Menu
Правописание корней с чередованием гласных - и -, - е -
Тема: Правописание корней с чередованием гласных - и -, - е -
Цель урока: Создать условия для раскрытия и развития познавательных возможностей каждого ученика и на основе самостоятельного выбора видов деятельности на уроке подвести к определению и применению рассматриваемой орфограммы.
Задачи урока.
1. Воспитательные:
• воспитание уважения друг к другу, признания личной уникальности каждого;
• воспитание умения работать в коллективе, умения соотносить свои интересы с интересами других, слушать и понимать друг друга;
• воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, признания права на ошибку и ее исправление.
2. Развивающие:
• развитие речи учащихся (монологическое высказывание, участие в диалоге);
• развитие творческих способностей и воображения, формирование творческого мышления;
• развитие поисковой активности и навыков исследовательской деятельности;
3. Обучающие:
• расширение и углубление знаний о чередовании гласных в корнях слов;
• привитие интереса и внимательного отношения к слову, к его историческим родственникам;
• обучение разным видам и формам работы, способам запоминания орфограммы.
Ход урока
I Организационный момент
1.Проверка домашнего задания (упражнение 126).
Вершины огромных строевых сосен ещё алеют нежным отблеском догоравшей зари. (Повест, невоскл., простое двусост., распростр., полное, не осложнено, без обращ.)
Строевых сосен – согласование, алеют отблеском – управление, алеют ещё – примыкание.
Алеют - глагол
I Вершины (что делают?) алеют
Н.ф. алеть
II Пост.признаки: несов. вид, I спр., неперех., невозвр.,
Непост: в изъявит. накл., в наст. вр., во мн.ч., в 3 лице
III Вершины (что делают?) алеют

Эпиграф
«Правильно писать потребно всем уметь…»
М.Ломоносов
2. Работа с эпиграфом
— Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (прочитали) Как вы понимаете эти слова?
— Вот и мы сегодня с вами на нашем таком необычном уроке будем учиться правильно, писать.
Вспомните миф о титане Прометее. За что он был наказан?
Прометей открыл людям науку чисел и научил записывать знаками слова, чтобы передавать свои мысли тем, кто живёт далеко.
С гордостью смотрел Прометей, как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде.
Но очень важно для нас грамотно писать.
3. Повторение
— Вспомните, в 5 классе, путешествуя по стране Правописание, мы встречались с чередованием о - а в корнях лаг, лож, раст, рос.
Вчера на уроке познакомились с чередованием о - а в корнях кас, кос, гар, гор.
Объяснительный диктант
Безотлагательный, выращенный, угар, коснуться, догорать, прикосновение, перегореть, проложить, наращение, пригореть, отрасль, излагать, Ростов, касательная, загар, загореть, соприкасаться, сгореть, неукоснительно, предполагать, положить, вырастить, погорелец.

Распределительный диктант

безуд. гл гор гор гар

Загорелый, пригорок, загораться, пригорел, гористый, угарный, загар, угоревший, горец, горчить, выгорание, городок.

II Объяснение нового материала
1.Помочь усвоить новую тему нам поможет интересная девочка. А как её зовут, вы скажете, если будете внимательно слушать стихотворение.
Девочка очень аккуратная:
Хорошо все убирает,
Всю грязь отдирает,
Пыль везде стирает,
Шкафы запирает,
Так устает, что умирает от усталости.
Но когда сердится, то говорит:
"Когда все уберу,
Грязь отдеру
Надо пыль стереть,
Шкафы запереть,
Не хочу! Я так устала, что могу умереть!"
Как зовут девочку? (Ира)
Я слова распределили в два столбика. Чем отличаются корни 1 столбика от корней 2 столбика. (Чередование гласных е и и)
-А в какой части слова?( В корне)
Значит тема нашего урока (Гласные е и и в корне слова)
– Записываем тему урока.
– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется е, а когда и.
Почему в словах 1 столбике в корне пишется и, а во втором столбике – е? (В словах первого столбика за корнем стоит суффикс А, а во втором столбике его нет).
– За корнем следует суффикс а, поэтому в корне пишется и.

Чтение правила на странице 46.
2. Группа учащихся представляет инсценировку «Суффикс-консультант» (* Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).
1-й ученик: Поручили Незнайкину как-то написать плакат. Начал он было писать – «соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.
2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?
3-й ученик (по другому телефону): Сейчас вам ответит Суффикс-консультант.
4-й ученик (берет телефон у третьего ученика): Вы меня слушаете? В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:
Если после корня – А,
В корне будет Ивсегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
1, 2, 3-й ученики читают стишок хором.
1-й ученик: А вы, ребята, вместе с нами повторить можете? (Весь класс повторяет. На доске открывается запись зарифмованного правила с выделенными орфограммами).
Учитель: И – А, И – А, И – А. На имя какого сказочного героя похожа орфограмма?
А еще можно запомнить эту орфограмму так. Генриетта Григорьевна Граник в своей книге «Секреты орфографии» предлагает такой способ: «ИРА не хочет быть ЕРОЙ!» (Демонстрируется книга, затем рисунок (стр. 178) и тот же рисунок в крупном изображении проецируется на доску.)
Как вы думаете, почему Г.Г. Граник предлагает такой способ запоминания? (Корни -бир- − -бер- и -пир- − -пер- … без первой буквы с суффиксом –А- звучат, как имя девочки. Такая вот орфограмма с девичьим именем!)
III Закрепление. Задание по группам.

1 группа. Получает задание сочинить сказку с использованием орфограммы «Буквы и - е в корнях с чередованием» (можно использовать при подготовке сказки слова из упражнения 133)

2 группа. Получает задание составить алгоритм «Чередование и – е», где гласной в корне командует суффикс а.

3. Остальные учащиеся выполняют упражнение 131. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически выделите корень и чередующиеся гласные.

4.Индивидуальные задания по карточкам.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е - и.
Карточка №1
Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается.
Карточка №2
Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок.
Карточка №3
Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь.
5. Выборочный диктант. Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:
Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться.
6. Зрительный диктант. Предлагать, горят, растительность, соберу, разгораться, удирать, загорать, приложение, стереть, коснуться, заперла, касаться, загорелый, убирает, перегорают, соприкасаются, загореть, отрастать, росток, заросли.

7. Диктант «Проверь себя». Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов.
В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

IV Домашнее задание §20, §21 упражнение 30

Написать небольшое сочинение «Ждём гостей» используя слова с чередованием гласных в корне.

V Подведение итогов урока
- Назвать суффиксы с чередующимися гласными в корне.
- Какой же суффикс командует корнями с чередующимися е – и?

VI Самоанализ урока (рефлексия)

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Интересно ли было? Что понравилось? Что не понравилось?
- Какие были затруднения?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- С каким настроением уходите с урока?
VII Подведение итогов урока.

Благодарю вас всех за урок. Мне с вами было очень приятно и интересно работать: вы сам и сформулировали тему урока и объяснили новую орфограмму, сочинили интересную сказку и хорошо инсценировали новое правило, показали умение работать сообща и справились с трудными заданиями. Я ухожу с урока с хорошим настроением и надеюсь, что вы всегда будете вести себя так.
04.02.2012 00:13 Русский язык ПНП 1 13921 0
Имя *:
Email: