Menu
Государственное строительство Республики Казахстан.
Главная » История Казахстана » Казахстан на пути к независимости. » Государственное строительство Республики Казахстан.

16 декабря 1991 года Казахстан приобрел свою истинную независимость в своей новой и новейшей истории, возникла возможность для возрождения казахской и других наций, населяющих республику, для их разностороннего развития. И перед Казахстаном первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, сформирование института гражданского общества. Предстояло осмыслить первые шаги независимости, пройденный путь, анализировать настоящее с тем, чтобы наметить курс на будущее.

Президент Н.Назарбаев в своей книге «Стратегия становления и развития Казахстана «как независимого государства» определил стратегические цели и направления становления нашего независимого государства2) в контексте новой исторической ситуации. Важнейшие принципы, высказанные в книге, затем вошли в Основной Закон (Конституцию), принятый 27 января 1993 года3). В этих и других произведениях руководитель страны уделил большое внимание вопросам претворения в жизнь общественной солидарности и гармонии, являющихся главенствующей политической ценностью для молодого независимого государства.

Политическое устройство.

Республика Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органом. Право выступить от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также парламенту республики в пределах, его конституционных полномочий.

Президент Республики Казахстан является главой государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

По Конституции 1995 года президент республики избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. В связи с изменениями, внесенными в Конституцию в 1998 году, президент избирается сроком на 7 лет.

За годы независимости в Казахстане четырежды проходили (1991,1995, 1999, 2005 гг.) выборы президента республики.

Высшим представительным органом Казахстана является двухпалатный Парламент с верхней палатой - Сенатом и нижней -Мажилисом.

Исполнительную власть в стране осуществляет Кабинет Министров, возглавляемый Премьер - Министром. Во всей своей деятельности оно ответственно перед Президентом, который утверждает его структуру и назначает Премьер - Министра.

Контроль за соблюдением норм Конституции в стране возложен на Конституционный Совет Республики Казахстан. Он состоит из 7 членов, которые избираются на шестилетний срок.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам является Верховный суд республики Казахстан. Действует также Высший судебный совет, возглавляемый Президентом РК.

Функции государственного управления на местах осуществляют местные представительные (маслихаты) и исполнительные органы. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных образований. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями, которые возглавляют Акимы (главы) областей. Акимы областей назначаются Президентом по представлению Премьер - Министра.

Государственные символы Республики Казахстан. Становление Республики Казахстан как независимого государства потребовало в качестве неотложной задачи принятия государственных символов. После всенародного обсуждения сессия Верховного Совета республики в мае 1992 года утвердила новый Государственный флаг и Герб. В декабре того же года был утвержден новый текст Государственного гимна Республики Казахстан.

7 января 2006 года глава государства подписал Указ «О внесений дополнений и изменений в конституционный закон», «О государственных символах Республики Казахстан». В соответствии с ним был утвержден новый Государственный Гимн (музыка Ш. Калдаякова, слова Ж. Нажмиденова, Н. Назарбаева).

Государственный язык. В Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским используется русский язык.

В связи с провозглашением Казахстана субъектом международного права возникла необходимость принятия новой Конституции. 28 января 1993 года был принят Основной Закон - Конституция независимого Казахстана.

Конституция Республики Казахстан 1993 года осталась в истории народа, выполнив свою миссию Основного Закона переходного периода.

В своей речи на II сессии Ассамблеи народов Казахстана 30 июня 1995 года Президент Н.Назарбаев дал высокую оценку Конституции, принятой в 1993 году. Нет никаких оснований для охаивания и отвержения первой Конституции, сказал он. Необходимо выразить ей чувство благодарности, она сыграла свою роль в истории, дала возможность в начальном периоде строительства независимого государства заложить основу для формирования и развития новых отношений в политической и социально-экономической сферах, предотвратить эксцессы нестабильности общественно-политической ситуации в республике.

В то же время, Конституция, принятая в 1993 году имела свои недостатки. Вот главные недостатки той Конституции:
1) при определении прав и обязанностей граждан во многом превалируют социалистические принципы;
2) не рассмотрены проблемы землепользования и собственности, а эти вопросы являются одним из главенствующих аргументов развития рыночных отношений;
3) не расчерчен круг взаимоотношений между тремя ветвями власти;
4) в ней больше внимания уделено принципу разделения ветвей власти, а не единству их целей, что привело к усилению противоречий и противоборства между ними;
5) не проработаны порядок импичмента (оказания недоверия) Президенту и право Президента на роспуск Парламента, система полномочий Парламента и их досрочное прекращение;
6) система судов и прокурорский надзор остались на старом уровне.

В конце концов, сама Конституция была принята на Верховном Совете, который являлся также одной из ветвей власти, что позволило внести много ограничений в Основной Закон и привело к ухудшению ее содержания.

С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н.А.Назарбаева от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

Важным событием в это время стало создание Ассамблеи народов Казахстана. Она была образована в 1995 году в Положении о ней записано, что целью Ассамблеи является выработка на основе оценки событий и прогнозов политической ситуации в республике практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества, а также оказание содействия Президенту Республики Казахстан в его деятельности как гаранту соблюдения прав и свобод граждан Казахстана независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений.

На I сессии Ассамблеи, которая состоялась в марте 1995 года, делегаты представляли 29 национальностей. На сессии с докладом «За мир и согласие в нашем общем доме» выступил Президент Н.Назарбаев. Анализируя уроки Казахстана, и отвечая на свой же вопрос: в чем главный исторический просчет прошлой системы? - он сказал: «На мой взгляд, он кроется в том, что целые народы были насильственно загнаны в прокрустово ложе тоталитарного государства. На деле это привело к сжатию пружин национального самосознания.

Значительно обострившиеся в конце 80-х годов противоречия в национальных отношениях стали итогом многолетнего роста самосознания народов. Именно эта сфера оказалась наиболее чутким барометром, отразившим всю глубину наболевших в обществе проблем, что и обусловило открытое противостояние ряда республик тоталитарной системе. На этом этапе национально-государственное неравноправие народов стало основным источником политического раскола державы. Она не смогла выдержать естественного стремления народа к достижению реального государственного суверенитета. Мы должны извлекать уроки из случившегося. Проводя национальную политику, нам нужно учитывать этнический состав населения Казахстана и процесс его сформирования, проходивший далеко не просто*.

Среди основных задач Ассамблеи были выделены следующие:
- духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана;
- сформирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважении интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике.

При этом приоритетными должны были стать поиск политических компромиссов при разрешении возникающих противоречий и проблем, экспертиза законодательных актов, затрагивающих национальные интересы.

Первый в истории государства всенародный референдум состоялся 29 апреля 1995 года. Этот референдум показал, что многонациональный народ Казахстана полностью одобряет политику своего Президента, направленную на политическую стабильность и мир, общественную гармонию. По результатам референдума 95,4% избирателей проголосовало за продление полномочий Н.А.Назарбаева до 1 декабря 2000 года**.

30 августа 1995 года на втором референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В ее основу заложено верховенство прав и свобод человека и гражданина, идея строительства в Казахстане сильного государства. Конституция учитывает исторические условия, современные тенденции - Казахстанского общества, опыт конституционного строительства наиболее передовых стран мира. В новом Основном Законе четко разделены функции исполнительной, законодательной и судебной властей, детально регламентированы взаимоотношения между ними.

Конституция 1995 года по-новому, с учетом требований времени, определила вопросы организации управления государством собственности, прав и свобод граждан. Конституция значительно повысила статус Президента и закрепила конституционное положение об учреждении президентской системы правления в республике Казахстан. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом. Действующая Конституция - одна из основных достижений нашего общества, и именно она служит одним из главных стабилизирующих факторов в период реформ. На основе новой Конституции 9 декабря 1995 года состоялись выборы в первый двухпалатный Парламент в истории Республики Казахстан. Верхняя палата - Сенат, нижняя палата - Мажилис.

Своеобразным подведением итогов пятилетнего развития независимого Казахстана стала книга Н.А.Назарбаева «На пороге XXI века» (Алматы, 1996). В ней Президент страны в первом разделе «Вспоминая недавнее прошлое» проанализировал причины распада СССР. Во втором разделе «Определение пути» показал, как шел сложный процесс «поиска универсальных рецептов» развития страны, как в теории и на практике проходила модернизация политической системы Республики Казахстан, и как Казахстан совершил путь «от парламентских кризисов до новой Конституции». В разделе книги «Между Востоком и Западом» Н.А.Назарбаев подробно раскрыл историю формирования внешней политики Республики Казахстан.

В октябре 1996 года было опубликовано первое официальное послание Президента Народу Казахстана. И с этого времени закрепились традиции, характерные для многих президентских республик. Послание Президента это программный документ, который содержит оценку текущей ситуации и намечает ориентиры на перспективу.

«Казахстан - 2030». Программа стратегии развития республики Казахстан до 2030 года.

В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В нем дается подробный анализ положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике, с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций. Они позволяют осуществить полномасштабное, комплексное и системное развитие страны. Особенность в том, что каждый из приоритетов, решая конкретные и специфические задачи, обеспечивает реализацию других. В этом заключается комплексность и системность взятых за основу подходов. «Стратегия -2030» - это результат сложной и многоуровневой работы, тщательного анализа теории и практики мировой экономики, тематических, отраслевых и идикативных планов, математических и экономических расчетов, многочисленных поездок по многим странам и дискуссии с признанными экспертами. Большую помощь в разработке стратегии оказали международные организации, прежде всего ПРООН.

Правительство Республики Казахстан, начиная с 1998 года, приступило к проведению в жизнь долгосрочной Стратегии Президента Республики Казахстан -2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Первым этапом в этой работе стали разработка и реализация трехлетних стратегических планов. Данная Программа Правительства Республики Казахстан направлена на достижение целей и приоритетов, предусмотренных в стратегических планах развития Казахстана. Правительство Республики Казахстан убеждено, что предлагаемые им меры реализации стратегических планов Президента Республики Казахстан будут способствовать завершению переходных процессов и выходу на траекторию устойчивого развития.

10 декабря 1997 года Президент, Премьер - Министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу*. В нем говорилось, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан - евразийская страна, Акмола - один из географических центров Евразийского материка» Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось Воззвание словами: «В драматической истории XX века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге XXI века заявляем о своем собственном выборе - новой столице под светлым небом древней Сары-Арки». 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

16 декабря 2001 года в Астане состоялось торжественное собрание, посвященное 10-летию независимости. На нем в своем выступлении «Десять лет, равные столетию» Президент Н.А.Назарбаев отмечал: За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем - труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее.