Menu
Человек – орудие самопознания Абсолютного Духа
План лекции
1. Гегелевская диалектическая концепция действительности.
2. Дух как субстанциональное начало всего сущего.
3. Человек как «сосуд славы божией».

Отталкиваясь в построении своей всеобъемлющей системы от таких источников, как античная философия, христианский мистицизм и немецкий романтизм, Гегель выдвинул концепцию действительности, которая стремилась соотнести между собой и объединить человека и природу, дух и материю, человеческое и божественное. Гегель ставил перед собой задачу постичь все измерения существования, объединив их в одно диалектическое целое. В основании гегелевской мысли лежало его понимание диалектики, согласно которому все вещи раскрываются в непрерывном процессе развития, причем каждое состояние бытия неизбежно влечет за собой противоположность. Взаимодействие этих противоположностей порождает третью стадию, в которой противоположности объединяются – преодолеваются и завершаются в высший синтез, который в свою очередь, становится исходной точкой для следующего диалектического процесса противоположения и единения. Гегель утверждал, что все противоположности являются логически необходимыми элементами великой истины. Благодаря непрерывному диалектическому процессу противоположения и единения, мир вечно пребывает в процессе завершения.

Гегель считал, что человеческий разум в его наивысшем развитии способен полностью постигнуть такую истину, т.к. видел в человеческом разуме выражение вселенского Разума, Духа, Абсолютной Идеи. История человеческого разума есть осознание субъектом самого себя и как следствие разрушение прежней, некритической формы сознания. Структуры человеческого познания не являются заданными раз и навсегда и вечными, как полагал Кант, а представляют собой исторически обусловленные стадии, непрерывно пребывающие в диалектическом развитии – до тех пор, пока сознание не поднимется до абсолютной ступени самопознания. Каждая стадия философии, начиная с досократиков, и каждая из форм, в которую облекалась мысль на протяжении человеческой истории, была и некой незавершенной перспективой, и, в то же время, необходимой ступенью и этапом этого интеллектуального развития.

Гегель мыслил себе первичное бытие мира – вселенский Разум, или Дух – как то, что раскрывается в своем творении и достигает наивысшего осуществления в человеческом духе. В представлении Гегеля и природа, и история неуклонно движутся навстречу Абсолюту: вселенский Дух выражает себя в пространстве как природа, во времени – как история.

Гегелевская абсолютная идея – это исторический субъект, а потому ее отношение к объекту формируется и формировалось в процессе исторического развития сознания. Дух есть субстанциональное начало всего сущего, а природа, человеческое общество, сам человек есть лишь формы его проявления, его инобытие, его акциденции. Подлинным субъектом, обладающим творческой самодеятельностью, выступает дух как целое, как саморазвивающаяся субстанция, но этот дух находит свое воплощение в сознании индивидуального человека. Отождествляя человеческую сущность с самосознанием, Гегель сводит человека к одной из его абстрактных сущностных сил. Человек с его мыслями, культурой и историей есть сосуд славы Божией. По убеждению философа реальная жизнь людей не есть подлинная, субстанциональная жизнь, она есть только форма проявления, обнаружения более глубокого процесса – процесса, который Гегель называет жизнью духа, идеи. Отныне подлинная реальная активность человека выдается за активность, деятельность духа, самосознания. Действительная же историческая активность людей изображается как слепок, обнаружение истинной активности самосознания и духа.

Отождествляя человека с самосознанием, понимая его как ступень саморазвития духа, Гегель представляет истинную историю духа как человеческую историю, историю развития человека от некоторой природной индивидуальности к осознанию своей собственной сущности – до уровня абсолютного знания. Таким образом, подлинным субъектом, обладающим творческой самодеятельной активностью, выступает дух как целое, как саморазвивающаяся субстанция.

Выводы

Таким образом, гегелевская концепция действительности, стремящаяся объединить природу и человека, дух и материю, носит диалектический характер. Гегелевская задача - постичь все измерения сущего, объединив их в одно диалектическое целое.

В основе гегелевской диалектики лежит понимание бытия как непрерывно развивающегося процесса; Абсолютного духа как субстанционального всего сущего, где сам человек, природа, человеческое общество является лишь формами его проявления, его акциденциями.

Методические рекомендации к лекции

Анализируя содержание лекции и литературы, предложенной для изучения данной темы, необходимо обратить внимание на то, что Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс, в силу чего абсолютная идея у Гегеля выступает не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом отношении необходимо обдумать мысль Гегеля – «абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат».

Обратите внимание, как познание у Гегеля оказывается самосознанием духа. Подобная логика рассуждений приводит Гегеля к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления – Абсолютной идеи. Анализ гегелевской философии должен помочь вам понять, как абсолютизация мышления неизбежно приводит Гегеля к абсолютизации основной формы мышления – понятия, почему оно становится началом, представляющим собой «бесконечную творческую форму, заключающую в себе всю полноту содержания и служащую вместе с тем его источником». Поэтому активность мышления и всей сознательной целесообразной деятельности людей, преобразующей мир, истолковывается им как творчество, самопознание «Абсолютной идеи».

Литература

1. Антология мировой философии в 4-х тт. – Т. 3. – С. 234-245.
2. Введение в философию. В 2-х т. Под ред. Фролова И. Т. – М., 1989. – 177-187.
3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. – 145-167.
4. Гегель Г. Феноменология духа. – М., 1990.
5. Гегель Г. Философия права. – М., 1990.
6. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2. - М., 1996, - С. 147-158.
7. Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 2001. – Раздел «Философия Гегеля».

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Гегеля?
1. Сформулируйте основные принципы диалектического мышления Гегеля.
2. Какие периоды всемирной истории различает Гегель?

Репродуктивно-практический уровень:
1. Проанализируйте гегелевское положение: «Человек есть сосуд славы божией».
2. Раскройте содержание гегелевского понимания роли личности в истории: всемирно–историческая личность есть «дубина в руках Абсолютного духа».
3. Почему Гегель отождествляет человека с его самосознанием?

Творческий уровень:
1. Как вы понимаете тезис Гегеля: «всемирная история есть прогресс в сознании свободы»?
2. Объясните смысл знаменитой метафоры Гегеля: «Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».
3. Раскройте содержание гегелевского понимания Абсолютного духа как подлинного субъекта, обладающего творческой самодеятельностью.
13.10.2011 19:51 Философия Артем 2454 0
Имя *:
Email: