Menu
Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
Страница 1 из 11
Форум "Казахстан и образование" » Ученический форум » История Казахстана » Культура племен и народностей Казахстана в VI - XII веках. (Развитие культуры у ранних государственных объединений.)
Культура племен и народностей Казахстана в VI - XII веках.
Артем Offline Администрация
23.02.2010, 22:42, Вторник | Сообщение 1
Строительство и архитектура.

В VI—XII вв, в Казахстане развиваются строительное дело и народная архитектура, В оседлых районах жилища строились из глины, камня, дерна» дерева, камыша. Для строительства крупных сооружений использовали жженый кирпич. В городах из кирпича строились дворцы,, мечети, бани.

В VIII в. арабские завоеватели стали насаждать в Казахстане ислам. Начали строиться культовые сооружения. Жизнь людей объяснялась божественным происхождением. Ислам стал государственной идеологией. Он использовался феодальной знатью для угнетения народных масс.


Культовые сооружения арабских завоевателей

К архитектурным памятникам древности относятся остатки мавзолея Айша-Биби (около г. Джамбула). Он построен при Караханидах в XI—XII вв. Это небольшое одно-купольное здание, но оно настолько пропорционально, что кажется величественным. Мавзолей расположен на вершине холма с плавными пологими склонами. Стены покрыты резным орнаментом, таким же, каким казахские мастера украшали ковры.


Мавзолей Айша - Биби (XI - XII вв)

Здесь же находится мавзолей Бабаджан-хатун, сооруженный в X—XI вв.


Мавзолей Бабаджан Хатун (X - XI вв)

Выдающейся по тем временам была и Таразская баня. Она имела сложную систему обогревательных труб; бассейны, стены были украшены фресковой росписью. Все это было создано мастерами, вышедшими из народа.

Артем Offline Администрация
23.02.2010, 22:52, Вторник | Сообщение 2
Культура племен и народностей Казахстана в VI - XII веках.

Устное народное творчество и литература.

Казахстана оставили после себя богатое устно-поэтическое творчество, в котором были отражены вековой опыт народа, его мечты и надежды. С древних времен до наших дней дошли, и редкие памятники тюркской письменности. К письменным памятникам литературы этой эпохи относится «Диван-лугат-ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), составленный Махмудом Кашгари в конце. XI в. Автору было неизвестно 25 различных племен, среди которых он называет киргизов, уйгуров, огузов, кипчаков. В словаре содержатся ценные сведения по истории, фольклору, языку того периода. Среди пословиц, приведенных Махмудом Кашгари, можно встретить и такие, которые бытуют в народе и в настоящее время: «Гость пришел — счастье пришло», «Не жалеющий коня останется пешим;», «Спущенная стрела обратно не вернется».


Махмуд Кашгари

К лучшим образцам письменной литературы относится поэма «Кутатгу билиг» («Наука о том, как делаться счастливым»), написанная в 1069 г. Юсуфом, родом из города Баласагун. В ней говорится о феодалах, купцах, скотоводах, ремесленниках, о положении народа, который изнывал под игом феодалов. Поэма дает представление о социальном строе Караханидского государства.


Юсуф Баласагуни.

С древних времен до наших дней дошли имена сказителей, таких, как Коркуд, сохранились сказки о веселых и находчивых насмешниках Алдар-Косе и Жиренше. Эти герои были созданы воображением народа, они высмеивали глупых баев и мулл, жадных и жестоких ханов.

В эпических сказаниях об Алпамысе, Кобланды-батыре» Ко-зы-Корпеше и Баян-Сулу народ пронес через века благородный мысли о любви к Родине и ненависти к врагам.

Артем Offline Администрация
23.02.2010, 23:01, Вторник | Сообщение 3
Культура племен и народностей Казахстана в VI - XII веках.

Наука.

В Средней Азии и Казахстане развивалась также и наука. Выдающимся ученым-мыслителем того времени был Фараби (870—950), который родился в городе Отраре, Руководимый жаждой знаний, Фараби в молодые годы много путешествовал, побывал во многих культурных центрах мира. Часть своей жизни он прожил в Багдаде, позднее он жил в Алеппо и Дамаске, где интенсивно занимался науками. Умер он в возрасте 80 лет. 1100-летний юбилей Фараби отмечался в международном масштабе.


Аль - Фараби.

Примерно за полвека работы великий мыслитель написал 200 трактатов, большая часть из которых утеряна. Поразительна широта научных интересов ученого. Он был крупным математиком, физиком, астрономом своего Бремени. Фараби является одним из создателей систематизированной тригонометрии, физико-математической теории музыки, математических основ геодезии, архитектуры. В трудах Фараби рассмотрены многообразные вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, социологии. Ученый в своих трудах утверждал связь философии и естествознания, отделял науку от религии, прославлял человеческий разум. Борьба за свободу человеческого духа и благородные законы гуманизма, за просвещение составляла основу творчества Фараби.

В «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» Фараби выступает против религии. За эту книгу его преследовало мусульманское духовенство. «Большой трактат о музыке» Фараби оказал значительное влияние на развитие средневековой музыкальной культуры.

Другим известным ученым был Бируни (973—1048). Он родился в древней столице Хорезма — городе Кят.


Бируни.

Бируни создал более 150 трудов. Он был астрономом, математиком, физиком, географом, философом, автором трудов по минералогии, истории, этнографии, филологии и истории. Впервые на Среднем Востоке Бируни высказал догадку о вращении Земли вокруг Солнца, определил длину окружности Земли, уточнил законы движения Солнца, Луны и планет. Труды Бируни была основаны на тщательнейших наблюдениях и экспериментах. Он создал прототип земного глобуса, определил координаты 600 городов, составил географическую карту мира. Бируни написал подробнейший труд о топографии Средней Азии.

Великий ученый перевел на арабский язык основные математические, астрономические и философские труды ученых Индии, способствовал сближению индийской и среднеазиатской культур. Он написал книги по истории, географии и этнографии Индии. К известным трудам Бируни относятся «Хронология древних народов», «Ключ к астрономии», «Правила нахождения удельных весов минералов».

Разносторонняя образованность Бируни сочеталась с передовыми для его времени взглядами. Он считал, что служение истине и правде, работа и жизнь в науке требуют высокой нравственности. Он выступал против религиозных суеверий, против вражды между народами, за дружбу и сотрудничество между людьми. В мировоззрении Бируни были сильны элементы материализма, его взгляды близки к учению греческого философа Демокрита. Бируни высказал догадку о происхождении человека, заявив о сходстве человека и обезьяны.

В условиях господства феодального строя Бируни видел ценность человека не в древности рода и заслугах предков, а в результатах его труда. Он резко осуждал феодальных завоевателей. Правители пытались приблизить к себе Бируни, однако ни золото, ни серебро, которые ему обещали, не прельстили ученого. Бируни с гордостью говорил: «Люди знают, что серебро уходит, а наука остается. Я же исхожу из велений разума и никогда не продам вечное, непреходящее научное знание за кратковременный мишурный блеск».

1000-летие Бируни отмечалось как юбилей всемирного значения.

Артем Offline Администрация
23.02.2010, 23:04, Вторник | Сообщение 4
Отрывок из поэмы хаджи Юсуфа Баласагуни «Кутатгу билик». Середина XI в.

Еще один род людей составляют ремесленники,
Которые создают руками искусство, чтобы заработать себе на жизнь.
Все они необходимые для тебя люди,
Приблизь их к себе, они принесут тебе пользу, о великий,
Кузнец, ткач, сапожник и
Седельник, каменотес, мастер стрел и луков.
Много имеется различных ремесленников, я не могу их всех перечислить,
От них идут все работы, мира,
Как много удивительных вещей они делают,
С ними общайся и обходись хорошо.
Радуй ты их, и живи сам в радости.
Работает он для тебя, непременно одари его,
Дай им есть и пить! Давай им обильную пищу.
Если торговцы не станут объезжать мир,
То как смогут твои глаза видеть нанизанный жемчуг?
Если бы мой язык вздумал все в этом мире перечислить,
ТО нужно было бы Многих слов, потому придержу язык,
Подобно этому все торговые люди:
Обходись с ними, держи открытой твою дверь.
Существуют еще скотоводы.
Они надзирают за табунами лошадей.
Это очень правдивый род, но мудрости они не имеют.
Их ноша падает ни других лошадей.
Для еды, питья, верховой езды лошади, жеребцы и кобылы Прибывают от них, а также лошади для груза; Кумыс, молоко, шерсть, жир, творог и сыр Употребляй как пищу, одежду и убранство для дома, Очень полезен этот род людей..!!

Артем Offline Администрация
06.04.2010, 12:56, Вторник | Сообщение 5
1. Назовите труд Махмуда Кашгарского
A) «Сборник летописей».
В) «История Оренбурга».
C) «Чертежная книга Сибири».
D) «Диуани лугат-ат тюрк»*
E) «Кутадгу билик».
2. Которое из мусульманских сооружений относится к одному из ранних мусульманских мемориальных сооружений XI-XII веков?
A) Мавзолей Караханидов.
В) Мавзолей Талхашан-баба.
C) Мавзолей Бабаджа-хатун.
D) Гробница Козы-Корпеш и Баян-Сулу.
E) Мавзолей Айша-биби.*
3. Выделите общественную черту этногенеза (происхождение народов) тюрков?
A) Саморазвитие огузов, кыпчаков, кимаков.
В) Влияние иранской культуры.
C) Влияние арабской культуры.
D) Влияние славянской культуры.
E) Смещение тюркоязычных народов с Востока на Запад и складывание тюркских раннефеодальных государств.*
4. Определите главную функцию городов 7-8 в.
A) Хозяйственная.
В) Административная.*
C) Торговля.
D) Культурная.
E) Общественно-политическая.
5. Что такое рабад?
A) Часть средневекового города, в котором проживала знать.
В) Часть средневекового города, где проживали бедняки.
C) Часть средневекового города, где проживала городская администрация.
D) Часть средневекового города, где строили культовые сооружения.
E) Часть средневекового города, где организовывали торговлю.*
6. Кто из средневековых ученых изобрел макет земного шара (глобус), и определили координаты шестисот городов того времени?
A) АльФараби.
В) Абу Райхан Бируни.*
C) Авиценна.
D) Мухаммед Хайдар.
E) Аль Якуби.
7. Какой средневековый труд считают энциклопедией тюркоязычных народов?
A) «Диван-лугат ат-тюрк» Кашгари.*
В) «Кутадгу Билик» Баласагуни.
C) «Хронология древних тюрков Бируни.
D) «Диван Хикмат» Яссауи.
E) «Бакырган» Хаким-ата.
8. Как стал называться в 13 веке Испиджаб – крупный торговый город на Шелковом пути?
A) Туркестан.
В) Сайрам.*
C) Шаш.
В) XII в.*
С) II пол XIII в.
D) I пол. XIV в.
E) II пол. XIV в.
17. Назовите значение действовавшего в средневековье Шелкового пути?
A) Взаимодействие и взаимообогащение культур – оседлой и кочевой.
В) Рост городов.
C) Развитие внешней связи.
D) Развитие торговли.
E) Все перечисленное.*
18. Кто оказал влияние на распространение мусульманской религии среди тюркоязычных народов раннефеодальных государств?
A) Арыстанбаб.
В) Яссауи.*
C) Хаким-ата.
D) Кашгари.
E) Баласагуни.
19. Какие сведения содержит важная реликвия прошлого труд Яссауи «Диван и Хикмет»?
A) Этические нормы.
В) Исследования языков племен той эпохи.
C) Этнографические исследования.
D) Социально-бытовые сведения.
E) Все перечисленное.*
20. В течение многих сотен лет учебниками во всех медресе на территории Средней Азии и Казахстана были сборники:
A) Яссауи и Бакыргани.*
В) Аль-Фараби и Абу Бируни.
C) Яссауи и Кашгари.
D) Яссауи и Баласагуни.
E) Жалаири и Дулати.
21. В какой временной период на территории Казахстана наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов?
A) VII-IXвв.
В) VIII-X вв.
C) IX-XII вв*.
D) X-XII вв.
E) X-XIII вв.
22. Кто в средневековых городах XI-XII веков становится главным потребителем ремесленной продукции?
A) Купцы и дехкане.
В) Ремесленно-торговое население.*
C) Феодальная знать.
D) Земледельцы-общинники.
E) Городская верхушка.
23. В какой части Казахстана в VIII-IX веках складывается главный центр производства серебряных изделий?
A) Восточный Казахстан.
В) Мангыстау.
C) Семиречье.*
D) Приаралье.
E) Прибалхашье.
24. В каком средневековом городе в XI-XII веках возникают тимы – большие караван-сараи, со специальными помещениями, где шла торговля тканями?

D) Актобе.
E) Екиогуз.
9. Какая денежная единица чеканилась в 11 веке на двух монетных дворах – в Таразе и Испиджабе?
A) Серебреные дирхемы.*
В) Золотые динары.
C) Медные фельсы.
D) Таньга.
E) Теньга.
10. Назовите известный трактат, написанный Аль-Фараби «вторым учителем мира»:
A) «Наука о том, как стать счастливым».
В) «Возникновение наук»*.
C) «Словарь тюркских наречий».
D) «Хронология древних народов».
E) «Книга мудрости».
11. Кому принадлежит первое сообщение о письменности тюрков?
A) Плано Карпини.
В) Марко Поло.
C) Томпсону.
D) Менандру Протектору.*
E) Радлову.
12. Кто из средневековых ученых за 600 лет до Галилея и Ньютона предсказал гелиоцентрическую систему?
A) Аль-Фараби.
В) Абу Райхан Бируни.*
C) Кашгари.
D) Авиценна.
E) Баласагуни.
13. Назовите имя проповедника, который в память о великом пророке в 63 года отрешился от мирской жизни, построил подземную келью и прожил в ней почти столько же лет, проповедуя:
A) Арслан-баб.
В) Ахмед Яссауи.*
C) Хаким-ата.
D) Абу-бакир.
E) Аль-Якуби.
14. В каком раннефеодальном государстве был принят ислам и получил статус государственной религии?
A) В Тюркском каганате.
В) В Тюргешском каганате.
C) В Карлукском каганате.
D) В государстве Караханидов.*
E) В Уйгурском каганате.
15. О каком раннесредневековом городе Чуйской долины источники сообщают, что «В нем смешано живут торговцы из разных стран, а половину города составляют купцы»?
A) Отрар.
В) Суяб.*
C) Тараз.
D) Баласагун.
E) Сыгнак.
16. Известно, что в IX-X вв. началась исламизация населения Казахстана. Когда новая религия проникает в широкие слои оседлого и кочевого населения?
A) XI в.
A) Тараз.
В) Баласагуни.
C) Отрар.
D) Койлык.
E) Испиджаб.*
25. Где в Казахстане в 10-12 веках развивалась ярмарочная торговля?
A) В Земледельческих раойнах.
В) В пограничных с кочевым миром городах.*
C) Рядом с крупными караван-сараями.
D) В городах.
E) На пересечение караванных путей.
26. Как главным образом проявил себя в 11-12 веках на территории Казахстана «серебряный кризис»?
A) Исчезают серебренные украшения.
В) Дирхемы чеканят из меди и лишь покрывают слоем серебра.*
C) Перестают чеканить серебряные дирхемы.
D) Серебряными монетами рассчитываются только с иностранными купцами.
E) Запрет феодальной знати использовать серебро.
27. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. Кого чаще всего изображали в образе «каменных баб»?
A) Женщин.
В) Мужчин.*
C) Стариков.
D) Детей.
E) Животных.
28. Назовите первый, дошедший до нас, памятник светской литературы тюркоязычных народов 11 века?
A) «Диван и Хикмат».
В) «Кутадгу Билик».*
C) «Бакырган».
D) «Тарих Рашиди».
E) «Жамиг ат-таурих».
29. На какой территории Казахстана сохранился мавзолей 12 века Сарлы-там?
A) В низовьях Сырдарьи.*
В) На Мангыстау.
C) Близ Тараза.
D) В Туркестане.
E) Семиречье.
30. Сохранившийся памятник XII века? Мавзолей Сыралы-там обнаружен археологами;
A) В низовьях Сырдарьи*
В) В Туркестане
C) В Семиречье.
D) На Мангыстау.
E) Близ Тараза.

Гость
24.02.2015, 16:17, Вторник | Сообщение 6
Почему в 5 вопросе правильно е?должно же быть В!во всех источниках написано что рабад это часть средневекого города где проживали бедняки и земледельцы.
Форум "Казахстан и образование" » Ученический форум » История Казахстана » Культура племен и народностей Казахстана в VI - XII веках. (Развитие культуры у ранних государственных объединений.)
Страница 1 из 11
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Опции сообщения:
Код безопасности: