Menu
Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Культура Казахстана в XVIII веке.
Артем Offline Администрация
17.04.2010, 14:20, Суббота | Сообщение 1
Образование.

Присоединение Казахстана к России способствовало распространению в Казахстане русского образования. Первые русские школы были созданы в Омске и Оренбурге. Они готовили чиновников для колониального аппарата царизма. В 70-х годах в Омске, Петропавловске и станице Ямышевской учреждаются «гарнизонные школы», готовившие работников военного ведомства. В конце 80-х годов в Омске была открыта «Азиатская школа», которая выпускала переводчиков, писарей, землемеров и топографов.

Вместе с русскими детьми в этих школах учились и казахские дети. Однако в школы принимались только дети богатых родителей. Беднякам же туда поступить было почти невозможно.

Задача всех перечисленных выше школ заключалась в том, чтобы подготовить послушных царизму чиновников. Однако эти школы в известной мере способствовали распространению в Казахстане русской культуры и грамотности.

Были в Казахстане и мусульманские школы (мектебы), т. е. средние религиозные учебные заведения, существовавшие при мечетях и медресе. В них готовили служителей культа. В эти школы также принимали только детей феодально-родовой знати. Детей учил мулла, заставлявший их заучивать наизусть арабские буквы и слова, затем учащиеся переходили к чтению и зазубриванию текстов корана.

Наиболее богатые феодалы посылали своих детей учиться в Бухару или Самарканд. Там, в медресе, они изучали арабский язык, арабскую философию, мусульманское законоведение (шариат).

Артем Offline Администрация
17.04.2010, 14:21, Суббота | Сообщение 2
Устное народное творчество.

В сравнении с прошлыми веками, устное народное творчество в XVIII в. становится богаче и разнообразнее по содержанию, в нем все более явственно выражается протест трудящихся против угнетателей.

XVII—XVIII века — это период нашествия джунгарских орд в казахские степи. Казахи, разобщенные своими феодальными распрями, не смогли оказать должного сопротивления и были разбиты. 1723 год —год великого бедствия. Об этом событии народ сложил эпические сказания и исторические песни. В них народ жаловался на жестокую судьбу, проклинал захватчиков и звал к борьбе:

Жен, детей, родных наших враг угнал.
Каратау враг жестокий взял.
Где же вы, казахские батыры?
Войско возглавьте, отомстите врагу.

Некоторые поэты были дружинными певцами, участвовали в военных походах. В своих произведениях они славили патриотизм, воспевали подвиги батыров, призывали к объединению для борьбы с общим врагом — джунгарами. В поэмах, посвященных борьбе с джунгарами, рассказывается о сборах ополчений, о походах, битвах, победах. Эти произведения имели огромное общественное значение. В них было выражено стремление народа к единству, союзу, миру.

В конце XVIII в. появились народные песни и предания о восстании крестьян в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова. Из уст в уста передавались в народе рассказы о героической борьбе восставших с ханом Нуралы, о подвигах Сырыма Датова.

До нас дошли отдельные произведения казахских певцов XVIII в. Их по праву можно уже считать поэтами и рассматривать их произведения как индивидуальное и самобытное творчество. Бурная эпоха нашла отражение в их песнях. Так, придворный поэт хана Аблая Бухар Калкаманов выражал в своих стихах общенародное стремление к единению с русским народом. Он порицал хана за его недальновидность.

Произведения акынов Шала, Котсша, Жанкиси отличались острым, отточенным и метким языком. Акыны бичевали в своих песнях казахскую знать. Перед нами проходит вереница кровожадных ханов, лицемерных и хитрых мулл, глупых баев. Поэты призывали в своих стихах к справедливости, учили разумному и доброму в жизни. Они были первыми участниками айтысов (состязаний в песнях).

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: