Задачи преподавания дисциплины:
• изучить основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;
• сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;
• сформировать современные представления о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;
• сформировать у студентов широкий комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.
В результате изучения курса студенты должны знать:
• основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;
• распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;
• закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;
• основные принципы охраны природы и рационального природопользования;
• социально-экологические последствия антропогенной деятельности;
• концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Уметь:
• Выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
• разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;
• использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.
Приобрести: навыки анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан.
Перечень дисциплин, предшествующих изучению предмета: школьные курсы: биология, география, химия, математика, физика.
Перечень смежных дисциплин: школьные курсы: всемирная история, история Казахстана.
Трудоемкость дисциплины: Количество часов 90, включая лекции, практические занятия, СРСП, СРС.