Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев и шоу-программ. Исторически сложившаяся формула ритмической гимнастики выглядела так: “танец – музыка – физическое упражнение”.
В Древней Греции в физическом воспитании допускались объединения некоторых упражнений в комплексы, которые выполнялись под музыку. Они были направлены на воспитание осанки, красивой походки, пластичности движений и ловкости.
Французский психиатр Циналь (1750–1826 гг.) полагал, что путем выполнения упражнений “для тела” под музыку излечиваются некоторые болезни. А французский педагог Ф. Дельсарт (1811–1871 гг.) создал систему “выразительной гимнастики” для физического воспитания и подготовки массовых гимнастических выступлений, которая включала жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения.
Определенным этапом в развитии ритмической гимнастики считается создание профессором женевской консерватории Ж. Далькрозом (1865–1914 гг.) оригинальной системы движений, которая заключалась в передаче музыкального образа, сопровождающего произведения посредством пластических движений. Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное средство физического воспитания и вошла составной частью во многие национальные гимнастические школы.
Элементы ритмики имеются в системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта, в частности – в труде “Основы естественных форм воспитания”, где раскрывается “принцип двигательных напряжений в заданном темпе”.
В 1910 г. в Петербурге был открыт “Институт ритма” для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах. Впоследствии ритмическая гимнастика вошла в состав различных курсов для подготовки профессиональных кадров по физической культуре.
С 80-ми годами XX в. связан этап массового развития ритмической гимнастики, ее особой популярности, а также программного оформления. В этот период выполняются научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоу-программы, организуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного средства используют ритмическую гимнастику.
Ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Отсюда и ее второе название – аэробика или аэробные танцы( греч. “аэро” – воздух и “биос” – жизнь).
В настоящее время ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.
В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, седах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.
Упражнения ритмической гимнастики используются в форме утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.
Каждая их этих форм занятий имеет свои особенности. Для утренней гигиенической гимнастики характерны простейшие движения звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, объединенные в короткие – по 4–5 – связки, легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и встряхивания руками и ногами, невысокие легкие взмахи. Все эти движения сопровождаются музыкой, задающей невысокий темп и ненапряженный ритм.
Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастикой является урок. Он строится по стандартной схеме и содержит подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть – разминка (разминка – первоначальная часть тренировки, выполняемая для подготовки организма к предстоящей работе) – продолжительность 5 мин., направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения.
Основная часть предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями. И содержание, и продолжительность основной части урока ритмической гимнастики довольно вариативны, зависят от решаемых задач.
1 вариант – продолжительность 15–20 мин.:
первая серия – 5–6 упражнений: упражнения головой, руками, туловищем, тазом – относительно простые и короткие;
вторая серия – до 60 сек.: бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжительности каждого вида.
2 вариант – продолжительность до 30 мин.:
первая серия – повторение первого варианта;
вторая серия – беговые упражнения до двух минут, переход на ходьбу и дыхательные упражнения;
третья серия – 10–12 упражнения в партере (на полу) для развития гибкости и силы;
четвертая серия – до 5 мин.: беговые, прыжковые, танцевальные упражнения.
3 вариант – продолжительность 45–60 мин.:
первая серия – основа первого варианта;
вторая серия – основа второго варианта;
третья серия – упражнения для всех групп мышц, выполняемые с большой амплитудой и значительными напряжениями;
четвертая серия – прыжково-беговая нагрузка 2–5 мин.;
пятая серия – партерные упражнения (10–12 мин.);
шестая серия – повторение четвертой.
Заключительная часть (2–5 мин.) направлена на успокоение и расслабление, содержит 2–4 легких упражнений на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитации.
Критерием нормы восстановления пульса у здоровых людей считаются 5–10 мин.
В ритмической гимнастике имеются представления о некоторой усредненной частоте движений разными звеньями тела, которая служит ориентиром при подборе и дозировке упражнений:
– выполнение поз, движения головой, упражнения на расслабление и растягивание – 40–60 акцентов в минуту;
– движения туловищем, ходьба – 70–75;
– движения руками, плечевым поясом, тазом, махи, спокойные танцевальные движения – 80–90;
– бег, подскоки, танцевальные движения – 100–150;
– быстрый бег, рок-н-ролл – 160 и больше.
Различные режимы физических упражнений, продолжительность занятия, их чередование и общее количество в недельном цикле – могут привести к разным эффектам.
Для поддерживающего эффекта и сохранения занимающегося в “зоне здоровья” достаточно 2–3 занятий в неделю при средней их продолжительности 20–30 мин. Занятия могут проводиться в любое время дня. Прием пищи должен быть не позже и не раньше, чем в полтора часа по отношению к нагрузке, а пища не должна быть обильной и своим составом способствовать двигательной деятельности.
Для достижения тренирующего эффекта необходимы частые или продолжительные занятия: 5–6 раз в неделю по 20–30 мин. или 3 раза по 45–60 мин. При том направленность занятий может быть различной: на развитие физических качеств или общефункциональное воздействие.