|
Форум "Казахстан и образование"Математика геометрия Ученический форум История Казахстана Развитие Казахстана во 2 половине XIX вв. (Развитие капитализма и разложение феодальных отношений) |
Развитие Казахстана во 2 половине XIX вв. |
05.07.2010, 18:57, Понедельник | Сообщение 1
Развитие капитализма в России После реформы 1861 г. развитие капитализма в России шло ускоренным темпом: росли города, строились фабрики, заводы и железные дороги. С 1862 по 1890 гг. количество фабрик и заводов увеличилось вдвое — с 3 тысяч до 6 тысяч. Быстрыми темпами стала развиваться техника. «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка,—-писал В. И. Ленин,— стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка»1. С развитием капитализма в России сложился новый общественный класс — промышленный пролетариат. К концу XIX века число наемных рабочих в стране достигло 10 миллионов человек. Капиталистические отношения проникли и в деревню, где усилился процесс расслоения крестьянства на кулаков и бедняков, формировался сельскохозяйственный пролетариат. Развитие капитализма в России шло по двум линиям: вглубь, захватывая отрасли производства, и вширь, т. е. распространяясь на новые территории. Развитие капитализма вширь привело к укреплению экономических связей Казахстана с Россией, способствовало зарождению капиталистических отношений в казахской степи, росту общественного разделения труда и укреплению единого всероссийского рынка. В конце XIX —начале XX вв. царская Россия вступила в высшую и последнюю стадию капитализма — империализм. Россия стала центром мирового революционного движения. Русский рабочий класс выступал как передовой отряд пролетариата всего мира. Под руководством В. И. Ленина в России была создана марксистская партия, возглавившая борьбу рабочих и крестьян против угнетателей. В 1891 г. царское правительство издало новое «Положение» по управлению Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской областями. Это «Положение» расширило права уездных властей, волостных управителей и аульных старшин. В областных и уездных городах был усилен полицейский аппарат. Кибиточная подать была увеличена с 3-х до 4-х рублей в год. Повысились местные сборы для содержания волостной и уездной администрации. Было еще раз подтверждено право собственности самодержавного государства на все земли Казахстана. В «Положении» говорилось: «Земли, занимаемые кочевьем, и все принадлежности сих земель, в том числе и леса... признаются государственной собственностью». Таким образом, «Положение» узаконивало расхищение казахских земель царскими колонизаторами. |
05.07.2010, 19:04, Понедельник | Сообщение 2
Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство Казахстана. Элементы капитализма проникали в Казахстан медленно. Здесь еще долго сохранялись отсталые формы экономики, патриархально-родовой быт. Процесс разложения патриархально-феодальных отношений в ауле искусственно сдерживался правящими классами России, которые рассчитывали оставить Казахстан на положении аграрно-сырьевого придатка метрополии. Важно отметить, что развитие капитализма в Казахстане было тесно связано с крестьянским переселением, ускорившим процесс разложения натурального хозяйства казахов и классовое расслоение аула. Переселение в казахские степи крестьян из центральных районов России, начавшееся в 70-е г. XIX в., было вызвано обострившимися классовыми противоречиями внутри страны. К началу XX века число крестьян-переселенцев в Казахстан достигло 199 556 человек. Русские и украинские крестьяне-переселенцы вопреки политике царизма содействовали подъему производительных сил края. Они завезли сюда сортовые семена, сельскохозяйственные орудия, улучшенные породы скота. Казахи стали применять в хозяйстве плуг, борону, косу, а состоятельные хозяева — и сенокосилки. Так, в 1915 г. в Акмолинской области в казахских хозяйствах имелось 1 100 лобогреек, 800 сенокосилок. По примеру русских крестьян-переселенцев казахи переходили к оседлости, строили деревянные дома, надворные постройки, крытые сараи для скота. О пользе перехода к оседлости говорится в народной пословице: «Откочевавшие — бродяги, осевшие — народ».
Распространению земледелия на юге Казахстана способствовали соседи — узбеки-дехкане, научившие казахов выращивать бахчевые культуры, применять искусственное орошение. В 80-х гг. XIX в. тысячи уйгурских и дунганских семей переселились из Восточного Туркестана в Семиречье. В большинстве своем они занимались земледелием, сеяли зерновые культуры, выращивали новые в этом крае сорта овощей. Переход казахов к новым формам хозяйства, помимо влияния русской культуры, был вызван экономическими причинами, в частности, проникновением капиталистических отношений в аул. Растущая нужда в деньгах для уплаты налогов за землю, для покупки промышленных товаров и хлеба заставляла казахских крестьян все чаще обращаться к рынку, продавать там продукты своего труда. Проникновение капиталистических отношений в экономику Казахстана резко усилило классовое расслоение а ауле. Например, в Семипалатинской области 12 500 бедняцких хозяйств имело 63 500 лошадей, а 1800 байских хозяйств— 1 727 000 лошадей. Баи, значительно расширив свои посевы, начали применять сельскохозяйственные машины, наемный труд, продавать хлеб на рынке. Так, бай Ш. Букеев засевал около 700 десятин. На уборке урожая у Букеева кроме постоянных наемных рабочих ежегодно работало до 400 сезонных. Бай давал батраку плуг, рабочий скот, семена, а батрак был обязан за это обрабатывать его землю и снимать с нее в пользу бая урожай. Наряду с наемными рабочими, баи под видом оказания «родовой помощи» эксплуатировали своих обедневших родственников. Переплетение старых, патриархально-феодальных форм эксплуатации труда с новыми, капиталистическими, составляло одну из особенностей социально-экономических отношений в казахском ауле конца XIX — начала XX веков. Сочетание двух форм эксплуатации усиливало бедственное положение казахского крестьянства, обостряло классовые противоречия в казахском ауле. Феодально-байская знать фактически монопольно распоряжалась землями, ранее находившимися в общинном пользовании, отчего в первую очередь страдала беднота. Из-за пастбищ шла упорная борьба между баями и казахской беднотой. В ряде случаев борьба принимала форму вооруженного сопротивления. Одновременно казахские крестьяне выступали против колонизаторской политики царизма, в результате которой у казахов отнимались лучшие земли и передавались русским кулакам. В этой борьбе казахские крестьяне находили поддержку у крестьян-переселенцев, также страдавших от гнета царизма. Не все обедневшие крестьяне находили себе работу в аулах. Поэтому часть их уходила на отхожие промыслы. Они работали в качестве батраков на рыболовных, соляных промыслах и каменноугольных копях. Отходничество способствовало росту их классового самосознания, сближению казахской бедноты с русскими рабочими и крестьянами. Через русских рабочих отходники знакомились с революционным движением в России. |
05.07.2010, 19:17, Понедельник | Сообщение 3
Возникновение капиталистической промышленности в Казахстане Развитие промышленности в Казахстане было тесно связано с интересами русского промышленного капитала. Казахстан являлся сырьевой базой и рынком сбыта продукции капиталистической промышленности России. Однако перевозки сельскохозяйственного сырья в центральные районы обходились очень дорого. Поэтому русские промышленники стали создавать на месте небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: кожевенные, салотопенные, маслобойные, спиртоводочные заводы, а также мельницы, просорушки, мыловарни и другие. На каждом предприятии работало 5—10 человек. Техника производства была низкой. Большинство рабочих работало временно. Постоянные кадры рабочих на таких предприятиях формироваться не могли. Несмотря на медленные темпы развития и отсталую технику, обрабатывающая промышленность сыграла немаловажную роль в развитии экономики дореволюционного Казахстана. Наряду с использованием сельскохозяйственного сырья русские промышленники были заинтересованы и в разработке полезных ископаемых Казахстана — золота, каменного угля, нефти. Разработка природных богатств Казахстана началась в 30—40-х годах XIX в. В это время уже работали Спасский завод, Успенский и Джезказганский рудники. Многие из богатейших месторождений открыли местные жители. Так, в 1833 г. бедный казах Байжанов обнаружил каменный уголь в районе Караганды. Это месторождение находилось в пределах кочевья бая Утепова, который продал его купцу Ушакову за 250 рублей. Экибастузское месторождение каменного угля было открыто рабочим-казахом Касымовым. В конце XIX в. горная промышленность Казахстана начинает переходить в руки иностранного капитала. Так, Карагандинское месторождение было продано французскому предпринимателю, а позднее оно перешло в руки английских империалистов. В 1896 г. на базе Зыряновского месторождения французские предприниматели учредили «Зыряновское горнопромышленное общество». Американские бизнесмены скупали богатые золотом месторождения, арендовали предприятия, находившиеся в Алтайском горном округе. Развитие капиталистических отношений в Казахстане происходило медленно. Русский царизм преднамеренно не допускал развития тяжелой промышленности в Казахстане, стремясь сохранить его как сырьевую базу. Большое значение для развития производительных сил Казахстана имела постройка железнодорожных путей. Рост железнодорожной сети, увеличение перевозок грузов и расширение внешней торговли были, по словам В. И. Ленина, важными факторами, подготовившими смену феодального способа производства капиталистическим. К концу XIX в. были построены дороги Рязань — Уральск, Самара — Оренбург. В 1888 г. построена Закаспийская железная дорога, соединившая гор. Самарканд с Каспийским морем. Закаспийская железная дорога способствовала усилению экономических связей России со Средней Азией и Казахстаном. В 90-х годах XIX в. началось строительство Сибирской железной дороги, продолжавшееся 15 лет. Эта дорога пересекла северную часть Казахстана. Железные дороги вместе с русскими строили и казахские рабочие. Многие из них стали кадровыми железнодорожниками. Развитие капиталистической промышленности, строительство железных дорог и усиление отходничества ускорили рост городов в Казахстане. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными, торговыми, но и промышленными, культурными центрами. К концу XIX в. в Семипалатинске проживало 31 000 человек, в Петропавловске — 21750 жителей, в Уральске — 39 000 человек, в Верном — 37 000 жителей. В городах заметно росло казахское население. Усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало беднейшую часть казахов-джатаков уходить в города на поиски работы. Вместе с тем в городах Казахстана жили крупные казахские баи, торговцы, перекупщики, а также ремесленники. В таких городах, как Иргиз, Каркаралинск, казахи составляли более половины жителей. Городское население Казахстана к концу XIX в. можно разделить на две части. К эксплуататорской части населения городов относились дворяне, офицеры, купцы, верхушка казачества. Рабочие, крестьяне и мещане составляли трудовое население городов. Города Казахстана были также центрами, где формировался пролетариат. К началу XX в. они превращаются в центры революционно-освободительного движения. Возникновение городских центров и рост в них населения были положительным явлением в жизни Казахстана. Из городов в аулы шли новые веяния. Известный казахский педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин писал: «Совсем иное значение будут иметь в казахской жизни русские города... В интеллигентном, торговом и ремесленном населении городов киргиз увидит потребителя, снабжающего степняка всеми услугами современной цивилизации, искусства и научных знаний. Влияние городов и удобных путей сообщения будет для жизни киргизского народа в нашей степи благодетельствовать». Именно в городах начинается формирование казахской интеллигенции, на политическое и культурное развитие которой оказывала прогрессивное влияние местная демократическая интеллигенция.
Ибрай Алтынсарин Особая роль в распространении революционно-демократических идей принадлежала ссыльным. В Казахстане отбывали ссылку друг Карла Маркса и Н. Г. Чернышевского, член секции I Интернационала и первый переводчик «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатин, а также участники ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и многие другие. Идеи научного социализма все глубже проникали в среду местной учащейся молодежи. Создаются начальные организации, которые распространяли марксистскую литературу и готовили революционные кадры, пробуждали политическое самосознание трудящихся, поднимали их революционную активность. Местные социал-демократы установили связь с рабочими, крестьянами, солдатами и интеллигенцией Казахстана, распространяли революционную литературу, в частности, большевистскую «Искру» и отдельные работы В. И. Ленина, создавали марксистские кружки, готовя трудовой народ Казахстана к грядущим битвам. |
05.07.2010, 19:23, Понедельник | Сообщение 4
Начало формирования казахского пролетариата. Возникновение в Казахстане очагов промышленности, строительство железных дорог обусловили формирование в крае рабочего класса. Ядро его составляли русские рабочие, приезжавшие из различных районов России. Основным источником пополнения рядов рабочего класса в крае явилось разорившееся крестьянство и переселенцы из внутренних губерний России.
Одна часть разорившегося казахского крестьянства оставалась в сельской местности и нанималась к местным богатеям, пополняя ряды сельскохозяйственного пролетариата, а другая, меньшая, уходила на горные разработки, рыбные промыслы, фабрики и заводы. Процесс формирования кадров промышленных рабочих в крае происходил также за счет расслоения кустарей-ремесленников, которые составляли значительную часть городского населения Казахстана. Приходя на фабрики и заводы, они приносили с собой, в отличие от бывших крестьян, определенные технические навыки. Важным источником пополнения рядов промышленного пролетариата являлось привлечение к фабрично-заводскому труду членов семей рабочих, т. е. детей и женщин. Предприниматели были заинтересованы в закреплении семейных рабочих за предприятиями, поскольку женский и детский труд, оплачиваемый гораздо ниже, чем труд взрослых мужчин, давал баснословные прибыли. Условия труда на предприятиях были исключительно тяжелыми. Рабочий день продолжался с раннего утра до позднего вечера, по 14—16 часов в сутки. Заработная плата была низкой. Техника безопасности отсутствовала. Жили рабочие в грязных и сырых бараках или землянках. Произвол администрации доходил до предела. Однако численность пролетариата в дооктябрьском Казахстане была незначительной. Общее число рабочих края едва превышало 75 тыс. человек. Значительная часть их была сосредоточена на предприятиях, занимавшихся переработкой сельскохозяйственного сырья. Большей степени концентрация рабочей силы достигала в горной и горнозаводской промышленности. Так, на Спасском заводе работало 1360 человек, на Успенском руднике—1503, на Карсакпайском заводе— 1260, в Караганде— свыше 800 человек. Концентрация рабочей силы наблюдалась на железных дорогах и нефтяных промыслах. Значительная часть рабочих-казахов была сосредоточена на рыболовных промыслах Каспийского и Аральского морей. По национальному составу пролетариат Казахстана был неоднородным. В шахтах, на заводах, промыслах бок о бок трудились казахи, русские, украинцы и представители других национальностей. В горной промышленности преобладали казахские рабочие. Русские рабочие принесли в Казахстан опыт революционной борьбы. Общение казахских рабочих с русскими способствовало росту их классового самосознания, воспитывало в них чувство братской солидарности. В. И. Ленин советовал «всякую возможность общения с великорусским сознательным рабочим, с его литературой, его кругом идей обязательно всеми силами ловить, использовать, закреплять»1. Общаясь с русскими рабочими, казахи убеждались в том, что русский рабочий является для них старшим братом и верным товарищем. Это вело к укреплению дружественных связей и братского союза между казахским и русским пролетариатом. Параллельно с классом пролетариата в Казахстане складывалась национальная буржуазия. Казахская буржуазия формировалась из среды скупщиков-торговцев, приказчиков. Процесс формирования местной буржуазии протекал медленно. Центральное положение в промышленности и торговле края принадлежало русскому и иностранному капиталу. Казахская буржуазия вкладывала капиталы в основном в торговлю и ростовщичество, была в своей хозяйственной деятельности связана с экономикой аула. Она выступала как посредник русского и иностранного капитала. Углубление классового расслоения казахского общества, зарождение местного пролетариата и усиление классовых противоречий говорили о том, что в Казахстане, являвшемся составной частью Российской империи, также зрели предпосылки для слияния национально-освободительного движения с общероссийским революционно-демократическим, а затем пролетарским революционным движением. |
05.07.2010, 19:39, Понедельник | Сообщение 5
Развитие культуры Казахстана во второй половине XIX века. 1. Казахско-русские культурные связи. В Казахстане отбывали ссылку активные участники кружка Петрашевского. Здесь пробыл девять лет (1850—1859) талантливый поэт А. Н. Плещеев. Он служил рядовым солдатом в Оренбургском линейном батальоне, но тяготы службы не мешали ему тесно сблизиться с группой ссыльных поляков, подружиться с Сигизмундом Сераковским и Брониславом Залесским, воспитанными на демократических традициях польской культуры. Они познакомили его с Тарасом Григорьевичем Шевченко. Собираясь вместе, друзья обсуждали волновавшие их вопросы о судьбах русского крестьянства, об уничтожении крепостного права, о борьбе русского народа за свое освобождение от социального гнета, о неразрывной связи этой борьбы с борьбой угнетенных царизмом народов, в том числе и казахского.
А. Н. Плещеев А. Н. Плещеев стремился как можно ближе познакомиться с казахским населением. Во время походов против кокандцев он высоко оценил трудолюбие, открытую и щедрую душу казахов, присылавших замерзающим солдатам юрты, бескорыстно помогавших военным отрядам строить укрепления, изучать топографию казахского края. С. Ф. Дуров, активный член кружка Петрашевского, принес в Казахстан демократические идеи и свой революционный опыт. К Дурову тянулись прогрессивные умы Сибири и Казахстана, учились у него преданности революционному делу. Глубокий интерес к казахскому народу, его судьбе заставил Дурова задуматься о причинах, которые держали казахский народ в плену отсталости. Он считал, что выходом из этого положения является уничтожение колониального гнета, сочетавшегося с феодальным угнетением трудящихся масс. Петрашевцы несли идеи революционной демократии в Казахстан, способствовали пробуждению далекой национальной окраины царской России, вовлекали ее в русло общероссийского освободительного движения. Великие революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поддерживали борьбу угнетенных народов России за свое освобождение, рассматривали ее в тесной связи с борьбой русского народа против гнета царизма. Обращаясь к угнетенным народам, Герцен писал: «Нельзя безнаказанно смешивать Россию с ее правительством... Зимний дворец — это не вся Россия, даже не весь Петербург... Другая Россия приветствует вас своими братьями, протягивает вам руку». «Колокол» (газета, выпускаемая Герценом) откликался на наиболее злободневные события в крае, о которых сообщали Герцену местные корреспонденты Н. В. Ханыков, М. И. Венюков, Н. Авдеев. Со всей страстностью Герцен писал об угнетении казахского народа, о злоупотреблениях колониальных властен, взяточничестве, непосильных налогах, об ограничениях для казахов в образовании. 2. Чокан Валиханов (1835—1865) был первым казахским ученым и просветителем. Он учился в Омском кадетском корпусе. В эти годы Чокан общался с передовыми русскими учеными, путешественниками и политическими ссыльными, с увлечением читал произведения великих русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
После окончания кадетского корпуса Ч. Валиханов сблизился с выдающимся русским ученым П. П. Семеновым-Тянь - Шанским и писателем Ф. М. Достоевским. Они заботливо относились к Чокаиу и помогали его духовному росту. Достоевский писал Валиханову: «Я так Вас люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням... Вы первый из Вашего племени, достигший образования европейского. Уже один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности». Поэт-петрашевец С. Ф. Дуров познакомил Валиханова с идеями русских революционеров-демократов. Валиханов одно время жил в Петербурге, там он посещал редакцию журнала «Современник», читал статьи Чернышевского и Добролюбова, направленные против самодержавно-крепостнического строя. Он писал о Чернышевском: «Какой замечательный человек этот Чернышевский и как хорошо он знает жизнь не только русских... Чернышевский — это наш друг». В Петербургском университете Валиханов слушал лекции русских ученых-востоковедов. По словам Семенова-Тян-Шанско-го, он «сделался замечательным эрудитом по истории Востока и в особенности народов, соплеменных киргизам». В 1857 г. Валиханов единогласно был избран действительным членом Русского географического общества. Валиханов был знаком с химиком Д. И. Менделеевым и ботаником А. Н. Бекетовым. В одном из своих писем Бекетову он писал: «Ради бога, Андрей Николаевич, похлопочите в Обществе, чтобы выслали мне в степь барометр, психометр и несколько термометров,—та часть степи, в которой я живу, очень слабо исследована. Занятия мои в степи идут успешно. Я собрал очень много сказок, эпических сказаний, песен и занимаюсь теперь изучением киргизских законов». Валиханов горячо защищал интересы простого народа. С возмущением он писал о том, что между казахскими феодалами существует круговая порука, чтобы «грабить простой народ». Путь дальнейшего прогресса своей страны Валиханов видел в переходе к оседлости, земледелию. Он указывал, что «только земледелие составляет общенародное занятие». Как и прогрессивная интеллигенция России, Валиханов ненавидел самодержавно-крепостнический строй. Молодой ученым призывал свой народ к дружбе с великим русским народом. Валиханов решительно выступал против религии. «Я не верк» в бога и с Магометом состою в личной вражде»,— писал он. Валиханов стремился оградить казахскую молодежь от влияния ислама. В одном из своих писем он предлагал русской администрации «совершенно устранить вредное влияние татарских мулл и среднеазиатских святошей». Вследствие социально-экономической отсталости Казахстана Чокан Валиханов не мог полностью понять программу русских революционеров-демократов и подняться до признания идей крестьянской революции. 3. Народное образование. Вопреки желанию царизма, казахский народ тянулся к знаниям. Общение казахских крестьян с русскими переселенцами способствовало изучению казахами русского языка. В 1850 г. в Оренбурге открылась школа для казахских детей с семилетним сроком обучения. За 19 лет своего существования она выпустила 148 человек. Некоторые из выпускников стали работать учителями. В 60-х годах начальные русско-казахские школы были открыты в Уральске, Казалинске, Перовске и Тургае. Но из-за отсутствия педагогов и учебных пособий часть этих школ вскоре была закрыта. В 90-х годах XIX в. в Казахстане насчитывалось около 100 двухклассных уездных и одноклассных волостных школ, в которых обучалось до 4 тысяч детей. Колониальные власти стремились подготовить из них послушных царизму чиновников. Однако многие из окончивших эти школы вливались в ряды демократически настроенной казахской интеллигенции. 4. Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин. Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения на открытие начальных школ для казахских детей, он перешел на учительскую работу, позднее был инспектором народных училищ. Просветительская и педагогическая деятельность Алтынсари-иа протекала под влиянием передовой русской культуры. Он был лично знаком с востоковедом В. В. Григорьевым, лингвистом и этнографом В. В. Радловым, фольклористом А. Е. Алектороаым, внимательно изучал труды русского педагога К. Д. Ушинского и чешского педагога Я. А. Коменского. В 1876 г. Алтынсарин побывал в Петербурге и Казани, где встречался с передовыми учеными и педагогами. Лучшее будущее казахского народа Алтынсарин связывал с Россией, с великим русским народом. «Молодое поколение киргизов,— писал он,— будет смотреть на язык и грамоту русских, как на единственный язык культуры и знания, пристрастится к ним и будет развиваться». Будучи инспектором школ Тургайской области, Алтысарин много труда вкладывал в организацию учебно-воспитательной работы. Особенно он заботился о том, чтобы школы давали детям прочные знания по русскому языку, и искренне радовался первым успехам в этом деле. «Как голодный волк за барана,— писал он,— взялся я горячо за учение детей, и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски». Алтынсарин впервые в Казахстане открыл Иргизское женское училище (на 20 мест). Девочки изучали общеобразовательные предметы и занимались рукоделием. Позднее женские училища были открыты в Куста пае, Карабутаке и Актюбинске. Алтынсарин требовал создания ремесленных и сельскохозяйственных училищ, где казахская молодежь обучалась бы различным ремеслам — кожевенному, мыловаренному, гончарному, столярно-токарному и кузнечному, а также огородничеству, садоводству и земледелию, знакомилась бы с новейшими машинами. С большим трудом ему удалось открыть в Тургае ремесленную школу на 25 человек. Составленная Алтынсариным «Киргизская хрестоматия» для того времени была популярным сборником научных знаний. В ней проводилась мысль о необходимости перехода казахов к земледелию и оседлому образу жизни, о пользе научно-технических знаний. В стихотворении «Давайте, дети, учиться» рассказывалось о значении науки для народа, о паровозе, пароходе и электричестве. До конца своей жизни Алтынсарин отстаивал интересы трудового народа. Он ненавидел феодально-байскую знать, колониальную администрацию, беспощадно бичевал казахских феодалов за их невежество и алчность. В стихотворении «Лицемерному судье» он писал: Разоряешь постепенно аул дотла. В своих произведениях он призывал казахский народ к просвещению, науке, осуждал темноту и невежество. Девизом Алтынсарина были слова: «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей Родине». Алтынсарин горячо пропагандировал среди казахского народа русский язык и светское образование. «Развивайте среди киргиз (казахов) влияние русского образования... Киргизский (казахский) народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином под дорогим для него знаменем России»,— писал он. Ибрай Алтынсарин, как и Чокай Валиханов, не смог подняться до уровня революционно-демократических убеждений, до понимания необходимости революционным путем уничтожить эксплуататорский строй, но он горячо верил, что настанет время и его родной народ будет жить свободной и счастливой жизнью. 5. Абай Кунанбаев (1845—1904). Начальное образование Абай получил у мулл в родном ауле, а среднее — в Семипалатинске, где он окончил мусульманскую школу (медресе). В годы учения в Семипалатинске Абай проявил большой интерес к русской культуре и ее передовым деятелям. Несмотря на запрет отца, он посещал русскую школу. Абай изучал фольклор, историю своего народа и литературу народов Востока. Отец Абая хотел сделать сына своим верным помощником, поэтому он прервал его учение и заставил заниматься разбором феодально-родовых тяжб. Не выдержав злодеяний феодально-родовой знати и самовластного отца, Абай порвал с ними. Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Решающее влияние на его мировоззрение оказала передовая культура русского народа. Абай горячо любил русский народ. Он много сделал для приобщения своего народа к передовой культуре России. «Помни, что главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза»,— говорил Абай. Одним из близких друзей Абая был политический ссыльный Е. П. Михаэлис, воспитанный на революционных традициях 60-х годов. Ссыльные познакомили Абая с произведениями Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Чернышевского и Добролюбова. Абай горячо пропагандировал великие творения этих писателей. Ему принадлежат переводы 53 произведений русской классики. С большим поэтическим мастерством он перевел такие замечательные произведения Лермонтова, как «Вадим», «Демон», «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу», «Дары Терека». Поэт верил в светлое будущее своего народа. Он призывал казахский народ к борьбе с отсталостью, невежеством и их носителями — казахскими феодалами. Большое значение Абай придавал народному просвещению. Он требовал открытия школ для казахской молодежи, в которых она могла бы учиться светским наукам. «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других — на другую. Надо создать школы, надо, чтобы все учились, даже девушки»,— писал Абай. Защищая интересы народных масс, Абай подвергал уничтожающей критике светскую и духовную феодальную знать. Он высмеял темноту и невежество мулл: И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, С беркутом не схож ли он? Абай выступал против феодально-родовых междоусобиц и распрей. За беспощадное обличение баев, волостных управителей и аульных старшин Абай подвергался преследованиям. По доносу волостных управителей в 1903 году семипалатинский полицмейстер произвел обыск в доме Абая и его сыновей. Во время обыска была конфискована вся переписка Абая с друзьями. Однако, защищая интересы крестьян и обличая феодально-байскую знать, Абай ке смог вскрыть классовую природу феодальной эксплуатации и подняться до понимания революционных путей уничтожения социальной несправедливости. Роль Абая в истории казахского народа исключительно велика. Абай — классик казахской литературы, создатель казахского литературного языка. Он обогатил казахскую литературу прекрасными переводами русских классиков, способствовал росту духовной культуры казахского народа. 6. Устное народное творчество и искусство. В Казахстан проникали русские и украинские песни и музыка. Известным собирателем песен А. В. Затаевичем в Центральном Казахстане записана русская песня «Камаринская», переложенная на казахский лад. К этому времени относится появление ряда песен со смешанным русско-казахским текстом. В Западном Казахстане был записан текст песни «Он алты кыз» («Шестнадцать девушек»). Ныне эта шуточная песня поется во всех уголках Казахстана. Выдающееся место в казахской народной поэзии занимают произведения Джамбула Джабаева (1846—1945). В стихах дореволюционного периода он рассказывал о тяжелой жизни народа, бичевал- жадность баев и несправедливость колониальной администрации.
Джамбул Джабаев Обращаясь к феодально-байскому поэту Кулмамбету, Джамбул говорил: Эй... Прислушайся, Кулмамбет,— Байским добром не бахвалюсь я, Бедностью не опечалюсь я, В мощи народа — сила моя, Цель народу ясна моя. Многие песни и стихи народных акынов были записаны и опубликованы русскими учеными. Музыкальное искусство казахского народа развивалось под влиянием профессиональных композиторов — Курмангазы и других. В их произведениях отражалась жизнь трудового народа, его борьба за лучшее будущее. Талантливый композитор Жаяу-Муса Байжанов (1835— 1929) родился и воспитывался в бедной семье кочевника-скотовода. Его произведения направлены против феодально-байской знати. В любимой народной песне «Сиса-сиса» он высмеял султана-правителя Мусу Чорманова. До нас дошло более 60 песен композитора. Бессмертны песни «Кулагер» и «Актокты» композитора Ахаи-сере Корамсина (1843—1913), в которых выражен протест против социальной несправедливости. Жизнь и быт казахского народа отражены в произведениях русских и украинских художников. Во время ссылки в Казахстане Т. Г. Шевченко создал целую серию реалистических произведений, посвященных жизни и быту казахского народа. До нас дошли его рисунки: «Казашка над ступою», «Казахские дети-байгуши», «Пастух», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и другие, где запечатлены отдельные эпизоды из многострадальной жизни казахского народа. Дважды побывавший в Туркестане русский художник В. В. Верещагин написал замечательные картины: «Киргизские кибитки на реке Чу», «Богатый киргизский охотник с соколом» и др. В них правдиво показаны природа, быт и нравы народов Казахстана и Киргизии. Художник Н. Н. Каразин, служивший в Туркестане, оставил интересные зарисовки из. быта народов Средней Азии и Казахстана. Его картина «Смерть коня — смерть всаднику» показывает безвыходное положение всадника, лишившегося в безводной пустыне коня. В Оренбурге, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске и других городах Казахстана гастролировали русские театральные труппы. В Оренбурге, например, выступали знаменитые артисты в. В. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, П. А. Стрепетова, В. ф. Комиссаржевская. Здесь столичными артистами были показаны спектакли «Без вины виноватые», «Укрощение строптивой», «Гроза» и другие. Русские спектакли посещали казахская интеллигенция и учащаяся молодежь. Во время каникул в аулах учителя и ученики ставили небольшие инсценировки из казахского эпоса и из произведений русских писателей в переводах Алтынсарина и Кунанбаева. Эти выступления способствовали зарождению казахского театрального искусства. |
05.07.2010, 19:39, Понедельник | Сообщение 6
Тест на тему: Освободительная борьба казахов во второй половине XIX века. 1.В каком году войска Ж.Нурмухамедова разрушили кокандскую крепость на Куандарье? |
| |||
| |||