Menu
Категорический императив и этика долга как условия человеческой свободы
План лекции

1. Проблема человеческой свободы в философии этики И. Канта.
2. Нравственное чувство и нравственное поведение.
3. Категорический императив.

И. Кант придерживался мнения, что хотя никому и не дано знать, существует ли Бог, нужно тем не менее верить в то, что Он существует, дабы поступать нравственно. Тем самым вера в Бога получает нравственное и практическое оправдание. Невозможно познать истинность таких идей, как Бог, бессмертие души и свобода воли, руководствуясь теми же принципами, что выявляют истинность законов природы.

В понимании Канта, человек может рассматривать себя под двумя совершенно различными углами зрения: с позиций науки, как «феномен», подчиняющийся законам природы, и с позиций нравственности, как «вещь-в-себе», как «ноумен», о котором допустимо думать как о свободном бессмертном и подвластном Богу субъекте. Здесь речь идет о так называемом «мире свободы», в котором причинно-следственные связи уступают место самодетерминации, свойственной человеку. В основе человеческой свободы, по Канту, лежит способность человека самому определять свои поступки и делать собственный выбор. Но свободу при этом следует отличать от произвола как удовлетворения случайных прихотей и желаний.

В «Критике практического разума» И. Кант решает вопрос: «как возможен нравственный человек». Определив, что человек есть не только природное существо, но обладает разумом, деятельностью, свободой, которая является его имманентным определением, Кант делает вывод, что без свободы нет ответственности, нет нравственности.

Согласно Канту, мораль есть то, что очеловечивает человека, а в сфере морального действует вещь-в-себе или свободная причинность. Именно нравственность является единственным оправданием разумного устройства мира, она ниоткуда не выводима и ничем не обосновывается. Существование нравственной очевидности является по Канту объяснением разумного устройства мира. Долг и совесть, по Канту, являются нравственной очевидностью, так как они действуют в человеке, побуждая его к моральным поступкам.

Нравственное чувство, доказывал Кант, полемизируя с английскими просветителями, - это не просто склонность к добру, непосредственный порыв милосердия и сострадания. Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом и ограничено им. А долг – это нечто безусловное и самодостаточное. Нравственность не может быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением к счастью. Нравственное поведение, утверждает он, не может иметь внешних мотивов. В качестве единственного внутреннего мотива такого поведения выступает долг. И хотя индивид принадлежит к обоим мирам, человеком он становится именно тогда, когда начинает руководствоваться долгом как особым нравственным законом.

Все трактовки Кантом нравственного закона проникнуты пафосом эпохи гражданского общества с ее постулатами свободы и автономии личности. В одном случае нравственная максима выражается формулой: человек для человека должен быть только целью, но не средством. В другом случае Кант дает формулировку: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом». В третьем случае речь идет о совпадении индивидуальной воли с основой всеобщего законодательства.

Мораль носит характер императивности, то есть всеобщности и обязательности норм. Высший принцип морали или категорический императив является нормой, следуя которой человек может желать, чтобы она стала всеобщим законом. Нравственным поступком будет то действо, совершая которое человек осознает, что оно, так или иначе, отзовется на всем человечестве. Высший категорический императив Канта провозглашает, что человек, равно как и все человечество, заслуживает отношение к себе как цели, но не как к средству. Сам человек является целью, которая заключается в исполнении себя в качестве человека.

Таким образом, обобщая все сказанное выше, можно заключить, что, по мнению Канта, основными определениями нравственного человека, важнейшими условиями нравственности совершаемых человеком поступков, являются следующие: свобода как неотъемлемая, внутренне присущая, имманентная сущность человека; долг – как условие нравственности человеческих поступков и вытекающий из этой категории категорический императив, требующий от человека поступать согласно такой максиме, которая стала бы всеобщим законом, и понимать человека как цель, так как человека ни в коем случае нельзя использовать как средство.

Кант в глубине души верил, что законы, приводящие в движение планеты и звезды, находятся в высшем гармоническом согласии с нравственными побуждениями: «Две вещи наполняют мое сердце все новым и постоянно возрастающим трепетом и восхищением: это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня».

Выводы

В своей философии этики Кант утверждает, что моральный закон – внутри человека. Согласно Канту, различие между теоретическим разумом и практическим разумом состоит в том, что если первый определяет предмет мысли, то практический разум производит нравственный предмет и его понятие. Поэтому сфера морали является областью деятельности практического разума. Мораль невыводима из эмпирического опыта человека, поэтому Кант обосновывает абсолютный характер морали.

Методические рекомендации к лекции

Обратите внимание на основные понятия этической философии И. Канта. Уясните суть категорического императива, проследите его связь с этическими постановками вопроса долга в истории человеческой культуры. Акцентируйте внимание на природе человека и на том, какие вопросы ставит человек перед собой. Проанализируйте, как бы вы ответили на кантовские вопросы: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Методическая разработка активного семинара «Категорический императив и этика долга как условия человеческой свободы»

Цель: рассмотреть и обсудить основные проблемы философии этики И. Канта.
Форма занятия: дискуссия

Вопросы для дискуссионного обсуждения на семинаре

1. Почему И. Кант полагает, что мораль обладает относительным характером?
2. Прав ли Кант, утверждая, что мораль нельзя вывести из опыта или эмпирии?
3. В чём смысл кантианского понимания чувства долга?
4. Почему философия этики И. Канта отвечает на извечный вопрос «Что я должен делать?»?
5. Почему согласно Канту мораль должна носить императивный характер?
6. Почему понятие «категорический императив» по своей сути обладает гуманистической направленностью?
7. В чём значение философии этики И. Канта?
8. Верил ли Кант в Бога? Были ли основания полагать, что у Канта были особенные отношения с Богом? Какую веру признавал Кант?
9.При каких условиях категорический императив имеет метафизический смысл?

Для активной работы на семинаре студент должен знать
1. Основные понятия философии этики И. Канта: категорический императив, долг, свобода, совесть и др.
2. Содержание работы И. Канта «Критика практического разума».

Студент должен уметь
1. Пользоваться указанной литературой.
2. Использовать основные понятия по изучаемой теме.
3. Уметь сравнивать этические учения разных философов.
4. Прийти к самостоятельным выводам, уметь творчески их осмыслить и выработать собственную позицию.

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать основные выводы по изученной теме.

Литература

1. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 4. – М., 1965. – С. 313-318, 345-347, 396-403, 413-416, 499-501.
2. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия. Трактаты и письма. – М., 1980.
3. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 808-819.
4. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2-х частях. – М., 1989. – Т.1. – С. 175 –177.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С. 224-227.
6. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 175-176.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Назовите основные черты этического учения Канта.
2. Какова формулировка категорического императива И.Канта?
3. В чем Кант проводит различие между церковной и религиозной верами? «Потому что твоя самость действует как барьер между тобой и Задания на установление соответствия:

Репродуктивно-практический уровень:
1. Интерпретируйте слова И.Канта: «Две вещи наполняют мое сердце все новым и постоянно возрастающим трепетом и восхищением: это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня».
2.Прав ли Кант, так объясняющий веру и знание: «Мнение есть сознательное признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с объективной сторо¬ны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в тоже время считается объективно недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание».
3. О чем говорят эти слова Канта: «Мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность».

Творческий уровень:
1. Когда и как в истории человеческой культуры звучали требования категорического императива И.Канта?
2. В чем сила и слабость категорического императива Канта?3. Какова степень вашей готовности реализовать кантовский принцип: «Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
13.10.2011 19:42 Философия Артем 7911 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход