Menu
Религия как объект культурологического анализа. Социокультурные функции религии.
На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом свидетельствуют не только катаклизмы (две мировые войны, ряд революций, в ходе которых проявились жестокость, разрушение общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и интеллектуальный хаос, геноцид и т.д.), но и глобальный кризис общества, показатели которого — надвигающаяся экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и пр. Проблемы нашего времени исследованы в трудах В.М. Массона, Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, К. Ясперса, П. Сорокина, А. Тойнби и Н.Н. Моисеева, посвященные смыслу истории, ее характеру, природе различных цивилизаций и культур, их судьбам. Здесь излагаются размышления о будущем современной цивилизации, делаются попытки осмыслить глобальный кризис культуры как рождение новой цивилизации с присущими ей ценностями и отношением к миру.
Сегодня социологи, политологи, культурологи и футурологи сосредоточили свое внимание на противоречиях, связанных с формированием новой глобальной (планетарной) цивилизации. В 20-х годах ХХ в. П. Сорокин дал великолепную характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену типов культуры: Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис... Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань... Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 82-101
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 91-93
3. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
4. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
5. Полищук В. Культурология / М., 1999
6. Введение в культурологию. Под ред. Е.В. Попова / М., 1996

Дополнительная литература:

1. Гумилев Л.Н. Чтобы свеча не погасла. /Л., 1990
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / М., 1990
3. Мень А. Культура и духовное возрождение / М., 1992
4. Митрохин Л.Н. Философия религии / М., 1993
5. Туфан З. Религия в системе духовной культуры / Алматы, 1999
6. Назарбаев Н.А. В потоке истории / Алматы, 1999

08.05.2010 02:05 Культурология Артем 615 2496 0
Имя *:
Email: