Menu
Принцип тождества бытия и мышления как основа развивающегося мышления
План лекции

1. Диалектика «Я» и «не-Я» в учении Г. Фихте.
2. Параллелизм между развитием природы и развитием познания в философии Ф. В. Шеллинга.
3. Натурфилософия Ф.В.Шеллинга.
4. Тождество бытия и мышления Г.Гегеля. Гносеологический оптимизм Гегеля.
5. Возражения Л.Фейербаха: единство бытия и мышления.

Важный шаг в пересмотре и преодолении кантовского агностицизма осуществил Й.Г.Фихте, указав на противоречивость понятия «вещь в себе». По Фихте, из «чистого Я» трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание. Это означает, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым превращается в «абсолютное Я».

Самое достоверное в нашем сознании, говорит Фихте, - это самосознание: «Я есмь», «Я есмь Я». Акт самосознания – уникальное явление – он есть действие и одновременно продукт этого действия, т.е. совпадение противоположностей – субъекта и объекта, ибо в этом акте Я само себя порождает, само себя полагает.

Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его противоположность – «не-Я». Противоречия между «Я» и «не-Я» должны быть разрешены путем совпадения. Однако вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к разрешению этого противоречия. Недостижимость тождества «Я» и «не-Я» в субъективном идеализме Фихте критиковалась с позиций объективного идеализма Шеллингом и Гегелем. Но без диалектики «Я» и «не-Я» Фихте, возможно, не было бы ни шеллинговского тождества бытия и мышления, ни объективной диалектики Гегеля.

Начиная свои философские исследования, как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о том, что сведение всей природы к «не-Я» как части Абсолютного сознания приводит к тому, что природа утрачивает всякую специфику.

В конечном счете, главная задача натурфилософии - это объяснение соотношения между собой объективного и субъективного, мышления и бытия, так как, то и другое представляют собой крайние полюса, между которыми нет никакого плавного перехода. «Дух, - говорит Шеллинг, - представляет собой остров, на который нельзя попасть без прыжка». Вместе с тем познание возможно только при совпадении субъективного и объективного. Собственно познание и есть процесс совпадения того и другого. Но как возможно такое совпадение? Для ответа на этот вопрос Шеллинг использует свое динамическое воззрение на природу.

Шеллинг обнаруживает параллелизм между развитием («потенцированием») природы и развитием познания. Познание природы начинается с ее простейших механических свойств и продвигается дальше к пониманию ее физических, химических и биологических форм. При этом человеческое познание как бы движется по ступеням развития самой природы и постигает природу в ее же собственных формах. Таким образом, механизм, химизм, организм – это не только формы самой природы, но и формы нашего мышления о ней, то есть категории.

По мнению Шеллинга, природа устроена так же, как и мышление - именно это и выступает основанием возможности познания. В этом Шеллинг стоит на общей с Фихте и всей немецкой классикой позиции: человек познает природу в ее же собственных формах, в категориях, которые являются одновременно и формами объективного бытия, и логическими формами. Однако остается открытым вопрос об источнике и причинах такого совпадения – объективного развития природы и субъективного процесса познания.

Этот вопрос в контексте объективного идеализма удается решить Гегелю, который объявляет мышление основой всего мира, которое в процессе своей эволюции проходит весь духовный и природный мир как ступени своего саморазвития. Абсолютная идея, под которой понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего сущего содержит в «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.

Таким образом, Гегель формулирует принцип тождества бытия и мышления, имея в виду то, что скрытая для обычного восприятия основа мира есть не что иное, как развивающееся мышление. И человек должен восходить в своем познании по категориальным ступеням именно потому, что таков ход развития объективного надиндивидуального мышления.

Г. Гегель ведет читателя по пути духовного восхождения. Но мыслитель отчетливо понимает, что этот путь не может быть лишь его, Гегеля, изобретением. Это путь общечеловеческой культуры, взятой в ее историческом развитии. Одновременно это путь развития отдельного человека. Человек проходит путь от детски-наивного сознания до зрелого. Задача мыслителя – обнаружить закономерности этого пути, его основные вехи и конечную цель. Именно так построено первое самостоятельное крупное произведение Гегеля «Феноменология духа» (1807). В нем рассматриваются этапы развития человеческого сознания. Они есть одновременно этапы познания мира.

Дух человека являет себя (отсюда и название «феноменология»), постепенно все более прозревает, освобождается от обворожительных и наивных иллюзий, страдает и через это приобретает мужество и зрелость. Дух – это разум, способность к теоретическому («спекулятивному») мышлению, он обьективен, душа же субьективна и страстна по природе, но душа способна к восхождению до уровня духа. Душа обнаруживает способность мыслить, мышление превращает душу в дух.

Сознание, живущее в предмете, если оно погружено в предмет самозабвенно, есть уже царство предмета. Самозабвенное сознание интуитивно сливается с мыслимым предметом. Такое сознание остается самим собой, т.е. сознанием, но есть уже не сознание конечного индивида со всеми его несовершенствами. Оно как бы забыло о себе, о своей ограниченности. Это слияние его с предметом. Это своеобразное перевоплощение сознания, подобное перевоплощению актера в изображаемого героя. Так и человек, познающий нечто, должен без принуждения поставить себя на место познаваемого, слиться с ним, зажить его жизнью. Это и будет устанавливаемым в процессе тождеством субъекта и объекта.

Традицию философствования классического типа продолжил в Германии в середине 19 века Людвиг Фейербах – последний представитель немецкой классической философии. Он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников Фихте, Шеллинга и Гегеля и предложил проект новой материалистической философии.

Это был самой чистой воды материализм: материальный мир существует совершенно независимо от мышления, сознания человека; сознание же, как и сам человек, есть порождение природы, материи; главная ошибка идеализма – отождествление бытия и мышления.

Однако, на самом деле тождества быть не может: мышление не равно бытию хотя бы потому, что «чистого», т.е. самостоятельного, независимого от материального тела мышления нигде и никогда не было; между мышлением и бытием существует не тождество, а единство, причем бытие предшествует мышлению, которое является всего лишь свойством бытия.

Выводы

В немецкой классической философии последователями И.Канта был преодолен его скептицизм и агностицизм.

Фихте, Шеллинг и Гегель в своих оригинальных системах, по сути, предложили принцип тождества бытия и мышления, дававшего возможность адекватного познания и понимания мира. Мышление правильно познает мир бытия, потому что суть одно и тоже.

Идеалистическому видению проблемы познания Л. Фейербах противопоставил материалистическое, сказав, что между мышлением и бытием (природой) складывается единство, а не тождество.

Вопрос о соотношении бытия и мышления в теории познания возвращается в область онтологии к основному вопросу философии: что первично – материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?

Методические рекомендации к лекции

Данная тема касается рассмотрения особенностей процесса познания человеком внешнего мира. Следует обратить внимание на то, что это гносеологическая проблема.

Гегель продолжает традицию, основанную еще Сократом, и не сводит сущность человека ни к природному, ни к чисто социальному началу. Сверхприродное в человеке – мышление – божественного происхождения: вот ключ к пониманию данной темы. А так как Гегель понимает реальность как некую абсолютную идеальную сущность, она развертывается везде в мире. Следовательно, она сама себя познает, и тождественна сама себе. Мышление человека сливается с познаваемым предметом, забыв о своей ограниченности. Мысль есть принцип и сущность мира. Вы можете заметить, что таким образом проявляется гносеологический оптимизм Гегеля: «Мир познаваем, потому что мышление и бытие суть одно».

Литература

1. Гриненко Г.В. История философии. Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 206-242.
2. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: Юнити, 2001. – С. 172-191.
3. Философия. Учебник. Под ред. Губина. – М., 2001. – С. 177-179.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1.Воспроизведите диалектику «Я» и «не-Я» учения о сознании Фихте.
2.Открылся ли «Другой» у Фихте?
3.Воспроизведите диалектику природы Шеллинга.

Репродуктивно-практический уровень:
1.Изложите, каким образом, Шеллинг заложил основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике?
2.Покажите становление трансцендентального идеализма в творчестве Шеллинга на примере цитат из его работ.

Творческий уровень:
1. В чем заключался агностицизм И.Канта и как Г.Гегель его преодолевает? Представьте возможную полемику Канта и Гегеля в вопросе познаваемости мира.
13.10.2011 19:46 Философия Артем 10866 0
Имя *:
Email: