Menu
Происхождение человека (антропогенез).
Главная » История Казахстана » Древнейшая история Казахстана. » Происхождение человека (антропогенез).

Эпоха древности (первобытнообщинный строй) – первая стадия исторического развития человеческого общества, охватывающая период от времени и появления человека до начало возникновения государств на территории Казахстана.

Эпоху древности археологи делят на эпохи: камня, бронзы и железа. В основу археологической периодизации положен основной материал, из которого изготовлялись орудия труда и предметы быта.

Становление человека (антропогенез).

Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека в способности производит орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир. Человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса.

Три с половиной миллиона лет назад усиливавшиеся холод ледникового периода сковал огромное пространство воды в виде льда. Количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Часть обитавших в лесах обезьян – дриопитеков, не вполне приспособленных к жизни на деревьях, стала приспосабливаться к существованию на открытой местности. Хождение на двух ногах не только освободило руки, но и позволило перейти к производству и регулярному использованию орудий труда. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн, дающую много мяса, привела к тому, что целые группы пралюдей стали делиться запасами пищи на стоянках, их совместная деятельность способствовала взаимному общению, горизонтальному – между индивидами и вертикальному – между поколениями.

Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость зависела от мозга, а не от мускульной силы или ног.

Прямохождение – основная черта, отличающая человеческое подсемейство (триба) от обезьян. В это подсемейство входит два рода: австралопитек и человек. На протяжении веков людей интересовала история возникновения и формирования физического типа человека, его трудовая деятельность, речь, а также общество. Четыре миллиона лет назад в Южной Африке появилась южная обезьяна. Их было четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек).

Первый известный вид человека – Хомо хабилис – человек умелый. Он произошел от одной из групп австралопитеков 2-1,5 млн. лет назад. В отличие от австралопитеков человек умелый обладал более развитым мозгом, в котором уже выделяется речевой центр. Человек умелый занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующей ступенью развития был Хомо эректус – человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету – в Европе, Восточной Азии (Синантроп), Юго-Восточной Азии (явантроп). Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Человек прямоходящий уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством, изготовлял каменные орудия – рубил и чопперов.

Следующей ступенью развития человека был Хомо Сапиенс – человек развитый (современного физического типа). Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни.

Человек является особым природным существом, которое не просто приспосабливается к данным условиям, а объединяясь, в совместном труде преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

Итак, становлением человека является каменный век. Он начался около 2,5 млн. лет назад и закончился в ІІІ тысячелетии до нашей эры, то есть охватил более 2 млн. лет.

Периодизация. Эпоха камня – самый длительный период в истории человечества. Каменный век делится на древний – палеолит, среднекаменный – мезолит, новокаменный - неолит. В свою очередь палеолит делится на нижний, средний, поздний. Последний этап каменного, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом – меднокаменным веком.

Древний палеолит (от греч.-древний камень), древний каменный век , первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит – эпоха становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры. Он охватил время приблизительно от 2 млн. до 12 тыс. лет назад.
Следы человека на территории Казахстана относятся к древнему палеолиту (примерно 2 – 2,5 млн. – 140 тыс. лет до н.э.), о чем свидетельствуют орудия труда шель-ашельского времени – кремневые отщепы, рубящие орудия, рубила, чоппер, нуклеусы, обнаруженные в ракопках в урочищах Шабакты, Танирказган, Борыказган, Акколь, Казангап (Южный Казахстан – хребет Каратау). Памятники древнего палеолита имеются и в других частях Казахстана. В Центральном Казахстане это стоянка Кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине Сары-Арки, стоянки Жаман-Айбат под Жезказганом, Обалысай в Жездинском районе Карагандинской области. В Восточном Казахстане это стоянка на берегу Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района.

Древние люди жили стадами. Сообща легче было охотиться, легче противостоять опасности и силам природы. Основным занятием их было собирательство, занимались охотой, они были знакомы с огнем. Древние люди селились под каменными навесами, в гротах, пещерах. Древнейшие люди на территории Казахстана эпохи раннего палеолита были современниками питекантропов и синантропов.

Средний палеолит (140-40 тыс. лет до н.э). Средний палеолит был более высоким этапом развития человека и его культуры. В среднем палеолите (позднеашельское и мустьерское время) древним человеком на территории Казахстана было освоено (расселено) большинство территорий от хребта Каратау на Юге до верховьев реки Ишим на Севере и от среднего течения реки Сарысу на Западе до верховьев Иртыша на Востоке. Появились новые формы каменных орудий – остроконечник и скребло. Остроконечник выполнял функции ножа и наконечника древнего копья; скребло употреблялось для выделки шкур добытых животных, обработки дерева.
Стоянки среднего палеолита найдены в Южном Казахстане Кызылжибек, Арыстанды, в Центаральном Казахстане Обылысай, Кзыл-Жар, Канай и др.
В среднем палеолите люди жили большими общинами. Появляется начальная форма матриархальной родовой общины. Основные занятия людей этой эпохи были охота и собирательство. Применение загонной охоты на крупных животных – мамонтов, бизонов, козлов, пещерных медведей требовало участия в ней большего количества охотников.
Крупнейшим достижением мустьерского человека было открытие способа добывания огня трением. Люди в среднем палеолите наряду с пещерами, уже строили себе жилища из костей крупных животных.
Древние люди эпохи среднего палеолита были современниками неандертальцев.

В эпоху среднего палеолита появились зачатки культа умерших как первых религиозных верований, произошли сдвиги в мышлении и мировоззрении человека возникли представления о различиях между жизнью и смертью.

Поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет до н.э.). В эпоху позднего палеолита появляется человек современного физического типа – «человека – разумного» (Номо Sapiens). С появлением разумного человека палеолит вступил в новую стадию развития, т.е. верхний палеолит.
Поздний палеолит проходит две фазы развития. Первая из них характеризуется тем, что продукты добывались не больше, чем это было необходимо для обеспечения физического существовании людей. В таких условиях, кончено, распределения продуктов было уравнительное, т.е. всем поровну (уравниловка). В чем суть уравниловки? Суть уравнительных отношений заключалась в том, что весь продукт независимо от того, кем и как он добыт, являлся полной и безраздельной собственностью коллектива общины. Таким образом, на самом раннем этапе первобытно-общинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло быть.

Вторая фаза позднего палеолита характеризуется таким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большего количества избыточного продукта. Это подготовило и обусловило существенную перестройку всей системы социально-экономических отношений. Во время позднего палеолита происходит разделение труда, которое вызвано усовершенствованием орудий труда. Орудия труда становились все разнообразнее и совершеннее: скобели, концевые и округлые скребки, пластины, резцы, наконечники копий и дротиков, проколы, сверла, крючки, иголки с ушками и др. В связи с этим все больше увеличивается количество продуктов. Избыточный продукт начал в своей массе сосредотачиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм эксплуатации. Ведущую роль в хозяйстве играли охота, рыбная ловля, собирание растительной пищи. Начал формироваться род как первая форма общественной организации – человеческого коллектива.

Во время позднего палеолита человек расселялся по всем климатическим зонам Земли. Там происходило формирование рас и расовых групп. Общественные отношения ознаменовались образованием родовой общины. Родовая община была матрилинейной (матриархат). Женщина занимала главенствующее положение в общине, что определялось спецификой домашнего хозяйства, ролью женщины как продолжательницы рода. Это было время формирования человека современного физического типа Номо Sapiens.

С появлением разумного человека чисто животные инстинкты и принципы вытесняются новыми. «Первобытное человеческое стадо» начинает превращаться в человеческое общество – родовую общину. Важнейшая отличительная черта родовой общины от первобытного человеческого стада, это экзогамия, т.е. запрет на брачные отношения внутри общины. Таким образом, мы видим появление новых «небиологических» регуляторов отношении между людьми.

В позднем палеолите представления человека в духовной сфере; широкое распространение получили ранние формы религии и искусства, а также культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животными через овладение его образом – символом.

Главной темой первобытного искусства было изображение животных, резьба, скульптура. Олицетворением плодородия земли являлись женские фигуры, вырезанные из кости, камня, глины. В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений.