Menu
Использование опорных схем при подготовке учащихся к ЕНТ
Окончив 9 класс, учащиеся, в основном, завершают изучение русского языка. В 10-11 классах у учителя новая задача - подготовить их к ЕНТ. Единое тестирование аттестует не только школьников, но, в известной степени, характеризует и работу педагога, требует от учителя умения за определенный срок, как можно лучше подготовить учащихся к ЕНТ. За восемь лет, в течение которых мы готовили учащихся к сдаче ЕНТ, у нас сложилась определённая система организации подготовки выпускников:

1. Подготовку к ЕНТ мы начинаем с 10-го класса, знакомим учащихся и родителей с правилами проведения ЕНТ, рекомендуем приобрести необходимую литературу по русскому языку для подготовки к тестированию.

2. Учитывая рекомендации психолога и разный уровень подготовки, формируем группы из 12 человек для подготовки к ЕНТ во внеурочное время. На уроке стараемся предлагать учащимся задания разной трудности. В ходе такой работы над ними каждый ученик может совершенствовать свои знания и умения.

3. Держим тесную связь с родителями учащихся. Совместно с классными руководителями анализируем и сообщаем результаты пробных тестирований, а также привлекаем их к организации внеурочной деятельности детей для подготовки к сдаче ЕНТ.

Систематическое использование даже одного какого-то методического приема способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность и стабильность. Нами было замечено, что использование опорных схем на уроках русского языка приводит к повышению качества знаний по предмету. Эффективность использования опорных схем в значительной степени определяется их простотой и доступностью.
Схемы представляют организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.).

Например, учащиеся часто ошибаются при постановке запятой в сложноподчиненных предложениях с союзами как, что, точно, словно, будто, как
будто (Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Был лес как сон.). В письменной речи сравнительные обороты и придаточные предложения с этими словами встречаются гораздо чаще, чем сказуемые, поэтому у учащихся образуется устойчивая привычка к постановке запятой перед как, что, будто и т.п. Эти слова как бы притягивают к себе запятую. При встрече со сказуемыми, «оснащенными» такими словами, привычка может сработать против них, и тогда они могут бездумно поставить запятую между подлежащим и сказуемым, а это недопустимо. Выбору правильного пути поможет такая опорная схема:



При изучении темы «Сложносочиненное предложение» под руководством учителя производится коллективная работа по составлению опорной схемы путем сворачивания теоретической информации в системную структурную схему. Начинается она с наблюдения и анализа сложных предложений. В итоге на доске и в тетрадях учащихся образуется справочный материал, то есть опорная схема, которая далее работает на всех смежных уроках.



При повторении темы «Синтаксис» учащиеся пользуются вот такой опорной схемой:



Таким образом, работа со схемами позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке. За короткое время можно изучить и повторить несколько тем.
2. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. После изучения новой темы учащийся может сам составить опорную схему. Таким образом, он быстро запоминает учебный материал, причем не механически и бездумно, а осмысленно и более прочно.
3. Научить школьников тому, как наиболее точно и быстро находить ответ при решении учебно-познавательных задач, а это так необходимо при подготовке к ЕНТ.
4. Формировать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, развивать логическое мышление, умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

Автор: Зияханова Гульмира Умирзаковна, учителей русского языка и литературы.
01.11.2011 17:10 Общий раздел Артем 5775 0
Имя *:
Email: