) 9 января 1859 г.
D) 9 января 1861 г.
E) 9 января 1860 г.
26. Кто возглавил освободительную борьбу казахского народа в 1842 году в Букеевской Орде.
A) Аббас Кошайулы.*
В) Махамбет Отемисулы.
C) Кенесары Касымулы.
D) Есет Котибарулы.
E) Исатай Тайманулы.
27. В каком году умер Лаубай Мантайулы – один из предводителей народного движения в Букеевской Орде в 1842-1847 гг.?
A) 1843 г.
В) 1844 г.
C) 1845 г.
D) 1846 г.
E) 1847 г.*
28. Какой отряд, направленный для восстановления крепости на Куандарье, в 1845 году был уничтожен?
A) Кокандский.
В) Хивинский.*
C) Башкирский.
D) Уральских казаков.
E) Ойратский.
29. В какой местности 9 января 1857 года состоялось решающее сражение между отрядами Жанкожи Нурмухамедулы и картелями Фитингофа?
A) В урочище Арыкбалык.*
В) В низовьях Сырдарьи.
C) На правом берегу Амударьи.
D) На берегу озера Балхаш.
E) На Мангыстау.
30. В каком году руководитель восстания эмбенских казаков Есет Котибарулы поехал в Оренбург и признал царскую власть?
A) В 1856 г.
В) В 1857 г.
C) В 1858 г.*
D) В 1859 г.
E) В 1860 г.

Форум "Казахстан и образование"Математика геометрия » Ученический форум » История Казахстана » Развитие Казахстана во 2 половине XIX вв. (Развитие капитализма и разложение феодальных отношений)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: