Выпускнику бакалавриата по специальности 050608 – Экология присуждается академическая степень бакалавра экологии.
Квалификации и должности определяются в соответствии с “Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденным приказом министра труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.
Бакалавр экологии может занимать следующие должности: эколог-биолог, эколог-географ, эколог-почвовед, эколог-физик, эколог-химик, эколог-эксперт, эколог-исследователь, преподаватель биологии, географии и экологии в средних и общеобразовательных профессиональных учебных заведениях. Выпускник с высшим базовым образованием может работать в следующих должностях: эколог по отраслям производства, преподаватель средних и профессиональных учебных заведений, инспектор по охране окружающей среды, экологинженер, эколог-лаборант в научно-исследовательских, начальных и средних профессиональных учебных заведениях, менеджер и др.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050608 – Экология
Сфера профессиональной деятельности
Сферой профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050608 – Экология является производственная, управленческая, научно–исследовательская и образовательная сфера, экологическая служба мониторинга, контроль качества природной среды и здоровья человека.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: территориальные управления охраны окружающей среды, национальные парки, заповедники, заказники, биосферные резерваты, промышленные предприятия, агропромышленные комплексы, полигоны, объекты энергетики, АЭС, организации образования, научно-исследовательские институты и центры.
Предметы профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности являются: природные и Урбанизированные экосистемы и их компоненты; биосфера и её компоненты; экологический мониторинг и маркетинг; анализ, инспекция и контроль состояния окружающей среды; составление прогностических моделей; управленческие и консалтинговые функции в сфере охраны окружающей среды; экологическое образование и воспитание; соблюдение экологических требований в технологических процессах и при проектировании новых предприятий, населенных пунктов, планирование и осуществление природоохранных мероприятий в различных сферах экономики, проведение ОВОС и экологического аудита.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 050608 – Экология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- сервисно-эксплуатационная;
- экспериментально-исследовательская;
- образовательная (педагогическая);
- проектная.
Функции профессиональной деятельности
Выпускник по специальности 050608 – Экология должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей:
- принимать участие в разработке государственных программ по развитию отраслей экономики в разделах охраны окружающей среды;
- принимать участие в проведении экологической экспертизы и экоаудита;
- осуществлять сбор материала и проведение лабораторных исследований уровня загрязнения окружающей природной среды;
- принимать участие в составлении экологического паспорта предприятий;
- оказывать консультативные услуги населению по экологическим вопросам;
- участвовать в проведении экологического мониторинга;
- принимать участие в проведении научно-исследовательских работ в области экологии;
- организовывать воспитательную работу среди населения по охране окружающей среды;
- принимать участие в работе по экологической экспертизе проектной, предпроектной документации в части ее соответствия международным стандартам;
- содействовать выполнению обязательств РК по требованиям международных конвенций в области охраны окружающей среды и др.;
- содействовать внедрению результатов научно-исследовательских работ в производство;
- привлечение работодателей, нахождение партнеров для выполнения научных исследований.
Типовые задачи профессиональной деятельности
Типовыми задачами профессиональной деятельности являются участие:
- в разработке государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства;
- в проведении научно-исследовательских работ в области экологии;
- в проведении экологического мониторинга и индикации состояния окружающей среды;
- в работе по оценке и прогнозированию изменений состояния экологических систем разного уровня;
- в повышении эффективности экологического образования и воспитания;
- в осуществлении управленческих функций в области охраны окружающей среды на различных уровнях;
- в проведении экологической экспертизы;
- в составлении экологического паспорта;
- в оказании консультативных услуг по экологическим вопросам.
Направления профессиональной деятельности
Деятельность направлена на планирование, организацию и управление службами контроля объектов, представляющих потенциальную угрозу состоянию окружающей среды; сбор и анализ материалов для экологической оценки объектов природной среды; разработку практических рекомендаций нормирования качества природной среды с целью предотвращения деградации экосистем, опустынивания и сохранения биологического разнообразия; проведение научно-исследовательских работ; внедрение новых экологических методов и технологий по рациональному природопользованию; организацию учебного процесса в средних и профессиональных учебных заведениях; экологическое воспитание и просвещение различных групп населения.
Содержание профессиональной деятельности
Содержание профессиональной деятельности включает:
- экологическая деятельность - составление экологического кадастра, изучение биологического разнообразия, анализ качества природной среды;
- научно-исследовательская деятельность – участие в организации и проведении полевых и экспериментальных работ, разработке новых экологических методов и технологий по восстановлению нарушенных экосистем и рациональному природопользованию;
- сервисно-эксплуатационная деятельность – разработка практических рекомендаций по нормированию качества природной среды с целью сохранения устойчивого состояния экосистем, разработка рекомендаций по внедрению экологически безопасных технологий различных производств с целью снижения отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду и сохранения биологического разнообразия;
- консультационная деятельность – осуществляет консультирование по правилам подготовки проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования экопроектов, по проведению аудита, экспертизы и ОВОС;
- проектная деятельность – участие в реализации экопроектов, разработка планируемой деятельности;
- природоохранная деятельность - участие в разработке практических рекомендаций нормирования качества природной среды с целью предотвращения негативных последствий хозяйственной деятельности, внедрение новых экологических методов и технологий по рациональному природопользованию;
- образовательная и воспитательная деятельность - организация и проведение учебного процесса в средних и профессиональных учебных заведениях по экологическому образованию, воспитанию и просвещению, пропаганда экологических знаний среди различных групп населения;
- экспертная деятельность - участие в работе по поддержанию в рабочем состоянии системы экологического управления на предприятии, по подготовке экологической отчетности; сбор и анализ материалов для экологической экспертизы и паспортизации природных и промышленных объектов;
- управленческая - участие в планировании и организации службы контроля объектов природоохранной деятельности; участие в создании научно-методологической и организационно-технологической базы управления совместно с другими специалистами, анализ эффективности управленческих решений;
построение и поддержание в рабочем состоянии системы экологического управления на предприятии, подготовка экологической отчетности.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050608 - Экология
Бакалавр экологии должен
иметь представление:
- о региональных и глобальных экологических проблемах;
- об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды;
- об экологической емкости природных систем и пределах их устойчивости;
- о деятельности республиканских и международных организаций в области охраны окружающей среды;
- о возможных путях восстановления нарушенных территорий;
- о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значении для экологии региона, области;
- об экологических проблемах в сфере управления экономикой и производством;
- о техногенном воздействии на природную среду и методах оценки экологического риска;
- о принципах организации экологической экспертизы территорий, производств и технологических проектов;
- о принципах формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга;
- о методических и эколого-экономических основах оценки воздействия на окружающую среду;
- о динамике численности населения и его размещении в отдельных регионах, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов;
- о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства;
понимать:
- основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы;
знать:
- основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом;
- основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов;
- основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности;
- основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функций экосистем;
- назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений;
- основы национального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов;
- методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
- основы современных информационных технологий;
- способы сбора, хранения и обработки экологической информации;
- основные принципы экологического прогнозирования;
уметь:
- анализировать динамику экологических процессов, связанных с антро- о возможных путях восстановления нарушенных территорий;
- о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значении для экологии региона, области;
- об экологических проблемах в сфере управления экономикой и производством;
- о техногенном воздействии на природную среду и методах оценки экологического риска;
- о принципах организации экологической экспертизы территорий, производств и технологических проектов;
- о принципах формирования, динамики и развития природно-антропогенных геосистем разного ранга;
- о методических и эколого-экономических основах оценки воздействия на окружающую среду;
- о динамике численности населения и его размещении в отдельных регионах, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации и формирования трудовых ресурсов;
- о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства;
понимать:
- основные принципы функционирования и эволюции экологических систем, роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы;
знать:
- основные закономерности функционирования экосистем и биосферы в целом;
- основы типологии и классификации природно-антропогенных ландшафтов;
- основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности;
- основные локальные, региональные, глобальные экологические проблемы и рациональные меры по устранению нарушений структуры и функций экосистем;
- назначение и классификацию экологического мониторинга и его отдельных подразделений, методы наблюдений;
- основы национального и международного законодательства по контролю качества ОС, социального регулирования, антимонопольного контроля ценообразования в области использования и охраны природных ресурсов;
- методы предупреждения и ликвидации загрязнителей, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
- основы современных информационных технологий;
- способы сбора, хранения и обработки экологической информации;
- основные принципы экологического прогнозирования;
уметь:
- анализировать динамику экологических процессов, связанных с антропогенной деятельности.
Содержание образовательных программ по специальности 050608 – Экология
Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Философия
Иностранный язык
Казахский (Русский) язык
Информатика
Экология
Компонент по выбору
Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Математика
Физика
Химия
Биология
Учение об окружающей среде
Экономика природопользования
Биогеохимия и экотоксикология
Геоэкология
Промышленная экология
Биоразнообразие растений, животных и микроорганизмов
Биологическая экология
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
Почвоведение
Социальная экология и устойчивое развитие
Экологическое образование и мировоззрение
Математические модели в экологии
Основы экологического нормирования и экспертиза
Мониторинг окружающей среды
Основы экологического права, менеджмента и маркетинга
Компонент по выбору
Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практика
Учебная практика
Производственная практика по специальности
Педагогическая практика
Производственная практика по специализации
ПГК Промежуточный государственный контроль
Итоговая государственная аттестация
1) Написание и защита дипломной работы (проекта)
2) Государственные экзамены по специальности: Экология
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050608 – Экология
Национальные вузы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева
Казахский национальный аграрный университет
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Государственные вузы
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова
Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова
Семипалатинский государственный педагогический институт
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана
Алматинский технологический университет
Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
Южно-Казахстанский государственный университетимени М. Ауэзова
Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова
Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова
Западно-Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А.Ясави
Казахский государственный женский педагогический университет
Частные вузы
Академический инновационный университет
Западно-Казахстанский инженерно-технический университет
Гуманитарно-технический институт "Акмешит"
Алматинский гуманитарно-технический университет
Университет "Болашак"
Инновационный Евразийский университет
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Актюбинский университет имени С. Баишева
Костанайский социально-технический университет имени Зулхарнай Алдамжара
Казахско-Китайский институт
Казахстанский университет технологии и бизнеса
Aidana9994 29.05.2018 21:14 Здравствуйте. Я учусь в КазНАУ (г. Алматы). Поступила в 2017 году (после колледжа) на эколога (заочно) закончила 1 курс. Хочу перевестись в ИНЕУ. Возможно ли? Куда можно обратиться по таким вопросам? Кабинет или номер приемной комиссии?
|
Ботагоз 22.08.2016 16:49 Здравствуйте! Можно ли с очного отделения перевестить в заочное отделение? 2курс заранее спасибо
|
Ботагоз 22.08.2016 16:48 Здравствуйте! Можно ли с очного отделения перевестить в заочное ? (2курс) заранее спасибо
|
Дана Базарбаева 11.07.2016 15:08 можно побыстрее,,,срочно
|
Дана Базарбаева 11.07.2016 15:06 здраствуйте,,,Сколько стойт заочного обучения ЭКОЛОГии
|
мария 11.08.2014 17:02 здравствуйте, трудно ли учиться на эколога? нужно ли хорошо знать химию?
|
Анна 27.06.2013 19:41 Артем ответьте пожалуйста, а сколько нужно баллов на грант на факультет Экология в Кызылординский государственный институт имени Коркыт Ата
|
Айман 16.06.2013 16:35 Здравствуйте! Скажите, на эколога оплату на 2013-2014 год и есть ли грант
|
сартай 25.02.2013 18:11 Ищу работу преподавателя по экологии 12 лет стажа эколога проектирование экспертиза аудит все виды сертификатов 2 высших образования .тел 87056410712
|
Дана 17.06.2012 01:58 здравствуйте, я закончила мед колледж,могу я поступит на эколога?
|
айсулу 16.06.2012 11:38 здравствуйте, я закончила бакалавр экологию - работаю в школе важатой, но мне не дают часы, говорят потому что это не пед образование. что скажете по этому поводу. Объясните могу я или не могу преподавать в школе по биологий
|
bnm 03.09.2011 13:35 Здравствуйте! а какой 5-ый предмет на ент требуется сдать, чтобы поступить на эколога?
|
Артем 03.09.2011 14:06 Для того чтобы поступить на эколога, Вам нужно сдавать биологию!
См. Какой выбрать профильный предмет для сдачи ЕНТ? |
Tabus Dina 04.08.2010 16:55 or collage?
|
Tabus Dina 04.08.2010 16:55 may I work in your university?
|
Tabus Dina 03.08.2010 17:10 Hello, excuse me! I was graduate this year in Kazakh national university named of Al-Farabi. Speciality is Biotechnology. May I teach your students. I was born in China,so I can speak a fluently Chinese. I will waitting your answer! Ответ: what question?
|