Menu
Билет № 18
Главная » Экзамены» Устный экзамен по биологии в 9-м классе. » Билет № 18

1. Работа мышц, их утомление. Значение двигательной активности для укрепления здоровья человека. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника

Мышечная система человека образована поперечно-полосатыми и гладкими мышцами. Поперечно-полосатые мышцы называются также скелетными, так как они соединены через сухожилия с костями скелета (кроме мимических мышц). Поперечно-полосатые мышцы составляют в среднем 42% от массы тела человека. Эти мышцы сокращаются произвольно, развивая значительные, но относительно короткие усилия. Поперечно-полосатые мышцы образованы длинными (до 10 см) многоядерными волокнами, которые, однако, в несколько раз тоньше человеческого волоса. Под микроскопом видно, что эти волокна имеют поперечную исчерченность, возникающую за счет упорядоченного расположения в них волокон сократительных белков актина и миозина.

Сокращение происходит под влиянием импульсов, приходящих из центральной нервной системы. Импульсы от одного двигательного нейрона, чаще всего расположенного в передних рогах серого вещества спинного мозга, приводят к сокращению от единиц до тысяч мышечных волокон. При сокращении нити актина и миозина перемещаются друг относительно друга – мышца укорачивается и утолщается. Сокращение мышцы занимает около 0,01 с.

Скелетные мышцы очень часто являются сгибателями или разгибателями суставов. Например, локтевой сустав сгибается при сокращении двуглавой, а разгибается при сокращении трехглавой мышцы плеча. При одновременном сокращении этих двух мышц локтевой сустав фиксируется в каком-то одном положении.

На работу мышц тратится большое количество глюкозы, других питательных веществ, кислорода, АТФ. Эти вещества приносятся в мышцы кровью. Кровь же выносит из мышц продукты обмена: СО2, молочную кислоту и др.

Если мышца сокращается длительное время, в быстром ритме или при большой нагрузке, то развивается ее утомление. Утомление – временное понижение работоспособности мышцы, возникающее чаще всего при накоплении в ней вредных продуктов обмена и исчезающее после отдыха. Другая причина утомления – торможение двигательных центров мозга, возникающее при длительной работе.

Основные группы скелетных мышц и их функции
1. Мышцы конечностей – движение конечностей, удержание положения тела.
2. Мышцы шеи и спины – удержание и движение головы, обеспечение вертикального положения тела, изгибов спины.
3. Мышцы груди – движения рук, дыхание.
4. Мышцы живота – наклоны вперед и в стороны, защита органов брюшной полости.
5. Мышцы головы – жевание, мимика.

Помимо поперечно-полосатых мышц в организме человека имеются гладкие мышцы, входящие в состав внутренних органов: желудка, кишечника, артериальных сосудов и др. Гладкие мышцы сокращаются медленно и независимо от желания, хотя они также управляются нервной системой. Их волокна короткие, одноядерные. Гладкие мышцы могут оставаться в сокращенном состоянии очень долго.

Для того чтобы организм школьника правильно развивался и из него вырос здоровый, сильный человек, необходимо постоянно тренировать мышечную систему. Тренировки улучшают координацию движений, повышают работоспособность мышц, ускоряют восстановление работоспособности мышц при утомлении. Нагрузка на мышцы улучшает состояние человека, создает ощущение бодрости, положительно влияет на работу нервной и кровеносной систем.

Формирование скелета и мышечной системы человека происходит в детские и юношеские годы. Наиболее распространенными нарушениями, с которыми можно бороться самостоятельно, являются искривление позвоночника и плоскостопие.

Чтобы не возникло искривление позвоночника, сидеть за партой следует прямо, не склоняя голову на грудь. Между грудью и краем парты или стола должен быть промежуток в 3–5 см, предплечья должны свободно лежать на парте, ступни – опираться на пол или подножку парты. В младших классах школьникам лучше пользоваться ранцем, а не портфелем.

Чтобы предотвратить плоскостопие, т.е. понижение свода стопы, следует носить обувь с задником, с эластичной подошвой, на небольшом каблуке.

2. Строение и жизнедеятельность растительной и животной клетки

В строении и жизнедеятельности растительной и животной клетки гораздо больше общего, чем различий. И растительные, и животные клетки питаются, дышат, делятся и т.д. И растительные, и животные клетки имеют наружную клеточную мембрану, ядро, цитоплазму, эндоплазматическую сеть, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, клеточные включения. Однако между клетками растений и животных имеется целый ряд отличий, которые можно представить в виде таблицы.



Обобщенная животная клетка
Обобщенная животная клетка (световая микроскопия).
1 – митохондрия; 2 – цитоплазма; 3 – гранулы питательных веществ; 4 – аппарат Гольджи; 5 – плазматическая мембрана; 6 – центриоли; 7 – ядро; 8 – нуклеоплазма; 9 – ядрышко; 10 – хроматин; 11 – ядерная мембрана; 12 – секреторные гранулы



Обобщенная растительная клетка (световая микроскопия).
1 – хлоропласт; 2 – граны; 3 – плазматическая мембрана; 4 – ядро; 5 – ядрышко; 6 – хроматин; 7 – нуклеоплазма; 8 – ядерная мембрана; 9 – клеточные стенки соседних клеток; 10 – плазмодесмы; 11 – клеточная стенка; 12 – срединная пластинка; 13 – аппарат Гольджи; 14 – секреторная гранула; 15 – митохондрия; 16 – тонопласт; 17 – цитоплазма; 18 – вакуоль