Menu
Некоторые приёмы работы с учебником на уроках биологии
Уважаемые читатели! Хочу поделиться с вами некоторыми приёмами работы с учебником, которые применяю на своих уроках. Учебник является основным учебным пособием, рекомендованным Министерством Образования РК, но не для кого не секрет, что учебники нового поколения не совершенны, написаны сложным для понимания школьников языком, иногда содержат ошибки и опечатки. Задача учителя все минусы учебников превратить в плюсы и использовать для работы в режиме развивающего обучения.

Специально не предлагаю готовых разработок уроков. Ни один творческий учитель не будет проводить уроки по готовым чужим конспектам, потому что это как одежда с чужого плеча: может быть и красиво, но не мое. В любых описаниях уроков главное для учителя – идеи (или интересные приемы), которых обычно бывает не много. Идеи и приемы, которые я предлагаю, позволят учителю моделировать собственные уроки. Эти приемы можно использовать на разных этапах урока и с разными целями. Они технологичны, хорошо сочетаются друг с другом, легко перекладываются на любой материал.

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.

Задача учителя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности учащихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.

Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 6 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.

Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом. При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника можно выделить три группы приемов:
1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником";
2 группа - приемы работы с текстом;
3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста.

Приемы второй группы включали при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения биологических знаний и воспитания позитивного отношения к природе путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала, установления причинно-следственных связей и доказательства по тексту, оценки текста на полноту содержания и т.д. Формируемые умения этой группы именуются как "интеллектуальные", способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить практическую работу по инструкции учебника, готовить опыт к демонстрации, находить ответ на вопрос, составлять схемы, таблицы, пользоваться рисунками. Умения данной группы условно назовем "практическими". А теперь несколько примеров из опыта работы…

Первый урок биологии. Новый предмет, новый красивый учебник…

Начнем с самого общего впечатления: «Вы держите в руках новый для вас учебник. Дома вы, наверное, заглянули в него, посмотрели, а, может быть, даже почитали. Каким показался вам этот учебник на первый взгляд?» После первого знакомства с автором, структурой ученика, необходимо предупредить учащихся о возможных трудностях: «Этот учебник написан для ребят, которые хотят не только получить знания, но и стать умнее, поэтому не пугайтесь, если с первого раза какой-то материал покажется вам не совсем понятным. Вместе мы сможем во всем разобраться. На уроках мы будем не просто читать учебник, а основательно изучать его, отыскивая информацию, которая иногда спрятана «между строк» и видна только вдумчивому читателю». Для вводного урока подойдет игра «Правда ли, что…», которая дает возможность заглянуть на некоторые страницы учебника. Цель этой игры не только привлечь внимание к учебнику и подготовить учащихся к изучению признаков живого, но и показать относительность наших знаний (не всегда то, что с первого взгляда кажется неправильным, таковым и является). Учащимся предлагается ряд суждений. Выслушав мнения по каждому суждению, в поисках правильного ответа обратимся к учебнику.

Итак, правда ли, что…
1. Все живое состоит из клеток (вирус – неклеточная форма жизни).
2. Все растения имеют зеленую окраску (растения-паразиты нет).
3. Растения так же, как животные, дышат, т.е. поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4. Дети всегда похожи на родителей (с. 165, 169 развитие лягушки, развитие бабочки) и т.д.

Рисунки учебника, безусловно, привлекают внимание учащихся. Им непременно хочется все внимательно рассмотреть, а времени на уроке, к сожалению, не всегда на это хватает. Попробуем перенести первичное знакомство с рисунками на домашнюю работу для любознательных.

Учащимся предлагается на страницах учебника найти «портреты» различных существ, необходимо указать номера страниц, где были обнаружены данные объекты, и пояснить, что они собой представляют (птица, рыба, мох, цветковое растение и т.п.). Первые пять правильных ответов в каждом классе оцениваются «пятерками» за любознательность – очень важное качество при изучении биологии.

В конце вводного урока можно предложить учащимся закончить следующие предложения.
1. Я думаю, что биология – это самый ________ предмет, потому что _______ .
2. Изучая биологию в 6-м классе, я хочу _____________ .
3. Учебник биологии показался мне ___________ .

В конце учебного года можно вновь вернуться к этим предложениям и посмотреть, как изменится мнение ребят о предмете и учебнике.

Ищем непонятное.

Учащимся предлагается найти и подчеркнуть в тексте слова и выражения, смысл которых им не совсем понятен. Выделив непонятные слова и выражения, мы пробуем их пояснить другими словами, зрительно представить (показать или нарисовать) или заглядываем в словарь, расширяя свой кругозор.

Выражение, требующее разъяснения, может стать отправной точкой для изучения нового материала.

Привычка обращать внимание на отдельные детали, подмечать нюансы текста учебника способствует формированию критического и осознанного отношения к любой информации.

Наверное, в школьном учебнике для шестиклассников нельзя написать понятно все обо всем, поэтому вполне закономерны некоторые недоговоренности, умолчания. Но как они будят мысль и любознательность учеников!

Возможно, самым любознательным ученикам захочется найти ответы на эти вопросы в дополнительной литературе.

Творческие задания.

Природную любознательность шестиклассников можно удовлетворить, предложив им выполнить творческое задание по дополнительной литературе: взять интервью, написать рассказ или сказку об изучаемом организме или процессе, где будут раскрыты все «сокровенные тайны». Многие из этих заданий можно выполнять не только в словесной форме, но и в виде рисунков, комиксов, поделок, аудио- и видеозаписей, инсценировок...

Для выполнения творческих заданий можно использовать не только дополнительную литературу, но и обычный материал учебника.

1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов («Веселые картинки», «Почемучка», «Наука и жизнь» ...)
2. Пересказать материал урока так, чтобы он стал понятен воспитанникам детского сада (ученикам начальной школы, столетней бабушке...).
3. Основное содержание темы изложить в жанре развлекательной или научно-популярной программы радио или телевидения.
4. Написать сценарий видеоклипа по материалу урока.
5. Заядлые компьютерщики (а их немало среди шестиклассников) с радостью возьмутся за создание рисунков, моделей, анимаций, презентаций, веб-сайтов на основе содержания учебного материала.

Понятно, что задания подобного типа нельзя предлагать в обязательном порядке всем учащимся и на каждом уроке. Они выполняются только по желанию, хотя, наверное, можно одно творческое задание раз в четверть (или в год) сделать обязательным (особенно для претендентов на хорошие и отличные отметки).

Чтобы не возникало проблем с оцениванием творческих работ, заранее договоритесь о критериях оценки. Конечно, для разных типов работ критерии будут отличаться, но, на наш взгляд, любая творческая работа должна быть нестандартной, интересной и познавательной (то есть наличие определенной научной информации в творческой работе обязательно). Нелишним будет и напоминание об аккуратности выполнения работы и разборчивости почерка.

Текст может быть не только источником информации, но и «катализатором» мыслительной активности учащихся. Глубокое понимание текста невозможно без анализа, выделения главного, сопоставления, систематизации, обобщения.

Выделение опорных (ключевых) слов.

Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста.

Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их или аккуратно подчеркивать карандашом прямо в тексте учебника. Для лучшего запоминания основных понятий и терминов, использую игру «Перевертыши», например: фотосинтез – зетнисотоф; еинахыд – дыхание и т.д. или игру «Составь слова».

Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся).

Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры.

Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.

Составление плана и опорных схем.

План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных частей. Все это способствует систематизации материала.

Основой для составления плана могут быть и рисунки.

Многие тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать работу по восстановлению готовых схем или по составлению схем из предложенных слов. Вот несколько примеров.



При изучении темы «Транспорт веществ в животном организме» учащимся предлагается прочитать текст и составить логическую схему из выделенных слов. Трудность этого задания в том, что порядок расположения слов в схеме будет отличаться от последовательности их в тексте учебника, поэтому учащимся придется систематизировать и классифицировать выделенные понятия, устанавливая между ними взаимосвязи. Результатом деятельности может стать схема:





Задания по составлению опорных схем с удовольствием выполняют и старшеклассники, но эти схемы чаще содержат не часть текста параграфа, а составляется схема к параграфу целиком или даже схема всей темы. Например, опорная схема по теме «Белки»:



Проблемные вопросы по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Практически на каждой странице учебника можно найти материал для составления вопросов. Прямого ответа на них в тексте нет, но содержится подсказка, намек на правильный ответ, который необходимо обнаружить. Для этого придется рассмотреть текст под иным углом зрения, проанализировать его, установить новые связи между понятиями.

– Почему ядро является важнейшей составной частью клетки?
– Почему во всех клетках тела, кроме половых, содержится двойной набор хромосом? Почему половые клетки имеют половинный набор хромосом?
– Почему не рекомендуется употреблять в пищу грибы, растущие вдоль автодорог?
– Почему растения обычно запасают углеводы, а животные – жиры?
– Почему обмен веществ у рыб протекает медленно?
– Почему змеи и ящерицы при понижении температуры становятся малоактивными? Следует обратить внимание учащихся на то, что ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Информацию учебника можно использовать и для обучения составлению проблемных вопросов. Учащимся предлагается внимательно прочитать текст и сформулировать вопрос, на который можно получить ответ, размышляя над этим текстом: «На какие вопросы может найти ответ в этом тексте думающий человек?» Тексты учебника позволяют сформулировать великое множество таких вопросов. Если вы возьмете этот прием на вооружение, приготовьтесь к тому, что ученики будут часто задавать вопросы, на которые очень трудно (а порой и невозможно) найти ответ.

Можно привести ещё целую массу различных примеров, многие из которых не новы, какие-то я «подсмотрела» у своих коллег, какие-то придумала сама, а некоторые подсказали сами дети. Но я была бы очень рада, если примеры, идеи о которых говорится в статье, помогут кому-нибудь в его педагогической деятельности. Каждый, кто пытался описывать свой педагогический опыт, знает, как трудно это сделать. Конечно, можно разложить по полочкам принципы и идеи, методы и приемы, но какими словами передать атмосферу урока: удивительное душевное единение с детьми, радость познания и блеск неожиданной мысли? Как описать импровизацию, вдохновение, творчество?

Я – счастливый человек, ибо, проработав в школе 14 лет, все еще иду на уроки с радостью. И каждый урок для меня – это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, потому что в нашей профессии предела совершенству нет.

Автор: Малофеева Т.Н. – учитель биологии 1 категории Пешковской средней школы.

Сайт учителя биологии
15.12.2011 18:34 Общий раздел Гость 7747 1
Артем   17.12.2011 11:43
Спасибо автору, его ссылка размещена внизу материала.
Имя *:
Email: