Menu
Билет № 27
Главная » Экзамены» Устный экзамен по биологии в 9-м классе. » Билет № 27

1. Утомление при умственной работе. Гигиенические основы умственного труда. Приемы, способствующие повышению его продуктивности

Всякая нервная деятельность сопровождается интенсивной работой нервных клеток. Обеспечивая обработку и проведение информации, нейроны генерируют электрические импульсы, которые распространяются по аксонам к другим нервным клеткам, либо возбуждая их, либо тормозя. Данный процесс требует большой затраты энергии, и потому нервная система, несмотря на относительно небольшую массу, потребляет около 10% глюкозы и кислорода, поступающих в наш организм. При этом нервные клетки чрезвычайно чувствительны к недостатку или избытку этих веществ. Прекращение поступления кислорода вызывает быструю потерю сознания, и уже через 10–12 мин нейроны начинают погибать. Избыток кислорода (например, при частом глубоком дыхании – гипервентиляции) ведет к перевозбуждению нервной системы.

Длительная активная работа нейронов ведет к их утомлению – состоянию, вызываемому накоплением продуктов обмена веществ. Утомление – признак того, что желательно прекратить деятельность или сменить ее тип. Накопление утомления вызывает переутомление, когда нервная система перестает нормально выполнять свои функции и возникает состояние, которое И.П. Павлов назвал запредельным торможением. Запредельное торможение – это один из типов безусловного (врожденного) торможения. Оно имеет защитный, охранительный характер, поскольку продолжение деятельности при переутомлении может привести к повреждению нервных клеток.

Запредельное торможение легко переходит в сон, что и понятно, поскольку сон является одним из видов торможения в ЦНС. Сон человека делится на медленноволновую и парадоксальную стадии. Первая их них, занимая примерно 3/4 времени ночного сна, обеспечивает физиологический отдых ЦНС, которая восстанавливает обмен веществ, избавляясь от последствий утомления. Большое значение для этих процессов имеет деятельность вспомогательных клеток нервной ткани – нейроглии.

Утомление возникает тем быстрее, чем более интенсивной является деятельность мозга, т.е. чем сложнее выполняемые задачи. При этом наиболее сложными видами деятельности ЦНС человека являются процессы, связанные с вниманием, выделением и различением сенсорных сигналов; процессы запоминания и формирования новых двигательных навыков; процессы мышления и творчества. Характерно, что с этими функциями связаны разные зоны ЦНС, и потому для снижения утомления не обязательно ложиться спать – достаточно просто сменить характер деятельности, переключившись, например, с чтения на прослушивание музыки, рисование и т.п. Особенно это актуально для маленьких детей, у которых работоспособность нервной системы еще не велика, что, в частности, вызывает необходимость меньшей продолжительности уроков в младших классах. По той же причине более целесообразно расписание занятий со сменой предметов.

Наиболее эффективный способ снизить утомление нервной системы – это на некоторое время переключиться с умственной деятельности на физическую (выполнение спортивных упражнений, короткая интенсивная прогулка, физический труд и т.п.). При этом не только происходит отдых большинства отделов ЦНС, но и активизируется кровоток, что способствует «вымыванию» отходов обмена веществ из нервной ткани. Смена физического и умственного труда – оптимальный режим функционирования нервной системы человека.

2. Прогрессивные черты, отличающие птиц от пресмыкающихся. Сезонные явления в жизни птиц

Птицы – ветвь позвоночных, приспособившихся к полету. Их тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Птицы произошли от древних пресмыкающихся и имеют с ними очень много общих черт: у них нет кожных желез, перья представляют собой видоизмененные ороговевшие чешуи, сходно развитие зародыша и т.д.

К отличиям птиц от пресмыкающихся относятся следующие черты организации.
1. У птиц более развитый мозг. Он относительно больше по объему, мозжечок и большие полушария крупнее, появляются зачатки коры больших полушарий.
2. Лучше, чем у рептилий, развита координация движений, что связано с жизнью в воздушной среде.
3. Лучше развиты зрение и слух.
4. Более сложные формы поведения, связанные с питанием и размножением. Многие птицы живут постоянными парами, делают разнообразные, иногда очень сложные гнезда, ухаживают за потомством, обучают его и т.п.
5. Обмен веществ происходит на качественно более высоком уровне, благодаря постоянной температуре тела (теплокровности).
6. Наличие эффективных теплоизолирующих покровов тела (пуховые перья, слой жира).
7. Более совершенная дыхательная система.
8. Четырехкамерное сердце, и кровь в желудочках не смешивается, благодаря чему ко всем органам и тканям поступает чистая артериальная кровь, богатая кислородом.

Таким образом, птицы являются более прогрессивной эволюционной группой, чем пресмыкающиеся. Примером более высокой, чем у пресмыкающихся, приспособленности птиц к условиям существования могут служить сезонные явления в их жизни.

В наших широтах птиц делят на три основные группы, в зависимости от их перемещений, связанных со сменой времен года.

Оседлые птицы (сойки, галка, домовый воробей) весь год живут в одном и том же месте.

Кочующие птицы (синицы, дятлы, поползни), выведя птенцов, покидают гнездовую территорию. Обычно они небольшими стаями кочуют, выискивая богатые кормами районы, и определенных мест зимовки не имеют. От места гнездования они удаляются на десятки и сотни километров.

Перелетные птицы (ласточки, стрижи, соловьи) реагируют на уменьшение светового дня задолго до наступления холодов и бескормицы. Собираясь в стаи, они улетают постоянными пролетными путями на тысячи километров к югу. Некоторые перелетные птицы улетают с места гнездования поздней осенью, когда наступает бескормица (гуси, лебеди, утки). Весной все эти птицы также по определенным путям возвращаются в наши широты, чтобы вывести птенцов.