Menu
Заключение.
Главная » История Казахстана » Заключение.

И так, зададим последний вопрос себе: «Каковы итоги независимого развития Казахстана за последние годы?». По нашему убеждению, обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться, и еще далеки от своего завершения. Они затрагивают различные стороны жизни государства и народа.

Суверенный Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. По площади территории в 2 млн. 724,3 тыс. км. Занимает 6,1% территории Азии и входит в десятку крупнейших в мире государств. На западе и севере Казахстан граничит с Россией (647 км), на юге – с Туркменией (380 км), Узбекистаном (2300 км) и Киргизией (980 км), на востоке – с Китаем (1460 км).

Казахстан – страна, расположенная в самом центре Евразийского материка, с богатыми природными ресурсами и огромным экономическим потенциалом, территория, которой по площади равняется всей Западной Европе.

Из известных элементов, таблицы Менделеева в недрах республики выявлено 99, разведаны запасы по 70 и вовлечено в производство более 60 элементов. Так, республика занимает первое место в мире по запасам вольфрама, второе – хромитовых и фосфорных руд, третье – марганцевой руды.

По оценке ученых, Казахстан занимает шестое место в мире по запасам минеральных ресурсов, и только разведанные недра оцениваются в 10 трлн. долларов США.

На территории нашего государства находится более 400 угольных месторождений, а общие запасы угля оцениваются в 140-160 млрд. т. Запасы нефти определяются в 2 млрд. 32 млн. тонн, запасы газа составляют 1 трлн. 170 млрд. куб. м.

Сразу после объявления 16 декабря 1991г. государственной независимости Республики Казахстан начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека.

1992 год стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 года были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря – его Государственный Гимн.

Были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993г была принята первая Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному парламенту, состоящему из сената (по два депутата от каждой области) и Мажилиса (67 депутата).

В 1997 году произошло важное событие в жизни Казахстана – перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.

2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН и сегодня признан более 120 государствами, поддерживаются дипломатические отношения на уровне посольства. Казахстан стал участником более 800 межгосударственных договоров и соглашений. Республика является членом девяти международных финансовых организации.

Сегодня внешнеторговые операции ведутся республикой со 145 государствами мира. На территории Казахстана зарегистрировано около 5000 предприятий с участием иностранных инвестиций.

За период независимости Казахстана внешнеполитическими усилиями выполнена задача огромной исторической возможности, по периметру наших границ сформирован пояс безопасности, добрососедства и дружбы, основанный на прочном международно-правовом фундаменте.

Прошедшие в декабре 2005 году выборы показали, что большая часть народа Казахстана поддерживает нынешнюю политику главы государства и курс на реформы. Политические реформы не завершены и предполагают дальнейшее совершенствование структуры правительства, исполнительных власти, реформирования законодательства, административно-политического деления государства.

Казахстан получил независимость в условиях жесточайшего кризиса. Именно поэтому главной задачей в новых условиях стало постепенное построение эффективных рыночных механизмов, позволяющих стабилизировать финансовые и кредитные системы, снизить темпы падения уровня производства. Главным направлением экономической реформы стали либерализация экономических отношений, изменение форм собственности на основе приватизации, развитие предпринимательства, широкое привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация финансовой системы стала возможной в результате введения в ноябре 1993 года национальной валюты-тенге и ужесточения денежно-кредитной политики. В результате удалось снизить уровень инфляции уже в 1995 г. до 4% в месяц. К концу 1996 началу 1997г. началось стабилизация экономической системы, существенно снизилось темпы падения промышленного производства.

Начавшаяся стабилизации экономической ситуации, к сожалению, не стала определяющей тенденцией развития. И говорить о стабилизации экономической ситуации пока рано. Высоким остается уровень безработицы, вновь начали расти темпы спада производства, далеки от завершения процессы структурной перестройки экономики, особенно в сельском хозяйстве. Однако в начале III тысячелетия положение в экномике стабилизировалось, высокие цены на нефть позволили социально ориентировать государственный бюджет, регулярно повышать пенсии и зарплаты.

Можно сделать вывод о том, что Казахстан состоялся как суверенное и независимое государство и стал полноправным членом мирового сообщества, его неотьемлемой частью.