Menu
Культурные достижения Древнего Египта. Вавилонская культура.
Древний Египет одно из первых государств на земле, расположено в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Природные условия – существенный фактор развития этой цивилизации. Известно, что в Нильской долине урожай египтяне собирали дважды в год. Около 3 тыс. до н.э. в Египте уже было государство. Об уровне культуры Древнего Египта свидетельствуют пирамиды и развитая оросительная система. Пирамиды были данью Солнцу, каналы – данью Нилу. Одно из примечательных явлений египетской древности – сфинксы – фантастические существа с головой фараона и телом льва, олицетворявшие единство человека и природы, мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н.э. Имя человека считалось у египтян его душой, они верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Именно поэтому фараоны (живое подобие Солнца с вечной душой Ка) – древнеегипетские цари, при жизни начинали строительство пирамид – своих гробниц. Стремление к бессмертию породило заупокойный культ, в этой связи в Египте получило развитие бальзамирование, искусство делать мумии.
Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны: папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, познания в астрономии, медицине и математике.
Шумеро-Аккадская цивилизация – древнейшая на земле. Население ее проживало на территории долины рек Тигра и Евфрата (вся долина называлась Месопотамией или Двуречьем). В IV – III тыс. до н.э. здесь возникла высочайшая культура: Шумер – Аккад – Вавилония – Ассирия – Иран. Они перемешивались, воевали друг с другом, возводили города, создавали высочайшую культуру.
Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их достижения велики и бесспорны: они написали первые эллегии, составили библиотечный каталог. Шумеры были первыми авторами медицинских книг – сборников рецептов, они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории рыбного заповедника письменно зафиксировали тоже шумеры. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.
Шумерам принадлежит древнейшая на земле письменность. Она возникла в середине IV в. до н.э. и представляла собой клинообразные черточки, выдавливаемые на табличках из сырой глины. Со временем клинопись от рисунков и изображения становилась все более символичной. Первый образец литературного произведения человеческого общества, дошедшая до нас благодаря клинописи, «Легенда о Гильгаме-ше», царе города Урука.
Древняя Шумерская цивилизация сменилась Вавилонией (II в. до н.э.). Начиная с этого времени Вавилон (слово “Вавилон” переводится как “Врата Бога”) в течении почти двух тысяч лет оставался экономическим и культурным центром всего древнего мира. Город Вавилон объединил под своим главенством все области долины Двуречья. Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. В Вавилоне появился свой свод правил – законов Хаммурапи, записанный клинописью на 2-х метровом глиняном столбе. В этих законах нашли отражение хозяйственная жизнь, нравы, быт, мировоззрение древних обитателей Двуречья. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук, он являлся покровителем города Вавилона. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели. Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная, толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы. В городе имелось 24 проспекта. Достопримечательностью являлись висячие сады Семирамиды, ассирийской царицы – одно из семи чудес света.
В середине III тысячелетия до н.э. в северном Двуречье образовалось государство Ассирия. Оно отличалось крайне милитаристским духом, а ассирийские владыки поражали весь древний Восток своей жаждой власти и неслыханной жестокостью. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло победы завоевателей, дало беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости, причем выполненные без тени жалости или сожаления. Это свидетельствует о жестокости нравов ассирийского общества, его невысокой религиозности.
08.05.2010 00:55 Культурология Артем 2694 16277 0
Имя *:
Email: