Menu
Трудный путь к ЕНТ по русскому языку
На протяжении нескольких лет мы осваиваем новую форму сдачи экзамена на аттестат зрелости - ЕНТ, который выдвигает свои требования как к преподаванию, так и к обучению. Мне кажется, учитель должен начать подготовку к этой работе с 5-6-х классов и продолжать ее вплоть до 11-го выпускного класса. На долгом пути к ЕНТ учитель по крупицам формирует способность детей анализировать, мыслить, обобщать и т.д. Но как это сделать? С чего начать? Специальный учебник, по-моему, не нужен. Достаточен материал учебника, по которому мы работаем с детьми. Просто еще в августе учитель должен взять учебник и внимательно изучить те материалы, которые предлагает автор, продумать, как, под каким углом их связать, на что обратить внимание детей, выстроить свою собственную систему работы над этим учебником.

Как показывает практика, отличники по русскому в школе выполняют в среднем только 80% заданий ЕНТ.

Я второй год готовлю выпускников к сдаче Единого национального тестирования. Как видите опыт у меня небольшой, но тем не менее хочу поделиться своими наработками.

Подготовка к ЕНТ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения и считаю, что занятия по подготовке к ЕНТ как минимум нужно проводить два раза в неделю по два часа, и желательно разделить детей на группы. На мой взгляд приемы дифференцированного обучения необходимы на уроках подготовки к ЕНТ. Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся.

В дидактике среди учеников принято выделять 3 основные группы: высоко-успевающие, среднеуспевающие и слабоуспевающие ученики.

Индивидуальный подход к ученикам каждого типа состоит в продумывании заданий разного уровня. Очевидно, что в процессе дифференциации обучения важную роль играет учет личностных качеств и способностей детей. И мне бы хотелось остановиться на работе со слабоуспевающими детьми.

Хочу предложить вашему вниманию примерный план работы по подготовке к ЕНТ по русскому языку со слабоуспевающими учащимися.

Проводимые работы
1Выявление отстающих учащихся по ЕНТ
2Выполнение тестовых заданий на уроке самостоятельно, применение карточки
3Индивидуальная работа с тестами на уроке
4Дополнительные занятия с учебником по устранению пробелов в знаниях
5Дифференцированное домашнее задание с учетом знаний учащихся
6Развитие логического мышления:
A) умение делать выводы по темам;
Б) умение аргументировать свое мнение;
B) приводить примеры по этой теме.
7Самооценка ученика, оценка знаний ученика на уроке, в конце четверти
8Работа с родителями по осуществлению контроля за подготовкой к ЕНТ в домашних условиях


В течение месяца выявляю учащихся со средне-специальными возможностями при помощи тренингов, заранее подготовленных тестовых заданий, диктантов, устного опроса и т.д. Затем составляю план работы и устанавливаю сроки проведения дополнительных индивидуальных занятий. Составляется список учащихся. Здесь нужна помощь психолога школы для определения темперамента, характера учащихся, для проведения психологической диагностики, а также важна связь с родителями.

Далее пишется справка - характеристика на каждого ученика (примерная справка-характеристика)

С данными учениками работаю второй год. По итогам входного среза они показали самый плохой результат. Работы, выполняемые этими учениками в классе и дома на неудовлетворительном уровне. Плохо знают программу начальной школы, не говоря уже о среднем и старшем звеньях. С трудом выполняют классные и домашние упражнения, совершенно безграмотно пишут диктанты, сочинения, изложения. С ошибками выполняют контрольное списывание текста. Не умеют выполнять разборы по русскому языку. Не умеют выделять в тексте самое главное, читают и пересказывает слабо, так как очень хромает речь. Они нуждаются в дополнительных занятиях, как на уроке, так и дома. Эти ученики не владеют русским языком, так как они приехали с ближнего и дальнего зарубежья, а именно с Узбекистана и с Китая, где русский язык совсем не изучался. С этими учениками нужно проходить весь курс русского языка начиная с фонетики и лексики. На тестовых занятиях отгадывают варианты методом «тыка» или просто умудряются списать. Поэтому им требуется дополнительное занятие по предмету, так как впереди их ждет большое испытание - ЕНТ, где нужно набрать максимум баллов.

Мною составлен индивидуальный план работы, который включает:
• выполнение заданий на уроке самостоятельно и вместе с учителем, с применением карточек, тестовых заданий;
• индивидуальную работу с учебником на уроке;
• дифференцированное домашнее задание с учетом знаний учащегося
• работа с родителями по осуществлению контроля за подготовкой домашних заданий;
• дополнительные занятия по устранению пробелов в знаниях во внеурочное время в течение года.

Заведена тетрадь для индивидуальных работ, проводятся дополнительные занятия по вышеуказанному плану, Практикуются орфографические упражнения, блиц-опросы, мини-тесты, которые проверяются и контролируются учителем.
После каждого тестирования проводим работу над ошибками, что очень важно при работе с этими детьми.
Согласно утвержденному плану, на каждое дополнительное занятие пишется разработка.

Подготовка к ЕНТ (из опыта работы)

В целом в 11 классе работа по подготовке к ЕНТ строится следующим образом:
1) Учениками проводится анализ каждого задания ЕНТ;
2) Восстанавливается навык правописания;
3) Проверяют себя по опорным конспектам, и – при необходимости – по словарям и учебнику);
4) Проверяют себя по ответам в конце сборника;
5) Если допустили ошибки, находят в учебнике или справочнике соответствующее правило, разбираются в нем;
6) при затруднениях обращаются к учителю.
После выполнения каждого варианта работы проводится анализ ошибок, с последующей работой над наиболее распространенными ошибками на уроке.

Анализ проводится первоначально учителем, а впоследствии - самостоятельно учащимися. Кроме коллективной работы над ошибками проводится и индивидуальная консультация по заданиям, которые вызывают у того или иного учащегося затруднения.

При подготовке к ЕНТ стараюсь регулярно повторять те задания, которые вызывают наибольшие трудности.

А также немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты, включающие задания по орфографии, пунктуации, фонетике, орфоэпии, культуре речи. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания. Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого нациоанального тестирования является обязательная соответственность с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса русского языка.

Уровень подготовки по русскому языку определяю с помощью устного опроса, диктанта, изложения, сочинения, тестирования и др. Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся, понимание изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие (или несоответствие языковым нормам)

В тесты включаю задания по всем содержательным линиям школьного курса.

Следовательно, с их помощью выясняю:
- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;
- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять;
- умеет ли выпускник работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и интерпретировать необходимую информацию;
- обладает ли одиннадцатиклассник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным словарным запасом.

Акцентирую внимание на тесты, которые проверяют:
1. Знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
2. Речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нём; типы речи; повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный; использование языковых средств в зависимости от темы текста, стиля и типа речи;
3. Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
4. Орфографическую и пунктуационную грамотность;
5. Владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;

Например:
1. Проводя морфологический практикум, использую карточки.
Карточка 1
Подчеркните прилагательное, перешедшее в существительное.
Прошлого не вернуть; взрослые люди не всегда бывают правы, влюблённые в поэзию, столовая посуда,…
Карточка 2
Укажите разряд местоимений.
Каждый ( ), у меня ( ), передо мной ( ).
2. Правописные умения и навыки лучше всего вырабатываются в систематических упражнениях, объём которых определяется в зависимости от уровня подготовки старшеклассников.

Работаем над наиболее трудными заданиями:
- разбор слова по составу,
- словообразовательный разбор,
- правописание приставок, правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени,
- правописание не и ни с различными частями речи,
- слитное, раздельное и дефисное написание слов,
- орфографические, морфологические и синтаксические нормы,
- осложнённое предложение,
- анализ выразительных средств языка.

На занятиях разбирается теория и закрепляется практикой.
Все ученики обеспечиваются необходимыми учебными материалами.
Материалы разработаны специально для этого курса на базе большого количества тестов для ЕНТ прошлых лет, а также и авторские методические разработки по теории и практике. На занятии каждому ученику дается домашнее задание, которое необходимо выполнить к следующему занятию.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Домашние задания проверяет учитель, анализирует ошибки и работает с учеником над искоренением этих ошибок.

Автор: Разиева Индира Амангельдиевна, учитель первой категории.
01.11.2011 17:32 Общий раздел Артем 21983 1
Bukashka   12.11.2011 15:19
Спасибо за статью! очень хорошая!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход