Физическое воспитание молодежи Казахстана
Общеизвестно, что массовость занятиями спортом в вузах в конце 80-х годов достигла 40% от общего количества студентов. В настоящее время в большинстве вузов, этот процесс сдерживается, из-за несоответствия материально-технической базы современным требованиям и аккредитационным нормам. В вузах имеет место низкий уровень обеспеченности инвентарем и оборудованием занятий по физической культуре.
Необходимо пересмотреть вопросы методической обеспеченности учебного процесса по физической культуре в вузах.
Сегодня вузы страны работают по «Типовой учебной программе» дисциплины «Физическая культура», утвержденной Приказом № 69 МОН РК от 30.01.2002 г. Необходимо принятие новой «Типовой учебной программы», соответствующей требованиям ГОСО РК 2011 г., утвержденного Приказом МОН РК от 17.06.2011 г. № 261.
По заказу Республиканской учебно-методической секции по физической культуре и спорту кафедрой физического воспитания и спорта КазНУ им. Аль-Фараби разработаны Типовая учебная программа (по всем специальностям и направлениям) и Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях.
Принятие этих методических документов позволит выработать единый подход вузов РК к содержанию и качеству образования по физическому воспитанию студенческой молодежи, а также решить вопрос оплаты тренерам - преподавателям вузов за ведение групп высшего спортивного мастерства (по зимним видам спорта), чтобы стимулировать устойчивое развитие спорта высших достижений.
В этих целях необходимо при Федерации студенческого спорта Казахстана создать Главный тренерский совет по подготовке и участию студентов на Всемирных универсиадах и Чемпионатах мира.
Открыть комплексную научную группу на базе КазАСТ и разработать научно-обоснованные комплексные целевые программы подготовки студенческих сборных команд на 2013-2016 годы.
Очень важным инструментом повышения спортивного мастерства студентов, является наличие Единого финансового календаря спортивно-массовых мероприятий на каждый год (начиная с внутри - вузовских соревнований до чемпионатов мира по видам спорта), обеспечиваемых заинтересованными органами образования и спорта.
Начиная с будущего года студенческие коллективы сборной страны по зимним видам спорта, должны приступить к циклу подготовки к предстоящей зимней универсиаде, чтобы добиться наилучших результатов и впервые в истории отечественного спорта, занять престижное общекомандное место.
Большое значение в развитии массового спорта отводится учащимся общеобразовательных школ. Центром пропаганды здорового образа жизни также является школа. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О физической культуре и спорта» внедрен третий час физической культуры в 89% школ республики, раздельное обучение девочек и мальчиков обеспечено в половине школ, организованы занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, установлены доплаты за проведение секционной работы (в размере 45% от БДО).
Меры по развитию физического воспитания включены в Госпрограмму развития образования на 2011-2020 годы.
Так, к 2015 году охват детей, занимающихся в спортивных секциях, будет составлять 25% от общего количества учеников. До 2020 года 85% школ будет обеспечено спортивными залами. А охват спортивными секциями детей школьного возраста составит 30%.
Сегодня школьное физическое воспитание обеспечивают 19 900 учителей физического воспитания. Из них 12 тысяч или 60,3 % педагогических работников во внеурочное время в учебных заведениях проводят спортивно-массовую работу.
По уровню образования: 81,4% - имеют высшее педагогическое; 1,6% - незаконченное высшее, 16,5% - среднее профессиональное, 0,6% - среднее образование.
По качественному составу: 11,9% - имеют высшую; 26,2% - первую, 29,1% - вторую категорию; 32,9% - без категории.
На балансе общеобразовательных школ республики состоят 20 тысяч (20 092) спортивных сооружений (спортивных залов – 5549, бассейнов - 73, хоккейных кортов – 485, спортивных площадок с баскетбольными, волейбольными и футбольными полями – 9627, гимнастических городков – 4537, лыжных баз – 82).
Сегодня 87,7% обучающихся организаций образования имеют возможность для занятий физической культурой и спортом в спортивном зале, 1,2% - плаванием в условиях школы.
В 1239 или 16,3% школ созданы условия для занятий зимними видами спорта. Cвыше 20% школьников имеют возможность для занятий лыжной подготовкой.
Обеспеченность школ республики спортивными залами составила 74,3%, что на 2,4% больше чем, в прошлом учебном году. Из них 13% - приспособленных.
Обеспеченность школ спортивным оборудованием составила 67,5%. Рост - на 2,5% (по сравнению с 2011 годом).
За последние 5 лет в республике введены 405 новых общеобразовательных школ со стандартными спортивными залами, современным спортивным оборудованием, которые полностью соответствуют действующим санитарным нормам и требованиям.
В организациях образования функционируют свыше 25 тысяч спортивных секций, в которых занимаются более 538 тысяч (или 21,3%) детей школьного возраста.
Рост числа занимающихся учащихся в школьных спортивных секциях по сравнению с прошлым учебным годом составил 0,4%.
Спортивные секции в организациях образования доступны всем детям и работают на бесплатной основе.
В 1762 школах открыты специальные медицинские группы, в которых занимаются свыше 20 тысяч школьников.
Во внеурочное время спортивные сооружения организаций образования стали предоставляться тренерам детско-юношеских школ, педагогам дополнительного образования и инструкторам-общественникам.
Общий охват учащихся, систематически занимающихся на базе учебных заведений в спортивных секциях во внеурочное время, в возрасте от 6 до 18 лет составил свыше 831 тыс. человек или 26% от общей численности учащихся.
Вместе с тем, существует ряд проблем, требующих своего решения.
Во-первых, именно общеобразовательная школа реализует базовую учебную программу по физической культуре. Сегодня необходимо разработать новые образовательные программы, обеспечив преемственность физического воспитания на всех уровнях образования. До сих пор отсутствовали учебники и учебно-методические пособия по физической культуре для школы. Только в этом году впервые были изданы учебные пособия для самостоятельной работы учащихся по четырем возрастным категориям (6-9, 10-12, 13-15, 16-18 лет), которые вошли в Перечень учебной литературы, рекомендованной Министерством для использования в организациях образования.
Во-вторых, ответственность за физическое воспитание, вовлечение учащейся молодежи в занятия спортом должна быть возложена на систему дополнительного образования. Именно этот аспект был учтен Министерством при разработке «Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения». Этот стратегический документ разработан по заданию Главы государства и внесен для утверждения в Правительство РК.
Роль учреждений дополнительного образования заключается в том, чтобы дополнить школьную программу и повысить физическую активность учащихся от 6 до 10 часов в неделю, тем самым обеспечить систему непрерывной подготовки спортивного резерва для студенческого спорта.
Следовательно, показателем их деятельности являются массовость обучающихся, их физическая закалка и спортивные результаты. Таким образом, Типовой комплексный план воспитательной работы преследует три задачи:
- придание занятиям по физической культуре и спорту комплексного и системного характера;
- устранение фрагментарности эпизодичности спортивных мероприятий;
- охват физической культурой и спортом как можно большего количества молодежи.
В системе дополнительного образования в свое время особая роль отводилась детско-юношеским спортивным школам (ДЮСШ), которых насчитывалось 631.
В настоящее время в республике в системе уполномоченного органа по спорту действует 418 ДЮСШ, контингент занимающихся составляет 256 246 человек.
К сожалению, сегодня в системе образования нет ДЮСШ. Работа спецклассов по видам спорта в общеобразовательных школах и детские дворовые клубы по месту жительства были свернуты.
Многие спортивные сооружения были приватизированы, секционная работа в них стала платной и для большинства детей сегодня остается недоступной.
Незащищенность детей во внеурочное время привела к резкому росту преступности среди подростков, распространению наркотиков, табакокурения, употреблению спиртных напитков, снижению физического состояния. Уровень заболеваемости возрос до 54%. Годность призывников к службе в Армии сократилась наполовину.
9165 спортивных сооружений построены до 1991 года, 2227 – в период с 1998 года. Из них 3412 (или 30%) - в хорошем состоянии, 7863 (или 69%) – в удовлетворительном состоянии, 733 (или 6%) – требуют капитального ремонта, 34 (или 0,3%)– бездействуют.
На территории организаций образования оборудовано 9627 спортивных площадок, которые на 85% укомплектованы самодельным спортивным оборудованием. В течение, последних 20 лет не менее 36%, используемого спортивного оборудования учебных заведений, не обновлялось.
Более 2000 (или 26, 7%) школ республики не имеют спортивных залов, только 2% школ – имеют второй спортивный зал.
Для дальнейшего развития физической культуры в организациях образования и массового спорта совместно с местными исполнительными органами необходимо продолжить работу:
-по обновлению материально-технической базы спортивных залов и сооружений организаций образования, в том числе предусмотрев строительство спортивных площадок на пришкольной территории, увеличение числа детских спортивных клубов по месту жительства, сети детско-юношеских школ;
-по обеспечению финансирования организации спортивных секций во внеурочное время;
-по увеличению финансовых средств на организацию и проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий.
В ближайшее время, нам необходимо совместно с Акиматом г. Алматы и другими заинтересованными министерствами разработать мастер-план и сетевой график подготовки и проведения 28-ой Всемирной зимней Универсиады – 2017.
Концепцию проведения Универсиады – 2017, финансирование мероприятий по ее подготовке, а также план работы республиканского оргкомитета.
Во всех организациях образования республики (школы, колледжи, вузы) необходимо последовательно проводить комплекс мероприятий информационно-имиджевого характера о значимости Универсиады, в частности, общенациональный проект «Болеем за наших!». Все мероприятия будут направлены на пропаганду здорового образа жизни, формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма на идеях Универсиады.
Создаваемый по заданию Главы государства в качестве социального лифта для молодежи «Национальный волонтерский центр» должен целенаправленно готовить волонтеров из числа лучших студентов со знанием иностранных языков к мероприятиям в рамках Универсиады.
Предпринимаемые меры позволят нам решить все поставленные задачи по подготовке и проведению Всемирной зимней универсиады.
Необходимо пересмотреть вопросы методической обеспеченности учебного процесса по физической культуре в вузах.
Сегодня вузы страны работают по «Типовой учебной программе» дисциплины «Физическая культура», утвержденной Приказом № 69 МОН РК от 30.01.2002 г. Необходимо принятие новой «Типовой учебной программы», соответствующей требованиям ГОСО РК 2011 г., утвержденного Приказом МОН РК от 17.06.2011 г. № 261.
По заказу Республиканской учебно-методической секции по физической культуре и спорту кафедрой физического воспитания и спорта КазНУ им. Аль-Фараби разработаны Типовая учебная программа (по всем специальностям и направлениям) и Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания в высших учебных заведениях.
Принятие этих методических документов позволит выработать единый подход вузов РК к содержанию и качеству образования по физическому воспитанию студенческой молодежи, а также решить вопрос оплаты тренерам - преподавателям вузов за ведение групп высшего спортивного мастерства (по зимним видам спорта), чтобы стимулировать устойчивое развитие спорта высших достижений.
В этих целях необходимо при Федерации студенческого спорта Казахстана создать Главный тренерский совет по подготовке и участию студентов на Всемирных универсиадах и Чемпионатах мира.
Открыть комплексную научную группу на базе КазАСТ и разработать научно-обоснованные комплексные целевые программы подготовки студенческих сборных команд на 2013-2016 годы.
Очень важным инструментом повышения спортивного мастерства студентов, является наличие Единого финансового календаря спортивно-массовых мероприятий на каждый год (начиная с внутри - вузовских соревнований до чемпионатов мира по видам спорта), обеспечиваемых заинтересованными органами образования и спорта.
Начиная с будущего года студенческие коллективы сборной страны по зимним видам спорта, должны приступить к циклу подготовки к предстоящей зимней универсиаде, чтобы добиться наилучших результатов и впервые в истории отечественного спорта, занять престижное общекомандное место.
Большое значение в развитии массового спорта отводится учащимся общеобразовательных школ. Центром пропаганды здорового образа жизни также является школа. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О физической культуре и спорта» внедрен третий час физической культуры в 89% школ республики, раздельное обучение девочек и мальчиков обеспечено в половине школ, организованы занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, установлены доплаты за проведение секционной работы (в размере 45% от БДО).
Меры по развитию физического воспитания включены в Госпрограмму развития образования на 2011-2020 годы.
Так, к 2015 году охват детей, занимающихся в спортивных секциях, будет составлять 25% от общего количества учеников. До 2020 года 85% школ будет обеспечено спортивными залами. А охват спортивными секциями детей школьного возраста составит 30%.
Сегодня школьное физическое воспитание обеспечивают 19 900 учителей физического воспитания. Из них 12 тысяч или 60,3 % педагогических работников во внеурочное время в учебных заведениях проводят спортивно-массовую работу.
По уровню образования: 81,4% - имеют высшее педагогическое; 1,6% - незаконченное высшее, 16,5% - среднее профессиональное, 0,6% - среднее образование.
По качественному составу: 11,9% - имеют высшую; 26,2% - первую, 29,1% - вторую категорию; 32,9% - без категории.
На балансе общеобразовательных школ республики состоят 20 тысяч (20 092) спортивных сооружений (спортивных залов – 5549, бассейнов - 73, хоккейных кортов – 485, спортивных площадок с баскетбольными, волейбольными и футбольными полями – 9627, гимнастических городков – 4537, лыжных баз – 82).
Сегодня 87,7% обучающихся организаций образования имеют возможность для занятий физической культурой и спортом в спортивном зале, 1,2% - плаванием в условиях школы.
В 1239 или 16,3% школ созданы условия для занятий зимними видами спорта. Cвыше 20% школьников имеют возможность для занятий лыжной подготовкой.
Обеспеченность школ республики спортивными залами составила 74,3%, что на 2,4% больше чем, в прошлом учебном году. Из них 13% - приспособленных.
Обеспеченность школ спортивным оборудованием составила 67,5%. Рост - на 2,5% (по сравнению с 2011 годом).
За последние 5 лет в республике введены 405 новых общеобразовательных школ со стандартными спортивными залами, современным спортивным оборудованием, которые полностью соответствуют действующим санитарным нормам и требованиям.
В организациях образования функционируют свыше 25 тысяч спортивных секций, в которых занимаются более 538 тысяч (или 21,3%) детей школьного возраста.
Рост числа занимающихся учащихся в школьных спортивных секциях по сравнению с прошлым учебным годом составил 0,4%.
Спортивные секции в организациях образования доступны всем детям и работают на бесплатной основе.
В 1762 школах открыты специальные медицинские группы, в которых занимаются свыше 20 тысяч школьников.
Во внеурочное время спортивные сооружения организаций образования стали предоставляться тренерам детско-юношеских школ, педагогам дополнительного образования и инструкторам-общественникам.
Общий охват учащихся, систематически занимающихся на базе учебных заведений в спортивных секциях во внеурочное время, в возрасте от 6 до 18 лет составил свыше 831 тыс. человек или 26% от общей численности учащихся.
Вместе с тем, существует ряд проблем, требующих своего решения.
Во-первых, именно общеобразовательная школа реализует базовую учебную программу по физической культуре. Сегодня необходимо разработать новые образовательные программы, обеспечив преемственность физического воспитания на всех уровнях образования. До сих пор отсутствовали учебники и учебно-методические пособия по физической культуре для школы. Только в этом году впервые были изданы учебные пособия для самостоятельной работы учащихся по четырем возрастным категориям (6-9, 10-12, 13-15, 16-18 лет), которые вошли в Перечень учебной литературы, рекомендованной Министерством для использования в организациях образования.
Во-вторых, ответственность за физическое воспитание, вовлечение учащейся молодежи в занятия спортом должна быть возложена на систему дополнительного образования. Именно этот аспект был учтен Министерством при разработке «Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения». Этот стратегический документ разработан по заданию Главы государства и внесен для утверждения в Правительство РК.
Роль учреждений дополнительного образования заключается в том, чтобы дополнить школьную программу и повысить физическую активность учащихся от 6 до 10 часов в неделю, тем самым обеспечить систему непрерывной подготовки спортивного резерва для студенческого спорта.
Следовательно, показателем их деятельности являются массовость обучающихся, их физическая закалка и спортивные результаты. Таким образом, Типовой комплексный план воспитательной работы преследует три задачи:
- придание занятиям по физической культуре и спорту комплексного и системного характера;
- устранение фрагментарности эпизодичности спортивных мероприятий;
- охват физической культурой и спортом как можно большего количества молодежи.
В системе дополнительного образования в свое время особая роль отводилась детско-юношеским спортивным школам (ДЮСШ), которых насчитывалось 631.
В настоящее время в республике в системе уполномоченного органа по спорту действует 418 ДЮСШ, контингент занимающихся составляет 256 246 человек.
К сожалению, сегодня в системе образования нет ДЮСШ. Работа спецклассов по видам спорта в общеобразовательных школах и детские дворовые клубы по месту жительства были свернуты.
Многие спортивные сооружения были приватизированы, секционная работа в них стала платной и для большинства детей сегодня остается недоступной.
Незащищенность детей во внеурочное время привела к резкому росту преступности среди подростков, распространению наркотиков, табакокурения, употреблению спиртных напитков, снижению физического состояния. Уровень заболеваемости возрос до 54%. Годность призывников к службе в Армии сократилась наполовину.
9165 спортивных сооружений построены до 1991 года, 2227 – в период с 1998 года. Из них 3412 (или 30%) - в хорошем состоянии, 7863 (или 69%) – в удовлетворительном состоянии, 733 (или 6%) – требуют капитального ремонта, 34 (или 0,3%)– бездействуют.
На территории организаций образования оборудовано 9627 спортивных площадок, которые на 85% укомплектованы самодельным спортивным оборудованием. В течение, последних 20 лет не менее 36%, используемого спортивного оборудования учебных заведений, не обновлялось.
Более 2000 (или 26, 7%) школ республики не имеют спортивных залов, только 2% школ – имеют второй спортивный зал.
Для дальнейшего развития физической культуры в организациях образования и массового спорта совместно с местными исполнительными органами необходимо продолжить работу:
-по обновлению материально-технической базы спортивных залов и сооружений организаций образования, в том числе предусмотрев строительство спортивных площадок на пришкольной территории, увеличение числа детских спортивных клубов по месту жительства, сети детско-юношеских школ;
-по обеспечению финансирования организации спортивных секций во внеурочное время;
-по увеличению финансовых средств на организацию и проведение спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий.
В ближайшее время, нам необходимо совместно с Акиматом г. Алматы и другими заинтересованными министерствами разработать мастер-план и сетевой график подготовки и проведения 28-ой Всемирной зимней Универсиады – 2017.
Концепцию проведения Универсиады – 2017, финансирование мероприятий по ее подготовке, а также план работы республиканского оргкомитета.
Во всех организациях образования республики (школы, колледжи, вузы) необходимо последовательно проводить комплекс мероприятий информационно-имиджевого характера о значимости Универсиады, в частности, общенациональный проект «Болеем за наших!». Все мероприятия будут направлены на пропаганду здорового образа жизни, формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма на идеях Универсиады.
Создаваемый по заданию Главы государства в качестве социального лифта для молодежи «Национальный волонтерский центр» должен целенаправленно готовить волонтеров из числа лучших студентов со знанием иностранных языков к мероприятиям в рамках Универсиады.
Предпринимаемые меры позволят нам решить все поставленные задачи по подготовке и проведению Всемирной зимней универсиады.
07.07.2012 21:15 7126 0