Menu
Экзаменационные билеты по истории Казахстана
Билет № 1
Саки. Территория их расселения. Хозяйство, общественное устройство и культура
Эпоха бронзы на территории Казахстана переходит в следующую эпоху – железный век. Эпоха железа делится на два периода: эпоху раннего железа – VIII-III вв. до н.э. и эпоху позднего железа – III в. до н.э – IV в. н.э.
В эпоху раннего железного века на территории Казахстана были сформированы первые племенные союзы, которые известны под именем саков. Саки это группа племен, в которую входила: даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны, аримаспы и другие.
Сведения о расселении туров имеются в «Авете». По сведениям этого источника они проживали на берегах Амударьи и Сырдарьи, на Каспии и Арале, на Волге и Прикамье. Саки проживала на территории Казахстана в VII-I вв. до н.э.
По персидским источникам саки делились на три группы:
1.Саки-тиграхауда проживали по среднему течению реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Семиречье;
2.Саки-парадарайя проживали в восточной части Приаралья, в низовьях рек Амударья и Сырдарья; 3.саки-хаомоварга жили по берегам рек Амударья и Мургаб.
Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени.
По сообщениям историков древнего мира сакские племена поддерживали дружественные отношения с соседними государствами, имевшими высокую культуру развития, такими как Ассирия, Мидия и другие. А с соседней Персией даже заключили союз. Однако персидский царь Кир, не обращая внимания на этот союз, несколько раз нарушал его и совершал захватнические походы против саков-массагетов. В 529 г. до н.э. царь Персии Кир попытался покорить саков-массагетов, был убит сакской царицей Томирис. Новый правитель Персии Дарий I посчитал себя непобедимым и чтобы вернуть себе и своему царству утраченную славу после поражения Кира в войне со степянками, решил начать новый поход против саков. В 519-518 гг. до н.э. он совершил поход против саков, но после упорного сопротивления саков был вынужден отступить. После долгих лет борьбы часть территории саков отошла Персии. Персия вместе с сакскими воинами покорила Египет, Грецию. В 490 г. до н.э. состоялась Марафонская битва, в которой саки совместно с персами выступили против греков.
В IV в. до н.э. греческие войска в 330-327 гг. до н.э. под руководством Александра Македонского вторглись в Среднюю Азию, завоевали Самарканд и направились в сторону Сырдарьи. Сакские войска оказали сильный отпор.
Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.
В сакском обществе развивается имущественное неравенство, выделяются три основные группы: воины, жрецы, саки-общинники (скотоводы и земледельцы). Каждой сословной группе соответствовал свой цвет одежды: воинам – красный, жрецам – белый, рядовым сакам – желтый и синий.
Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя - массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимые экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники - саки, более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.
Господствующим типом хозяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным, так как специализация хозяйства давала широкие возможности для производства избыточного продукта. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В стадах у кочевников преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве и вообще в жизни степняка играла лошадь, что также подтверждается археологическими материалами. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособленные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.
Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бес каблучную обувь.
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находившиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки применяли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества.
Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «звериным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер. Изображали фигуры животных местной фауны (лев, тигр, барс, лошадь, олень, змея и др.) и фантастические образы (грифоны и др.) в определенных канонических позах.
Материальная культура саков наиболее хорошо изучена по археологическим памятникам саков. Наиболее известны следующие археологические памятники саков: в Южном Казахстане – курган Иссык (V в. до н.э.), Бесшатыр (V-IV вв. до н.э), Тагискен, Уйгарак (VII-V вв. до н.э.), в Восточном Казахстане – курганы Чиликты (VII в. до н.э.), Береля (V-IV вв. до н.э.); в Центральном Казахстане – Тасмола. Многочисленные сакские могильники зафиксированы на Алтае, в долине Иртыша и по его притокам, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая. Именно здесь видимо обитали племена аримаспов и «стерегущих золото грифов».
Для погребального обряда сакских племен характерно захоронения в курганах с каменными насыпями, совершенные в деревянном срубе. Вместе с умершими хоронили лошадей. В могилах находят глиняную и деревянную посуду, многочисленные украшения из золота, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, бронзовое и железное оружие и орудия труда.
Казахстан в послевоенный период (1946-1950). Социально- политическое развитие
Из войны Советский Союз вышел экономически значительно ослабленным. За время войны было разрушено 1710 населенных пунктов городского типа и 70 тысяч деревень и селений, 25 млн. человек потеряли крышу над головой. Громадный ущерб понесли промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Многие заводы Казахстана, выполнявшие исключительно военные заказы, в новых условиях перешли на выпуск мирной продукции. Последствия войны оказались нелегкими и для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную помощь районам, пострадавшим во время оккупации.
В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна. Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Первый послевоенный год оказался тяжелым для сельского хозяйства республики. Многие районы были охвачены засухой. 19 сентября 1946 года было принято Постановление Совмина и ЦК ВКП(б) об устранении перегибов в отношении колхозов и совхозов. Колхозам Казахстана была возвращена задолженность, стала налаживаться система подготовки и переподготовки кадров, МТС получили новую технику, произошло укрупнение колхозов. Увеличилось общее поголовье скота, расширились площади орошаемых земель. Однако сельское хозяйство республики, как и всего СССР, не смогло удовлетворить потребность народа в продовольствии, а промышленность – в сырье.
Вторая половина 40-х-начало50-х гг. было весьма трудным временем для большинства народов Казахстана и СССР в целом. Тем не менее, люди старшего поколения вспоминают этот период как «золотой век».
Изменились условия жизни трудящихся. В декабре 1947 года была отменена карточная система и нормированное снабжение населения продовольственными и промышленными товарами. В этом же году была проведена денежная система. Произошло снижение цен на основные виды продуктов – хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. В результате развития кооперативной торговли снизились цены и на рынке. В целом за годы четвертой пятилетки снижение цен проводилось трижды. Наряду с укреплением покупательной способности рубля проводилось повышение зарплаты трудящихся. Оказывалась социальная помощь инвалидам Отечественной войны, труда, семьям погибших. Назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности. Получали пособия многодетные и одинокие матери. На льготных условиях выдавались путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря. В эти же годы были ликвидированы сверхурочные работы, восстановлены оплачиваемые отпуска. За счет капиталовложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения.
Однако многие примеры высокого уровня социальной защищенности являются иллюзорными. Так перед отменой карточной системы была проведена реформа розничных цен, и их общий уровень, по сравнению с 1940 годом, оказался в три раза выше. А ежемесячная зарплата рабочих увеличилась лишь в полтора раза.
Снижение цен проводилось за счет резкого ухудшения жизни в деревнях и аулах, где проживало большинство населения. Так, в начале 50-х годов колхозник в среднем получал 16,4 рубля в месяц, т.е. в четыре раза меньше, чем получал за свой труд рабочий или служащий.
Продовольственная политика, проводимая правительством в области закупок на селе за баснословно низкие цены, не способствовала росту благосостояния тружеников села. В 1946 году во многих районах разразился новый голод. Не хватало хлеба, мясных продуктов, молока. Люди погибали от голода.

Анализ исторического документа: «Устав о сибирских киргизах.
1) Данный устав разработал М. Сперанский. Это произошло в 1822 году, когда Сибирь была разделена на две части. Территория Казахстана была причислена к Западной Сибири, центром который стал Тобольск (до 1839 года). После 1839 года центр находился в Омске.
Согласно уставу о сибирских киргизах 1822 года, область разделялась на внешние и внутренние округа. Начиная с 1828 года, было образованно семь округов – Каркаралинский, Аягузский, Кокчетавский, Акмолинский, Кушмурунский, Баянаульский, Кокпектинский.
Внешние округа составили казахи, кочевавшие за пределами реки Иртыш. Округами руководили «дуан», состоящие из администрации, полиции, судов. Приказы выдавали, или возглавляли ага-султаны. Ага-султаны имели помощь в лице четырех заседателей, два из которых были русскими и назначались губернатором, оставшиеся два выдвигались биями, старейшинами.
2) Старший султан, в согласии с уставом об сибирских киргизах 1822 года, выбирался на три года на собрании султанов. В течение службы ему давалось знание майора. После трех лет старший султан мог рассчитывать на дворянское звание.
В каждом округе было около 15-20 волостей. Руководителем волости были волостные султаны. Однако не всегда они были, и руководителем выбирали представителей черной кости. Представители черной кости были равны чиновникам 12 класса, имеющим исполнительную власть: выполнение «дуанов», или заданий, данных ага-султанами. В каждой волости было 10-12 аулов, в которых располагалось до 50-70 юрт, или шаныраков. При организации аулов и волостей учитывались родовое положение, деление.
3) Устав об сибирских киргизах 1822 года делил судебные дела на следующие виды:
1) Уголовные;
2) Гражданские.
Серьезные дела, которые касались политических лидеров и других сложных дел, изымались из бийского суда и решались на более высоком уровне. Однако даже при решении мелких судов, каждый имел право подать апелляцию, оспорим тем самым решение биев. Таким образом, оспоренные приказы и наиболее сложные дела переходили в окружные приказы.
Согласно уставу о сибирских киргизах, был установлен налог, или ясак в размере одной головы со 100, что приблизительно равно одному проценту. В ясак не входили верблюды, так как они считались основой развития торговли.Также согласно закону, первые пять лет казахи, принявшие устав, не должны были платить налоги. Помимо этого, устав оговаривал и многие другие моменты, такие как охрана караванов, почта, гужевые повинности, слежка за путями сообщения.
4) Выводы:Из описанного выше можно выделить главную цель устава о Сибирских киргизах: колонизация Северо-Центрального Казахстана, удержание аулов на местах и получение налогового прихода с казахского населения.

//Остальные билеты внутри файла
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход