Menu
Диалектика «Капитала» К. Маркса
План лекции

1. Материалистичность диалектики К. Маркса.
2. Принцип конкретного историзма в философии К. Маркса.
3. Концепция отчуждения в «Капитале» К. Маркса.

К. Маркс очень высоко ценил диалектику как метод и наиболее полно этот метод нашел свое применение в его политико-экономических исследованиях. Специальной работы по диалектике К. Маркс не оставил, но он оставил диалектику в ее применении к политико-экономическому исследованию. «Если Маркс, - отмечал Ленин, - не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала».

Для понимания общего духа диалектики Маркса необходимо уточнить понятие материалистичности, так как Маркс именует свой метод материалистическим. Однако этот материализм не имеет ничего общего с философским материализмом Нового времени, который, по словам К. Маркса, «становится враждебным человеку». Категория материи, которой оперирует Маркс, соотносится не с категорией духа (или сознания), а с категорией формы. В этом отношении он примыкает к той традиции, которая восходит к Платону и Аристотелю и идет через Фому Аквинского к классической немецкой философии.

Материалистичность марксовой диалектики состоит отнюдь не в том, что диалектика приписывается превращенной в субстанцию и даже субъект материи. Эта диалектика вообще не имеет дела с такой категорией материи. Основополагающим принципом марксовой диалектики является принцип предметной деятельности. В соответствии с этим принципом, «предмет, действительность, чувственность» должны браться не в форме объекта, т.е. чисто созерцательно (как поступали материализм и субъективный идеализм) и не в форме абстрактно-мыслительной деятельности (как поступал трансцендентальный и абсолютный идеализм), а «как чувственно-человеческая деятельность, практика; субъективно», а самое деятельность следует понимать «как предметную деятельность».

Этот принцип открывал широкие мировоззренческо-методологические возможности. Прежде всего он дал возможность понять исторический процесс как творимый самими же людьми и понять «людей как действующих лиц и авторов их собственной истории». При этом для Маркса стало ясно, что всякое общество есть продукт взаимных отношений людей к друг другу, что оно не первично в отношении людей, а напротив: «каковы индивиды, такова и сама эта общественная связь». Человеческая действительность была понята Марксом как созданный, воссоздаваемый и творимый заново предметной деятельностью «мир человека». И этот же принцип помог Марксу ограничить отчужденную действительность от неотчужденной и вообще создать до сих пор не превзойденную никем концепцию отчуждения.

Принцип предметной деятельности пронизывает у Маркса все иные более конкретные принципы и категории. Осуществляя критику политической экономии, Маркс понимал сферу экономики как специфически деятельностную сферу, как систему специфической деятельности и специфических отношений, в центре которой стоит человек: «человек сам является основой своего материального, как и всякого другого осуществляемого им производства». Деятельностная парадигма позволила Марксу не просто принять трудовую теорию стоимости от своих предшественников, но и усовершенствовать ее. Ему удалось открыть двойственный характер отчужденного труда и его опредмеченной фиксации - товара.

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей, там Маркс вскрыл отношение между людьми. Политико-экономическую концепцию Маркса принципиально невозможно аутентично понять, не только абстрагируясь от принципа предметной деятельности, но и от концепции отчуждения. Весь процесс капиталистически организованного производства он понял и изобразил как процесс отчуждения.

Маркс также вводит принцип предметной деятельности в тот метод, который он посчитал «единственно возможным» для теоретического мышления, - метод восхождения от абстрактного к конкретному; в этот же метод вплетена и марксова концепция отчуждения.

Введение в метод исследования концепции отчуждения дает ключ к пониманию проблемы начала («клеточки») в «Капитале». Для Маркса капиталистически организованная экономика есть деятельностный процесс, но вместе с тем, захваченный отчуждением деятельностный процесс. Здесь в этом процессе, доминанта с деятельности перенесена на ее опредмеченный и овещненный, вещный результат.

Вот почему Маркс начинает свой видимый анализ буржуазной экономии с товара – отчужденного результата отчужденного труда. Ведь именно товар, а не деятельность его созидающая, и не отношения, моментом которых он является, имеет здесь единственно важное, можно сказать безраздельное, значение. Но за товаром и его развитыми формами все же стоит человеческая деятельность и человеческие отношения. И именно целостная деятельность, предметная деятельность, соответствующая собственному понятию, выступает у Маркса масштабом для отчужденного, товарного мира.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному включает в себя у Маркса принцип конкретного историзма. «С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме». Марксов конкретный историзм предстает как культуро-историзм: акцент ставится на историзме самого логического, причем подчеркивается его социально-культурная и культурно-историческая определенность.

Однако при всех своих достоинствах марксова диалектика не может считаться вершиной, или универсальной формой диалектики. Это лишь один из исторических вариантов диалектики, одна из возможных – при том не высших – парадигм диалектики.

Выводы

К. Маркс создал единую целостную философско-мировоззренческую концепцию. Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики. Основная идея марксистской философской концепции – отчуждение человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

В отличие от Гегеля, который понимает отчуждение как чисто духовный акт, Маркс базисным и фундаментальным считает экономическое отчуждение, или отчужденный труд.

Методические рекомендации к лекции

При изучении данной темы очень важно обратить внимание на методологическое значение материалистической диалектики, как способа бытия познания, поиска сущего. Необходимо понять, что политико-экономический анализ, осуществленный Марксом при помощи и на основе данного метода, может быть адекватно уяснен только на примере «Капитала» К. Маркса, без знакомства с которым, изучение данной темы невозможно.
Наиболее сложной проблемой для понимания в марксовой диалектической концепции является проблема отчуждения. Для ее уяснения следует внимательно изучить рекомендованную литературу.

Литература

1. Диалектическая логика . В 2-х т. – Т. 2. – Алматы, - 2000 – С. 67-78.
2. Маркс К., Энгельс Ф. «Капитал». Соч. 2-е изд. Т. 23.
3. Маркс К.,Энгельс Ф. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». - Соч. 2-е изд. - Т. 42.
4. Маркс К., Энгельс Ф. «Введение к критике политической экономии». - Соч. 2-е изд. - Т. 13.
5. Введение в философию. В 2-х тт. под ред. Фролова И. – М., - С. 221-247.
6. Человек в мире отчуждения. - Алматы, 1996.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Проанализируйте материалистические концепции Нового времени.
2.Сформулируйте основные идеи философского мировоззрения К. Маркса.
3.Раскройте основные положения концепции диалектики К. Маркса.

Репродуктивно-практический уровень:
1. Проанализируйте концепцию отчуждения К. Маркса.
1. В чем заключается сущность материалистического понимания истории
К. Маркса.
3.Раскройте сущность марксистского понимания методов диалектики.

Творческий уровень:
1. Как вы объясните знаменитый тезис К. Маркса «все философы лишь различным образом объясняли мир, а наша задача изменить его».
2. Дайте сравнительный анализ марксистской и гегелевской концепций отчуждения.
2. Раскройте смысл марксистского понимания сущности человека: «человек есть совокупность общественных отношений».
13.10.2011 19:57 Философия Артем 4934 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход