Menu
Қазақ тілінің өзіндік ерекшеліктері - Особенности казахского языка.
Главная » Қазақ тілі » Қазақ тілінің өзіндік ерекшеліктері - Особенности казахского языка.

Прежде чем приступить к изучению одного из самых красивых и богатых языков - казахского языка, обобщим особенности казахской грамматики:

1. Казахский язык по своей типологии и морфологической структуре относится к группе агглютинативных языков. Поэтому новые слова в нем образуются посредством последовательного присоединения к корню /түбірге/ или основе слова /сөздің негізіне/ аффиксов; грамматических суффиксов /жұрнақтар/ и окончаний /жалғаулар/.

2. Алфавит казахского языка основан на кириллице и состоит из 42 букв, 10 из которых - ә, і, ы, е, ү, ұ, ғ, қ, ң, һ - являются специфическими. Буквы в, ф, ц, ч, ь, ъ, е, э используются только при написании слов иноязычного происхождения.

3. Как и в любом языке, фонетический строй казахского языка включает в себя гласные и согласные звуки. Согласные, в свою очередь, делятся на сонорные /үнді/, звонкие /ұяң/, и глухие /қатаң/. В связи с этим существуют законы сингармонизма, ассимиляции. Суть закона сингармонизма в следующем: в зависимости от слогообразующего гласного в корне слово может принять только твердые или только мягкие аффиксы: әже-лер, бала-лық, оқу-шы-лар-ға.

Этому закону не подчиняются аффиксы принадлежности -дікі /-тікі, -нікі/: ата-нікі, қыз-дікі /девушки/, Мұраттікі /Мурата/ и окончание инструментального падежа -мен /-бен, -пен/: Марат -пен, автобус-пен, қыз-бен /с девушкой/.

К иноязычным словам типа кітап, қасиет и сложным словам аффиксы прибавляются с учетом гласного в последнем слоге: кітап-қа /книге/, қасиет-ті /святой/, заңгер-дің /юриста/, Ержан-нан /от Ержана/.

Явление ассимиляции бывает 2-х видов: прогрессивная и регрессивная. По прогрессивной ассимиляции последующий согласный звук на слоговой границе употребляется предыдущему, например: кітап-тар, қалам-дар, т.е. к словам, оканчивающимся на глухие и звонкие б, в, г, д прибавляются аффиксы, начинающиеся на глухие согласные: а слова со звонкими, сонорными и гласными в конце требуют аффиксов со звонкими или сонорными звуками: аға-дан, қыз-дың, үй-дің.

Регрессивная ассимиляция предполагает озванчивание глухих согласных қ, к п на конце слова если прибавляемые аффиксы начинаются на гласные. Например: кітап- кітабым /моя книга/, оқулық, /учебник/, оқулығы /его ученик/.

4. В казахском языке нет редукции гласного звука о, который во всех позициях произносится как ударный о в рус-ском: орамал /платок/, Талдықорған, жолдас /товарищ/.

5. Порядок слов в казахском языке постоянен:

а) сказуемое всегда в конце предложения - Мен универ-ситетте оқимын (Я учусь в университете);

б) определение всегда перед определяемым словом - Мен мемлекеттік университетте оқимын (Я учусь в государственном университете);

в) вопросительное слово при отсутствии глагола-сказуемого стоит на последнем месте - Ректорат қайда? (Где ректорат?); при наличии в предложении глагола-сказуемого вопросительное слово перед ним - Университет қайда орналасқан? (Где находится университет?). Конечно, в речи и в контексте с другими предложениями, встречаются исключения из правил, но об этом - позже.

6. В отличие от русского языка, существительные в казахском языке не имеют категорию рода, поэтому нет согласования между существительным и прилагательным, существительным и числительным. При склонении сочетаний из этих частей речи падежные окончания прибавляются к существительным.

7. Основой глагола, от которой образуются различные категории, в казахском языке является ІІ лицо повелительного наклонения: ойна /играй/ -ойна-й-ды /играет/; ойна-ды /играл/; ойна-мақ, /будет играть/.

8. Все местоимения, за исключением әне "вон", міне "вот", қайда? "где? куда?", әр "каждый", кей "некоторый", склоняются. Значение русских притяжательных местоимений заменяют суффиксы и окончания принадлежности.

9. Роль русских предлогов и приставок в казахском языке выполняют аффиксы и служебные слова: налево - солға қарай; приехал - келді; до завтра - ертеңге дейін.

10. В казахском языке много полисемичных и омо-нимичных слов: аға - брат, аға оқытушы - старший преподаватель. Ат - 1. Имя; 2. Конь; 3. Стреляй.
Эти особенности нужно всегда учитывать при написании и произношении слов.