Menu
Билет № 26
Главная » Экзамены» Устный экзамен по биологии в 9-м классе. » Билет № 26

1. Высшая нервная деятельность человека. Социальная обусловленность его поведения

У человека и животных существует ряд общих закономерностей поведения, обучения и образования условных рефлексов. Однако у человека, кроме того, имеются особые механизмы высшей нервной деятельности (ВНД), связанные, по терминологии И.П. Павлова, со второй сигнальной системой.

Уже Ч.Дарвин отмечал, что, хотя строение тела человека несет следы происхождения от низшей формы, существует огромная разница между умом самого примитивного человека и самого высокоорганизованного животного. И.М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» говорит о символизации окружающей действительности при помощи слов. Он пишет: «Человек думает с помощью образов, слов и различных ощущений, которые могут быть вне прямой связи с раздражителями, действующими в это время на его органы чувств». Таким образом, у человека существуют два пути возникновения представлений и впечатлений – под влиянием непосредственного воздействия среды и под влиянием слов, через которые воспринимается реальная действительность (т.е. через словесную информацию, поступающую от других людей, и собственные мысли).

И.П. Павлов, рассматривая ВНД человека, сформулировал представления о двух сигнальных системах мозга. К первой сигнальной системе он отнес все временные связи, образующиеся в результате совпадения реальных раздражителей с какой-либо деятельностью организма. Все речевые временные связи, формирующиеся в результате совпадения слов с действием непосредственных раздражителей или с другими словами, Павлов отнес ко второй сигнальной системе. Таким образом, и у человека, и у животного контакт с окружающей средой обусловлен:
– простыми и сложными безусловными рефлексами, которые вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой таких рефлексов являются спинной мозг и весь головной мозг за исключением больших полушарий;
– условными рефлексами, вырабатываемыми в ходе индивидуальной жизни при действии различных стимулов, поступающих из внешней и внутренней среды; такие рефлексы замыкаются на уровне коры больших полушарий.

Но у человека, кроме того, есть еще один уровень: словесная сигнализация, анатомической основой которой являются ассоциативные зоны коры.

Для человека слово – такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные стимулы, непосредственно действующие на организм. Слово обладает способностью заменять реальные стимулы. Эта особенность слова сделала возможным обобщение и символизацию огромного количества раздражителей первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система охватывает все виды символизации, все производные от речи, вплоть до языка жестов и т.п. Любое непосредственное воздействие на организм человека подвержено словесной символизации. В целом можно сказать, что первая сигнальная система – это основа образного, предметного мышления; вторая сигнальная система – основа абстрактного, словесного мышления.

Судя по имеющимся нейрохирургическим и нейропсихологическим данным, основная масса речевых центров расположена в ассоциативной теменной коре. Здесь у человека находятся нейроны, способные устанавливать временные связи:
– с нейронами зоны Вернике (находится на границе височной и теменной коры, проводит анализ слова как звукового раздражителя);
– с нейронами различных сенсорных корковых зон (что позволяет устанавливать ассоциацию между словом и соответствующим ему объектом);
– с нейронами двигательной зоны (запуск двигательных реакций в ответ на словесную команду).

В последнем случае особенно важны связи с нижней частью этой области (зоной Брока), управляющей речедвигательными функциями – произнесением слов, речью.

Установление всех перечисленных связей начинается уже в конце первого года жизни человека; при этом число используемых слов быстро нарастает, достигая в среднем 200 к концу второго года, а к концу третьего года – около 2 тыс. В результате оказывается, что все существенные для ребенка явления, признаки, действия находят отражение во второй сигнальной системе, и в ассоциативной теменной коре формируется так называемая речевая модель внешнего мира. Эта модель является основой процессов мышления и воображения. Она используется как важнейший инструмент планирования поведения и прогнозирования его результатов. При этом теменная кора работает под контролем «верховного главнокомандующего» нашего мозга – ассоциативной лобной коры.

В норме первая и вторая сигнальные системы человека уравновешены и во взаимодействии образуют ВНД человека. При избыточном преобладании второй сигнальной системы возникает характерный психастенический синдром, когда человек отрывается от действительности, у него слабы эмоциональные реакции и он при помощи слов пытается решить все свои проблемы. При избыточном преобладании первой сигнальной системы возможно развитие истерии.

2. Приспособленность птиц к полету, их многообразие

Птицы – позвоночные животные, большинство из которых приспособлено к жизни в воздушной среде (летающие птицы). Поэтому все системы и органы летающих птиц имеют особенности, помогающие полету.

Кожа у птиц тонкая, тело покрыто перьями. Перья бывают контурные и пуховые. В свою очередь контурные перья подразделяются на покровные (покрывающие туловище), маховые (образующие поверхность крыла), рулевые (составляющие хвост). Под контурными перьями у большинства птиц находятся пуховые перья, хорошо сохраняющие тепло. Маховые перья образуют прочную легкую поверхность, позволяющую птице хорошо летать.

Скелет у птиц облегчен: крупные кости полые, череп состоит из тонких костей, зубов нет.

Шейный отдел позвоночника у птиц очень подвижен, зато другие отделы позвоночника срослись, чтобы дать опору крыльям при полете.

Грудина имеет особый выступ – киль. Он служит для прикрепления мощных грудных мышц, опускающих крылья.

Передняя конечность – крыло – имеет только три пальца, несколько мелких костей кисти срослись: этим достигается прочность скелета крыла.

Пища у птиц переваривается очень быстро, так как для полета требуется много энергии. Птицы часто и много едят.


Пищеварительная система птицы
Пищеварительная система птицы

Помимо легких у птиц есть особые воздушные мешки. В покое птица дышит за счет легких, а при полете грудная клетка расширяется при каждом подъеме крыльев и воздух частично идет в легкие, а частично – в воздушные мешки. При выдохе воздух, потерявший часть кислорода, выходит из легких, а на его место поступает богатый кислородом воздух из воздушных мешков, отдает кислород в кровь и только после этого выдыхается. При таком двойном дыхании, и на вдохе, и на выдохе, через легкие проходит богатый кислородом воздух и газообмен резко возрастает.

Сердце у птиц четырехкамерное, венозная кровь не смешивается с артериальной. Ткани получают чистую артериальную кровь, богатую кислородом. Сердце у птиц очень велико в сравнении с размерами тела, частота сердечных сокращений у вороны достигает 350 уд./мин, а у колибри – 1000 уд./мин.

Почки у птиц выделяют очень густую мочу прямо в клоаку, так как мочевого пузыря у них нет – это также уменьшает массу тела.

У птиц есть только один яичник – левый, правый утрачен.

У птиц большой мозг, хорошо развиты нервная система, органы чувств, особенно зрение и слух.

Перечисленные особенности работы внутренних систем позволяют птицам иметь постоянную, довольно высокую температуру тела (40–43 °С), не зависящую от температуры окружающей среды. Это очень важно для полета, так как позволяет поддерживать высокий уровень обмена веществ.

Птиц подразделяют на бегающих, или бескилевых (различные виды страусов), плавающих (пингвины) и летающих, или килевых.

Летающие птицы отличаются большим разнообразием.

Лесные птицы (синицы, рябчики, тетерева, дятлы) обычно имеют укороченные крылья и длинный хвост. Это дает им возможность хорошо лавировать между деревьями, быстро взлетать, легко садиться на деревья. У мелких насекомоядных птиц леса – острые коготки на пальцах, тонкий и острый клюв. У дятлов клюв очень крепкий, долотовидный. Язык у них длинный и шершавый. У крупных лесных птиц, питающихся ягодами (рябчик, тетерева), клюв приспособлен для того, чтобы срывать ягоды, а короткими крепкими ногами они разгребают землю в поисках пищи.

Птицы воздушных пространств (ласточки, стрижи) имеют длинные тонкие крылья, но очень короткие ноги. Рот у них большой, приспособлен для ловли насекомых на лету.

Птицы открытых пространств суши (журавли, дрофы) часто имеют длинные ноги и шею, хорошее зрение. Это позволяет им заблаговременно увидеть опасность.

Птицы пресных водоемов и их побережий (цапли, утки, выпи, аисты, гуси, лебеди) разнообразны по строению. Одни из них имеют длинные ноги и шею и большой клюв. Это позволяет им доставать пищу со дна водоемов. Водоплавающие птицы обычно имеют широкий клюв и короткие ноги с плавательными перепонками. У всех птиц этой группы существуют приспособления, препятствующие намоканию перьев.

Дневные хищники (соколы, коршуны, орлы, грифы) имеют короткий крепкий клюв с загнутым концом. Живут парами. Все очень хорошо летают и обладают острым зрением. Одни из хищников летают очень быстро, так как им приходится ловить подвижных животных (соколы), другие – способны долго парить, разыскивая малоподвижных животных (черный коршун) или падаль (грифы).

Ночные хищники (совы, филины, сычи) имеют большие глаза с широкими зрачками и очень хороший слух. Летают они бесшумно.

Таким образом, несмотря на то, что все птицы относятся к одному классу, строение их тела и образ жизни очень сильно отличаются. Это вызвано большими различиями в условиях их существования.