Menu
Урок - лабораторная работа по физике в 8 классе
Цель урока: формировать практические умения работать с термометром и калориметром, определять цену деления измерительных приборов; развивать умения применять знания о количестве теплоты на практике, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, проводить анализ полученных результатов; воспитывать аккуратность, последовательность в действиях, наблюдательность, культуру речи, умение четко выражать свою мысль.
Оборудование: подбирается по описанию к лабораторной работе № 1 в учебнике «Физика-8» А.В. Перышкина и Н.А. Родиной.

Ход урока

Все мы по утрам наслаждаемся горячим чаем, слегка остужая его. В наше время не каждый может позволить себе такую «роскошь», так как все мы спешим, особенно по утрам, и, чтобы остудить горячий чай, выбираем другой способ – добавляем в чашку холодной воды или наливаем в нее холодное молоко, сливки. Как вы думаете, почему чай быстрее остынет, если в чашку добавить холодное молоко? Что можно сказать о температуре, которая установится после смешивания? (Выслушиваю ответы учащихся.)
В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидкости путем смешивания ее с жидкостью другой температуры, например, при купании детей в ванне горячую воду разбавляют холодной (горячая вода отдает тепло, а холодная – принимает). Цель сегодняшнего урока – научиться рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды различной температуры.
Если чай смешивают с молоком, то какое вещество отдает тепло, а какое принимает? Можно ли рассчитать количество теплоты Q1, отданное чаем? А количество теплоты Q2, полученное молоком? Какой формулой можно воспользоваться в обоих случаях? (Q=сm(t2-t1)) Каково соотношение между Q1 и Q2?
Итак, путем рассуждения мы пришли к выводу, что при минимальных потерях теплоты при теплопередаче Q1Q2, но М.В. Ломоносов говорил: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением». Давайте обратимся к опыту. Заменим чай с молоком на горячую и холодную воду и проверим наше предположение. Но прежде необходимо повторить правила безопасности. (Предлагаю ознакомиться с соответствующей инструкцией.)

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
Проверьте целостность стеклянной посуды, не ставьте ее на край стола.
Если все же произошла «авария», осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками, сметайте их щеткой. Обратитесь за помощью к учителю или лаборанту.
Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Теперь давайте вспомним правило определения цены деления измерительного прибора (иллюстрирую его на примере демонстрационного термометра).
Можно ли вынимать из воды термометр, если вы измеряете ее температуру? Как следует располагать термометр при снятии показаний?
Кроме известных вам приборов на столах у вас калориметр. Этот прибор предназначен для проведения опытов, в которых необходимо уменьшить теплообмен с окружающей средой. Он состоит из двух стаканов: внутреннего и внешнего, разделенных слоем воздуха. Благодаря этому потери теплоты в процессе эксперимента уменьшаются.
Откройте тетради для лабораторных работ, запишите дату, тему работы, цель работы, начертите в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений. Прочтите план действий. В результате обсуждения получаем такую последовательность операций:
Налить порцию горячей воды определенного объема в калориметр.
Отмерить объем холодной воды мензуркой, рассчитать ее массу.
Измерить температуру холодной воды.
Измерить температуру горячей воды в калориметре и влить в нее холодную воду.
Перемешать воду в калориметре и измерить температуру смеси.
Определить массу горячей воды по ее объему и плотности.
Провести расчеты количеств теплоты, отданной горячей водой и полученной холодной.
После этого учащиеся выполняют работу.
Попробуйте объяснить полученные вами результаты. Давайте обсудим их. Задаю такие вопросы:
Сравните вычисленные значения Q1 и Q2. Почему не у всех из вас эти величины равны?
Можно ли полностью исключить теплообмен с окружающей средой?
Какой результат вы получили бы в идеальных условиях?
Достигнута ли вами поставленная цель (проверено ли предположение опытом)?
Можно ли утверждать, что все показания и расчеты были абсолютно точны?)
Запишите теперь вывод из проделанной работы и домашнее задание. Сдайте тетради на проверку. Теперь давайте поиграем.
Игра «Верю – не верю».
Ученик получает поощрительные баллы в случае своего согласия с правильным утверждением из числа приведенных ниже или несогласия с неправильным.
Тепло всегда передается от горячего тела холодному.
Количество теплоты, полученное холодной водой, может быть больше, чем отданное горячей водой.
Количество теплоты измеряется в джоулях.
Чтобы рассчитать массу т тела, необходимо его объем разделить на плотность ρ.
Если в холодный чай налить горячее молоко, то чай станет еще холоднее.
Подведение итогов урока.

06.05.2010 08:29 Учителю. Артем 1770 8076 0
Имя *:
Email: