Menu
Персоналии философии (Словарь)
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый энциклопедист, охвативший в своих работах почти все известные в то время области знания. Идеи Аристотеля в области философии, логики, физики, биологии, эстетики, риторики, социальных наук оказали огромное влияние на развитие мировой философии и науки.

БЕЛЛ Даниэл (р.в 1919 г.) – американский социолог, специалист в области истории общественной мысли и политических течений. Широкую известность получила разработанная им концепция постиндустриального общества.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874 – 1948) – русский философ, один из деятелей «серебряного века» русской культуры. В 1992 г. в составе большой групп интеллигентов был выслан из России, с 1923 г. жил во Франции. Выступал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вехи» и др.; член религиозно-философского общества в Москве; основатель Вольной академии духовной культуры (1919); преподавал в Московском университете; основал и редактировал журнал «Путь» (Париж, 1925-1940). Свою философию характеризовал как «экзистенциальный персонализм». В ее основе лежат понятия личности, творчества, свободы. Человек по мысли Бердяева, призван быть продолжателем дела божественного творения – в этом состоит подобие человека и Бога. Бердяев остро критиковал современную культуру, которая, по мнению мыслителя, заслоняет от человека его подлинное призвание. Человечество способно прийти к новой эпохе, лишь преодолев испытание и искушение современной культурой.

ВЕБЕР Макс (1864 – 1920) – немецкий социолог, философ, историк, один из основоположников «понимающей» социологии и теории социального действия. В своих работах доказывал идею о рациональности как наиболее характерной черте новоевропейской культуры. Рациональный способ организации отличает, согласно Веберу, современное европейское сообщество от традиционного. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер обосновал трактовку капитализма, согласно которой принципиальным свойством этого общественного строя является не просто рынок (рынок, согласно Веберу, существовал с древних времен), а рынок рационально организованный, основанные на этических нормах, ведущих свое происхождение от этики протестантизма (кальвинизма).

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, представитель баденской школы неокантианства, профессор университета в г.Гейдельберге. Определял философию как всеобщую науку о ценности. Согласно Виндельбанду, ценности связаны с представлением о должном, об идеале. Различал логические, нравственные, эстетические и религиозные ценности. В связи с учением о ценностях разрабатывал методологию наук о культуре в их отличии от наук о природе. Науки о культуре, с точки зрения Виндельбанда имеют дело с единичными явлениями и событиями в их неповторимости и исключительности, поскольку в обществе каждое явление имеет свою уникальную значимость. Главная задача наук о культуре и состоит в «отнесении к ценностям», т.е. в определении нравственной, эстетической и др. значимости того или иного события или поступка.

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889-1951) - австрийский философ, логик, математик, с именем которого связан «лингвистический поворот» в современной философии. В основном произведения раннего периода творчества «Логико-философском трактате» (1921) предпринял попытку обоснования нового способа философствования, базирующуюся на представлении о языке как об устойчивой структуре. В поздний период задача философии виделась им как критический анализ естественного языка. Этот анализ призван выявлять и устранять понятийно-речевые помехи, искажающие и затрудняющие ясное понимание реальности.

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877 – 1954) – русский философ, специалист в области социальной философии, этики, философии религии. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1917 году избран экстраординарным профессором. В 1922 году выслан из России. С середины 20-х годов - в Париже, редактор издательства ИМКА-пресс. Разрабатывал учение о творческой природе человека, которую связывал с идеей об образе Божьем в человеке, с религиозно-христианским преображением эротической энергии.

ГАДАМЕР Ханс-Георг (р. в 1900 г.) – немецкий философ, один из основателей философской герменевтики, согласно которой бытие человека «заключается в понимании» - понимании текстов, устных и письменных. Всякое понимание осуществляется в рамках культурно-исторической традиции. Отношения между текстом и интерпретатором рассматриваются как диалог, в котором интерпретатор остается открытым к истине текста. Культурно-историческая природа диалога интерпретатора и текста исключает возможность окончательной, единственной интерпретации.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, обобщивший в своей философской системе итоги развития предшествующей европейской культуры. За первооснову всего существующего Гегель принимал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум) – творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, человеческом сознании. Согласно Гегелю, «все действительное разумно, все разумное – действительно», т.е. в основе всех явлений лежит определенная закономерность, которая может быть познана человеческим разумом. Учение Гегеля оказало значительное влияние на последующее развитие философии.

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, основоположник феноменологии. Учение Гуссерля оказало существенное влияние на философию и методологию социального познания в XX веке. Его идеи нашли дальнейшее развитие в творчестве таких философов как М.Хайдеггер, М. Шелер, Н.Гартман, Х.Ортега-и-Гассет и др.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 – 1885) – естествоиспытатель, философ, социолог. Родился в с.Оберец Орловской губернии, закончил естественный факультет Петербургского университета. За участие в кружке Петрашевского был посажен на сто дней заключения в Петропавловскую крепость. Неоднократно участвовал в экспедициях по изучению рыбных запасов в различных регионах России. Основной труд – «Россия и Европа», в котором разработана ставшая впоследствии знаменитой концепция культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими, природными и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Вокруг концепции Данилевского в 80-х годах XIX завязалась оживленная дискуссия.

ДЕКАРТ Рене (латинизиров. Имя – Картезий) – франц. философ, физик и математик, представитель классического рационализма.

ДЖЕМС Уильям (1842-1910) – американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно предложенному Джемсом принципу «воли к вере», если жизненно важный выбор рационально сделать невозможно, человек имеет право совершить его, основываясь на внутренней убежденности, на решимости веры. Каждый имеет право на собственную веру, объективно же судить о ее правильности можно лишь по ее плодам, т.е. по результатам деятельности. Улучшение общества, по Джемсу, осуществимо при двух условиях: веры людей в возможность такого улучшения и их способности к объединению для достижения цели.

ДИДРО Дени (1713 – 1784) – французский философ, просветитель, писатель, основатель и главный редактор «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Его философским взглядам присущи черты, характерные для эпохи Просвещения: вера в науку и образование как решающие факторы улучшения общества и человека, культ научного разума, рационализм, отрицательное отношение к религии. Был почетным членом Петербургской академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833-1911) – немецкий философ и историк, один из основателей «философии жизни». Жизнь для Дильтея не просто биологический факт, но человеческая жизнь. Каждое состояние жизни – это событие или свершение, в котором личность удостоверяется в своей само- тождественности и в то время взаимодействует с внешним миром. Жизнь сложна и противоречива и всегда является загадкой для человеческого разума. Философия как систематическая интерпретация жизни должна основываться на знании жизненных проявлений – психологии, истории, литературы, филологии, религиоведения. Способами постижения жизни являются понимание, вчувствование, интерпретация.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) – русский писатель, философ, публицист. Осужденный в 1849 году за участие в кружке Петрашевского, был приговорен к смертной казни, отмененной лишь в последнюю минуту перед расстрелом. Провел четыре года на каторге в Сибири. Вернувшись в Петербург в 1859 году, приступил к активной литературной деятельности. Его романы получили в XX веке всемирную известность. Философские идеи Достоевского, не нашедшие признания у современников, стали чрезвычайно популярны в кругах интеллигенции Запада, а затем всего мира. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг философии духа, сквозь призму которой, рассматриваются вопросы антропологии, философии истории, этики. Идеи Достоевского направлены против упрощенных представлений о человеческой природе, против проектов радикального переустройства общества на основе «научно обоснованного» проекта. Для философских исканий Достоевского характерно яркое ощущение антиномизма и экзистенциальной напряженности человеческого бытия.

ИЛЬИН Иван Александрович (1882 – 1954) – русский философ, публицист, политолог. С 1918 года – профессор Московского университета. В 1922 году был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. В первый период пребывания за рубежом преподавал в Русском научном институте в Берлине. После прихода к власти в Германии нацистов под угрозой ареста вынужден был эмигрировать в Швейцарию Ильин разработал оригинальную трактовку философии Гегеля, согласно которой последняя есть не что иное как перевод опыта религиозного постижения мира и человека на язык философии. Широкий отклик получила работа Ильина «О противлении злу силой», в которой была подвергнута тщательному критическому анализу концепция Л.Толстого о непротивлении. Свою философию Ильин характеризовал как философию «волевой идеи», имея в виду ее направленность против всякого рода просветительских иллюзий и мечтаний с одной стороны, и с другой – против нигилизма и материализма.

КАМЮ Альбер (1913 – 1960) – французский философ и литератор. В годы нацисткой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления. Главная тема творчества – проблема человека, связанная с ответом на вопрос, как остаться человеком в мире отчуждения и абсурда. Жизнь человека есть бунт против бессмысленности бытия. Перефразируя Декарта, Камю провозглашает: «Я бунтую, следовательно, существую». Наиболее действенный и осмысленный вид бунта – художественный, означающий прояснение жизни средствами искусства, в то время как политический бунт приводит лишь к еще большему злу, чем тот, против которого направлен.

КАНТ Иммануил (1724-1804) – немецкий философ. Всю жизнь прожил в г.Кёнигсбурге, где окончил университет и впоследствии стал профессором. В зрелый, критический период творчества Кант ставит задачу критики познавательных способностей человека. Под «критикой» он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания. Решению этой задачи посвящены три главных произведения Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант приходит к выводу, что наука имеет границы, дальше которых она не может и не должна идти: сущность вещей самих по себе - до их восприятия человеком- для науки остается непознаваемой. Для науки должны остаться принципиально недоступными и такие объекты, как Бог, душа и свобода. Для Канта Бог есть дело веры, поэтому принципиально невозможны никакие рациональные доказательства бытия Бога, что, однако, не означает несостоятельности религии. Согласно знаменитому категорическому императиву Канта человеческая личность самоценна и не может быть рассматриваема лишь как средство для каких-либо посторонних по отношению к ней целей.

КАССИРЕР Эрнст (1874-1945) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантанства. Согласно учению Кассирера мир культуры при посредстве символов запечатлевает высшие человеческие ценности. Различные сферы культуры (миф, язык, история, религия, искусство, наука)- это несводимые друг к другу «символические формы».

КОНТ Огюст (1798-1857)- французский философ, основатель позитивизма, один из родоначальников научной социологии. Был секретарем Сен-Симона, у которого почерпнул некоторые из идей своей философии. Главным пунктом учения Конта является отвержение «метафизики», т.е. спекулятивной философии, на смену которой должна прийти наука, построенная в соответствии с принципами экспериментального знания.

ЛОКК Джон (1632-1704)- английский философ. Пристальное внимание уделял проблемам теории познания, придерживаясь позиции сенсуализма, согласно которой «нет ничего в разуме (интеллекте), чего не было сперва в ощущении». Подчеркивал значение внешнего опыта для процесса познания. Характеризовал душу человека при его рождении с помощью древнего образа «чистой доски» (tabula rasa), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. Локк явился одним из основоположников теории либерализма. Ему принадлежит идея разделения властей - законодательной и исполнительной.

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - философ, историк философии и эстетики, филолог. В 1930г. обвинен в «воинствующем идеализме» и репрессирован. После освобождения в 1933г. преподавал классическую филологию, с 1944г. – профессор Московского государственного педагогического института им.Ленина. В трудах Лосева осуществлено глубокое и всестороннее исследование античной философии и культуры, культуры Возрождения, разработаны оригинальные концепции философии мифа, философии имени, философских оснований музыки и математики.

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - русский философ. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, профессор этого же университета. В 1922 году выслан из России. Преподавал в Праге, Париже, Нью-Йорке. Свою философию называл философией интуитивизма. Объект познания согласно учению Лосского связан (скоординирован) с познающей личностью в ее целостности. Лосский стал одним из первых переводчиков на русский язык «Критики чистого разума» Канта. Автор «История русской философии», труда о Достоевском.

МАРИТЕН Жак (1882-1973)- французский философ, представитель неотомизма - философского учения римско-католической церкви. В своих работах подчеркивал значение трудов выдающегося мыслителя западного средневековья Фомы Аквинского. Основываясь на учении Фомы, разработал концепцию «интегрального христианского гуманизма», призванную указать пути выхода из современного кризиса культур и человека. Разрабатывал персоналистскую концепцию смысла истории.

МАРКС Карл (1818-1883)- основоположник научного коммунизма, политолог, политэконом. Совместно с Ф.Энгельсом им написан (1848) «Манифест Коммунистической партии», ставший программным документом первой международной коммунистической организации-Союза коммунистов. Маркс стал идеологом и одним из основателей Международного товарищества рабочих- I Интернационала. Разработал концепцию пролетарской революции как насильственного свержения существующей государственной власти, представителей рабочего класса. В области понимания общественной жизни разработал концепцию материалистического понимания истории, согласно которой в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Критерием истинности теоретических положений считал успешность их применения на практике. Практика трактовалась Марксом как материальная чувственная деятельность, направленная на преобразование общества и природы.

МОНТЕСКЬЕ Шарль-Луи (1689-1755)- французский философ-просветитель, писатель и историк. Главное философское произведение «О духе законов». Источниками познания считал внешний мир и деятельность человеческой души, которая обладает естественной способностью к познанию. Общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые в свою очередь обусловлены географической средой и государственными законами. Целью государственного правления является благо общества в целом, которое достигается при помощи установления правильных законов. Монтескье резко осуждал религиозный фанатизм и стремление католической церкви к расширению своей власти.

НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844-1900) – немецкий философ, предшественник идей философии жизни, экзистенциальной философии и философской антропологии. Основными идеями Ницше стали идея «переоценки всех ценностей», идея «воли к власти» и идея «сверхчеловека». Констатировав лицемерие и фальшь морали современного ему общества, Ницше приходит к отрицанию морали как таковой, морали вообще. Она должна быть заменена эстетическим принципом, лежащим, согласно Ницше, «по ту сторону добра и зла». Философия Ницше характеризуется художественностью и особого рода поэтичностью. Его произведения написаны символически-афористическим стилем, порождающим многозначность философских интерпретаций.

ОРТЕГА-и-ГАССЕТ Хосе (1883-1955) – испанский философ и публицист. Обучался в университетах Германии, подвергся репрессиям со стороны фашистского режима Франко. Философская эволюция Ортеги шла от неокантианства через философию жизни к экзистенциальному способу философствования. Свою концепцию Ортега характеризовал как рациовитализм, имея в виду своё стремление придать большую рациональную строгость философии жизни, служившей для него важным отправным пунктом. На место «физико-математического» разума должен стать «жизненный» или исторический разум, главным предметом размышлений которого должна стать человеческая жизнь. Общество Ортега рассматривал как противоречивое единство элиты и массы. Критерий выделения элиты этической: предъявление к себе более высоких требований, чем к другим, ответственность, умение строить осмысленное поведение, не руководствоваться стереотипами массовой культуры. Элита – это культурно-творческое меньшинство, не претендующее на какие-либо привилегии, но способное оказывать положительное воздействие на развитие общества.

ПЛАТОН Афинский (427-347 гг. до н. э.) – древнегреческий философ (настоящее имя Аристокл). Происходил из знатного афинского рода. В юности был учеником Сократа. Основатель Академии в Афинах. Наибольшая часть произведений написана в виде диалогов, главным действующим лицом которых является Сократ. Платона принято считать основателем метафизики (хотя сам термин «метафизика» появился позднее) – учения о сущностях, не воспринимаемых органами чувств человека, но познаваемых при помощи ума. Платон разработал теорию идей, согласно которой идея есть умопостигаемая сущность вещи. Мир идей – иерархически организованная система, на вершине которого располагается Единое, или идея Блага. Мир идей – истинная причина чувственного мира, в соответствии с которой божественный мастер Демиург создает космос. Человеческое познание состоит в припоминании разумом образов (эйдосов) мира идей.

ПОППЕР Карл Раймунд (1902-1994) – британский (австрийского происхождения) философ, логик, социолог, основатель школы «критического рационализма». Главной задачей философии считал разграничение науки и ненауки. То, что относится к нeнауке, может иметь право на существование, но не должно маскироваться под науку, истины которой имеют общезначимый характер. В противовес разработанному представителями неопозитивизма критерию верификации (опытной проверяемости) предложил критерий фальсификации, согласно которому любое знание, претендующее на статус научного, должно быть в принципе опровержимо. Прогресс науки определяется жесткой борьбой конкурирующих теорий, в которой наибольшие шансы на победу имеет теория, исходящая из наименьшего числа исходных принципов. В книге «Открытое общество и его враги» подверг критическому анализу философские взгляды Платона, Гегеля, Маркса, показав, что в них заложены тоталитарные тенденции.

ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480-410 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, «учитель мудрости» - софист. Занимался изучением языка и мышления, один основателей риторики. Ему принадлежит ставшее знаменитым изречение «человек есть мера всех вещей».

РАССЕЛ Бертран (1882-1970) – английский философ, логик, математик, видный общественный деятель. Автор «Манифеста Рассела-Эйнштейна», положившего начало Пагуошскому движению ученых за мир. В 1920 г. посетил советскую Россию, после чего дал критический анализ советской действительности в книге «Практика и теория большевизма». Осуществил логическое обоснование математического знания. Согласно Расселу, ни одна математическая аксиома, ни одно положение не должно приниматься на веру. Необходима лишь небольшая совокупность очень простых идей, из которых можно вывести как основные законы логики, так и теоремы математики. Критически относился к религии, прежде всего, к христианству (работы «Почему я не христианин», «Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию»). Автор своеобразной, написанной в тонкой иронической манере «Истории западной философии».

РИКЁР Поль (род. в 1913 г.)- французский философ, представитель герменевтики, автор работ по истории философии. Стремится совместить герменевтику со структурализмом, которые рассматривает как взаимодополняющие методы анализа языка. Видит задачу герменевтической интерпретации не в познании бытия, а в раскрытии его смыслов.

РИККЕРТ Генрих (1863-1936) – немецкий философ, представитель баденской школы неокантианства, ученик и преемник ее основателя В.Виндельбанда. Стал систематизатором и продолжателем идей и концепций Виндельбанда. Теоретические интересы были сосредоточены в области гносеологии и методологии гуманитарного познания. Разработал концепцию разделения наук о природе и наук о культуре.

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1918) – русский философ, публицист, писатель. В 1882 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, работал преподавателем гимназии в провинциальных городах. С 1893 г. – в Петербурге, активно публикуется в журналах, издает ряд сочинений. В основе философии Розанова – признание ценности индивидуального бытия, отдельных вещей, человеческих переживаний и устремлений. Для общественной жизни считал важнейшим семейный вопрос, который тесно связывал с проблемой пола. Критиковал христианство, призывая церковь уделять большее внимание вопросам взаимоотношения полов, браку и семье. Произведения Розанова отличаются особым стилем изложения, афористичностью.

РУССО Жан-Жак (1712-1778) – французский философ-просветитель, писатель, активный сотрудник «Энциклопедии», издаваемой Дидро и Даламбером. Идеалом общественной жизни считал «естественное состояние» равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникновение государства рассматривал как результат общественного договора. Причину общественного неравенства людей видел в частной собственности, возникшей в результате обмана. Перераспределение собственности поровну рассматривал как единственный реальный путь к уничтожению неравенства. Большое внимание уделял вопросам воспитания и образования, видя в правильном воспитании людей радикальное средство улучшения общественной жизни.

САРТР Жан-Поль (1905-1980) – французский философ и писатель, общественный деятель. Опираясь на идеи Гуссерля и Хайдеггера, создает собственный вариант философии экзистенциализма. Неопределимость человеческого бытия ставит человека перед свободой выбора. Вещи окружающего мира и все, что обладает фактичностью, порождает абсурдность мира, избежать которую можно лишь выбирая свой собственный мир. Вместе с тем, человек подвержен опасности самообмана, приняв за свой – мир, который в действительности навязан ему другими. Сартр разрабатывает оригинальную диалектику «Я» и «Другого», подчеркивая сложность отношения личности с миром. В последний период жизни стал большее внимание уделять вопросам социально-политического характера.

СОКРАТ (469/470-399 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Сам Сократ ничего не писал, а излагал свои взгляды в устных беседах. По доносу был подвергнут суду и казнен. Наиболее развернуто взгляды Сократа изложены его учениками Платоном и Ксенофонтом. Главным предметом размышлений Сократа был человек и его душа. Главное качество души – ее разумность. Душа есть суть человека, поэтому нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало изречение, высеченное над входом в храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя».

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ, поэт, публицист. Сын известного историка С.М.Соловьева. Окончил Московский университет, защитил магистерскую и докторскую диссертации, преподавал в Петербургском университете. Соловьеву удалось создать почти завершенную философскую систему, охватившую все аспекты философского знания. В основе ее лежит принцип всеединства, опирающийся на древнюю идею – «все во всем». Большую роль в его философии играет София – понятие и образ Премудрости Божией и символ вечной женственности. София – душа мира, неуловимая средствами научного познания, но мистически и поэтически олицетворяющая цветущую полноту и таинственность жизни. Соловьев критиковал позитивизм и материализм своего времени, пытавшиеся исключить из мироздания и человеческого бытия живую душу, без которой человек невозможен. Сущность человеческого Соловьев усматривал в чувстве стыда, жалости (сострадания), благоговения. Смысл общественного прогресса Соловьев связывал с нравственным совершенствованием человечества с точки зрения христианской нравственности. Всемирно-историческую роль России («русскую идею») видел в том, чтобы способствовать объединению христианских церквей – православной, католической, протестантской.

ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975) – английский историк и философ. В многотомном труде «Исследование истории» разработал концепцию локальных цивилизаций. В соответствии с ней история рассматривается как совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций, каждая из которых проходит собственные стадии эволюции: от возникновения – через расцвет – к упадку и умиранию. Локальная цивилизация обладает культурно-творческим ядром, вокруг которого создаются присущие данной цивилизации формы духовной жизни, социально-политической и хозяйственной организации. Некоторые цивилизации способны порождать своих преемников. Так, эллинская (древнегреческая) цивилизация породила, во-первых – православно-христианскую в России, во-вторых – западную цивилизацию, в-третьих – современную православно-греческую. Пока цивилизация живет, ее отношения с внешним миром строятся по принципу «вызов-и-ответ», т. е. жизнеспособная цивилизация в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы для нахождения адекватных ответов на угрозы ее существованию. Согласно Тойнби, о единстве всемирной цивилизации можно говорить только в том смысле, что такое единство предполагает множественность разнообразных, непохожих друг на друга обществ, между которыми, однако, возможны и необходимы диалог и взаимопонимание.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937) – русский ученый, философ, богослов. С 1914 г. профессор Московской Духовной Академии. В 1933 году арестован, сослан в лагерь. Расстрелян по решению особой тройки НКВД. Основным законом физического мира Флоренский считал принцип термодинамики (закон энтропии), согласно которому мир стремится к уменьшению разнообразия, к уравниванию, а следовательно, к смерти. Однако энтропии противостоит эктропия – упорядочивающее начало, Логос. Человек через культуру, которую Флоренский связывает с религиозным культом и верой, способствует увеличению разнообразия, а значит, противостоит затуханию жизни в мире. Важное место в мировоззрении Флоренского занимает софиология – учение о Софии – Премудрости Божией.

ФОМА Аквинский (Thomas Aquinas, 1225/26-1274) – средневековый философ, теолог, основатель философии томизма. На основе христиански переработанного учения Аристотеля создал всеобъемлющую философско-теологическую систему, включающую в себя онтологию, антропологию, этику и другие разделы. Учение Фомы стало официальной философией римско-католической церкви.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950) – русский философ. Работал в Петербургском, Саратовском, Московском университетах. В 1922 г. выслан из России. Разрабатывал концепцию «метафизического реализма». Согласно Франку, высшей формой бытия и одновременно основанием для всех видов бытия является духовное бытие. Духовная жизнь человека есть основа бытия общества. Христианство в символической форме выражает общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности.

ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) – австрийский психолог и невропатолог, основатель психоанализа. Согласно Фрейду, исключительную роль в психике человека играет бессознательное. Бессознательное («Оно») есть та часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания оно отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека). «Я» осуществляет цензуру желаний бессознательного, сообразуясь с реальностью внешнего мира. В основе мировоззрения Фрейда лежало убеждение в антагонизме природного начала в человеке: сексуальных и агрессивных импульсов – с одной стороны, и культуры – с другой.

ФРОММ Эрих (1900-1980) – психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. В основу учения Фромма легли переосмысленные идеи Фрейда. Характер общественной жизни связан с особенностями душевной структуры человека, с теми установками, которые заложены в бессознательной части психики. История ХХ века выявила множество фактов душевного нездоровья общества и индивида – неспособности любить и реализовывать себя, продуктивно использовать свои силы. Неспособность к положительной самореализации освобождает место для навязанных бессознательной тревогой агрессивных форм активности.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) – немецкий философ. Главной задачей философии считал отыскание смысла бытия. С этой целью всю европейскую философскую традицию необходимо подвергнуть критическому разбору в свете того кризиса западной культуры и философии, в который они вступили в ХХ веке. Инструментом критического анализа должна стать разработанная Гуссерлем феноменология. Только через человеческое бытие, «воплощающее о смысле», может быть понято и осмыслено бытие как таковое. Человеческое бытие в его целостности характеризуется Хайдеггером как «забота», включающая «заброшенность» в мир и «проект» - выбор самого себя, своих возможностей. В многочисленных работах Хайдеггер затрагивает вопросы философского осмысления языка, техники, поэзии, искусства.

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) – русский философ и публицист. Учился в Московском университете, участник войны 1812 года. Публикация первого из написанных Чаадаевым «Философских писем» вызвала негодование общественных кругов и императорской власти. Многие современники увидели в Чаадаеве ниспровергателя национальных святынь и безрассудного бунтаря. Решением Николая I он был объявлен умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста активно участвовал в общественной жизни, продолжал разработку философского учения. В метафизике развивал положение о «высшем сознании», которое не есть Бог, но божественная сущность мира. В учении о человеке подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я». Чаадаев явился одним из основоположников русской историософии (философии истории).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-1889) – философ, публицист, писатель, идейный глава революционно-демократического движения в России второй половины XIX века. Родился в Саратове в семье священника, учился в духовной семинарии, закончил историко-философский факультет Петербургского университета. В 1862 г. арестован по подозрению в написании подрывной прокламации. Около двух лет пребывает в заточении в Петропавловской крепости, затем семь лет – на каторжных работах в Сибири. В 1883 г. ему разрешают переехать в Астрахань, затем в Саратов.

ШЕЛЕР Макс (1874-1928) – немецкий философ, один из основоположников философской антропологии и «социологии знания» как особых направлений философской и социальной мысли. Учение Шелера критически направлено против современной, по его словам, «извращенной и запутанной цивилизации»,отчуждающей человека от самого себя, от других людей, от вещей. Подчеркивая значение демократии и политического либерализма, он обращает внимание на необходимость противодействия тенденции утраты человеком духовных ценностей вечного и универсального значения. Исходным пунктом размышлений Шелера становится понимание человека как существа любящего. Человек занимает такое место во вселенной, которое позволяет ему познать сущность мира в его подлинности. Всматриваясь и углубляясь в самого себя, снимая с себя покровы неподлинного, мелочного, наносного, человек открывает себя навстречу миру, познает вещи в их собственной сущности.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) – немецкий философ. Мировую известность ему принесла работа «Закат Европы» (1918), в которой он обосновывает взгляд, направленный против прогрессистских концепций исторического развития. Согласно Шпенглеру, мировая история есть совокупность неповторимых культур, каждая из которых совершает предназначенный ей цикл рождения, расцвета, умирания. Стадия цивилизации, в которую, по мнению Шпенглера, вступила Европа, характеризуется им как господство мертвой природы над жизнью, техники над сферами духовного творчества – искусством, религией, философией, т. е. как противоположность культуры, ее умирание. Шпенглер проводит аналогию между развитием локальной культуры и развитием живого организма. Жизненный путь каждой культуры направляет судьба, а конкретное содержание определяется «душой»культуры. Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная, культура народа майя.

ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937) – российский (польского происхождения) философ, историк, психолог, искусствовед. Закончил историко-филологический факультет Киевского университета, в 1918-1920 гг. профессор Московского университета в 1935 году арестован, бездоказательно обвинен и расстрелян. Был последователем феноменологии Гуссерля. Применял феноменологический метод в области анализа языка, в эстетических исследованиях, в области этнопсихологии. Особняком в творчестве Шпета стоит «Очерк развития русской философии» (1912), в котором (возможно, отчасти под влиянием внешних обстоятельств времени) подвергнуто разгромной критике развитие всей русской мысли до середины XIX века.

ЮНГ Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии. С 1906 г. – ученик и ближайший соратник З. Фрейда. Однако затем расходится с Фрейдом, подвергает критическому анализу его учение. Согласно Юнгу, бессознательное вовсе не является темным хранилищем пороков и плотских влечений (как считал Фрейд). Это собрание утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий по своим возможностям сознательное мышление. Юнг выдвинул идею архетипов коллективного бессознательного. Архетипы – мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой выражение всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений.

ЯСПЕРС Карл (1883-1968) – немецкий философ и психолог. Согласно Ясперсу, человеческое бытие непознаваемо ни средствами позитивной науки, ни средствами классической спекулятивной философии. Подлинное человеческое бытие есть экзистенция, которая может быть только подвергнута «прояснению», а не познана научными методами. Философия и есть бесконечное приближение к прояснению. Экзистенция, т. е. собственное, сокровенное в человеке, высвечивается в пограничных (экстремальных) ситуациях. Экзистенция есть свобода, «самость» (от слова «сам») человека. Она всегда соотнесена с бытием других людей посредством экзистенциальной коммуникации – подлинного общения, в котором люди на время освобождаются от ролей, навязываемых обществом. Ясперс настаивает на возможности подлинного общения людей, принадлежащих к разным социальным группам, культурам, нациям.
16.10.2011 19:41 Философия Артем 6104 0
Имя *:
Email: