Menu
Конкуренция и ее признаки
Главным условием функционирования всего механизма рынка и рыночной экономики является конкуренция.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:

1.По масштабам развития:
1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.
1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.
1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.
1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.
1.5.Национальная – состязание внутри страны.
1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.

2.По методам ведения:
2.1.Ценовая - за счет снижения цены.
2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.

Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:
1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;
2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;
3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.

3.По способам ведения:
3.1.Добросовестная.
3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.

4.По форме:
4.1.Совершенная.
4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).

Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Характеристика моделей рынка


Параметры Совершенный рынок Несовершенный рынок
Чистая конкуренция Монополист. конкуренция Олигополия Чистая монополия
Определение Рынок с большим числом фирм, продающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену. Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары. Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). Рынок, где господствует один прода вец, влияющий на цену товара.
Число фирм Очень большое Многое Несколько Одна
Вид товара Стандарти- зированный (однородный) Дифферен- цированный (разнородный) Дифферен- цированный и однородный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует В пределах рыночной ниши Ограничен взаимной зависимостью и значителен при тайном сговоре Диктует цены
Барьеры для вхождения в отрасль Отсутствует Отсутствует Возможны отдельные препятствия при входе Вхождение заблокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Существенна, упор на рекламу Типична при дифферен- циации товара Нет нужды в ней
Примеры Рынки с/х продукции, ценных бумаг. Рынки легкой и пищевой промышленности Стандарти- зированных товаров- сталь; дифференци- рованых- автомобили, сигареты, кофе Народные промыслы, городские коммуникации


Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка. Главная черта: ни одна фирма не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
01.12.2011 16:13 Экономика Артем 9017 1
Examenna5.net   14.07.2016 19:51
Посмотрите тут: http://examenna5.net/work/6219
Имя *:
Email: