Menu
Развивающаяся автономность человека и идеалы Реформации. Эпоха Возрождения
План лекции

1. Рост городов и становление гражданского общества.
2. Подрыв монополии римско-католической церкви и схоластического образования.
3. Гуманизм как возрождение античной культуры и ее трансформация в антропологическом и индивидуалистическом духе.

Эпоха Возрождения (франц. - Ренессанса), охватывающая период с 14 по 17 вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римских традиций портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания – против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Поборники новой светской культуры слыли добрыми христианами. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. Термин «гуманизм» употреблялся еще известным римским оратором Цицероном (106-43 до н.э.) – воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Но родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный обьект познания.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Еще одна важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествяющей Бога и природу. И наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший обьект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже 15-16 вв. становится общеевропейским явлением.

Пико делла Мирандола (1463-1494): «Достоинство человека в его свободе». Тенденция к обожествлению человека у Альберти: «Человек – это счастливый смертный бог». Подлинный гимн индивидуализму – творчество Лоренцо Валла (1407-1457) – трактат «О наслаждении», где мерилом нравственности выступает личное благо. Важная деталь: гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами; гуманисты, оставаяясь верующими людьми, выдвигали на первый план человека, а затем говорили о боге.

Также возникли антиклерикальные взгляды – направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них – Томаззо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини – даже были возведены в 15 в. на папский престол. До середины 16 в. преследования гуманистов со стороны католической Церкви явление крайне редкое. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление. В 15 веке произошел раскол католической церкви – возник протестантизм. Реформация выступила против коррупции и безыдейности католицизма. И не безуспешно. С Реформацией тесно связаны имена Савонаролы Дж., Мартина Лютера – основателя немецкого протестантизма, и Жака Кальвина – превратившего веселый город ремесленников Женеву в скучный, добропорядочный городок.

С того момента, когда дух возрожденческого индивидуализма проник в царство теологии и потряс основы религиозных убеждений Церкви, в Европу ворвался исторический ветер протестантской Реформации. Протестантскую революцию обусловили многие серьезные причины: давно идущее обмирщение церковной иерархии; бедность и благочестие церковной паствы в отличие от иерархии священнослужителей, зачастую вовсе чуждых христианской вере, но получающих социальные и экономические привилегии; усиление светской монархической власти; подъем национального самосознания. Однако наиболее важным элементом Реформации был нарождающийся дух мятежного и своевольного индивидуализма.

Церковь подменила веру в личность Иисуса Христа на веру в учение церкви, лишив силы изначальное христианское откровение, превратившись в непроницаемую преграду между человеком и Богом. Восстание Реформации против католической церкви явилось беспрецедентным событием в истории западной культуры, утверждением индивидуальной совести в противовес религиозному авторитету. Независимое человеческое «я» и всевластное Божество, сопряженные теснейшими узами – вот главный постулат Реформации.

Непосредственным результатом освобождения из тисков прежней схемы стал апогей пламенной христианской веры, наполнившей души протестантов новым духовным смыслом. Каждому верующему, начиная с Реформации, приходилось в своей вере все больше полагаться на себя, в связи с чем обострялись критические способности западного интеллекта.

«Расколдовав» мир от «чар» имманентной божественности, Реформация подготовила его к радикальному пересмотру со стороны науки. Даже реанимированные Реформацией библейские предания о подчиненности природы владычеству человека, способствовали поощрению уверенности человека в том, что он – познающий субъект, противопоставленный природе как объекту.

Возвращение протестантизма к не допускающему отклонений Слову Божьему, запечатленному в Библии, оказало благотворное влияние на зарождающееся новое мышление, указав на необходимость получать беспристрастную объективную истину.

Социальные последствия Реформации проявились также и в ее сложной взаимосвязи с экономическим развитием северных стран Европы. В течение жизни нескольких поколений главную роль здесь играла протестантская этика труда, которая подкреплялась утверждением личностного начала, поощряла рост и экономическое процветание среднего класса.

Выводы

В эпоху Возрождения произошел переворот в осмыслении ценностей, в понимании и оценке сущего. Высшей ценностью теперь становится человек, отсюда характерный для философской мысли Возрождения антропоцентризм. Важнейшая черта культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Развитие возрожденческого индивидуализма повлекло за собой необходимость Реформации, утверждение индивидуальной совести в противовес религиозному авторитету.

Методические рекомендации к лекции

При изучении данной темы особое внимание следует обратить на изменение мировоззренческой установки в эпоху Возрождения. В ходе работы над лекцией акцентируйте внимание на таких основных понятиях эпохи Возрождения, как гуманизм, антропоцентризм, индивидуализм.
При изучении темы очень важно понять мировоззренческое значение как эпохи Возрождения, так и протестантской Реформации для следующего важнейшего этапа человеческой истории, выступающего основой современной цивилизации, - Нового времени.

Литература

1. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В двух частях. – М., 1989. – Т.1. – С. 135-145.
2. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. - М., 1996. С.17-348
3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Исторические философские очерки и портреты. – М., 1991. – С. 67-84.
4. Рассел Б. История западной философии. – Т. 1. – М., 1993. – С. 78-94.
5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – М: Пневма, 2002. – С. 50 –54, 71-76.
6. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 134-152.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., Москва. - Прогресс. – С.5-174
8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности.– М., 2001. – С. 174-196.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1.Каковы отличительные черты культуры Возрождения?
2.Как проявился в эпоху Возрождения культ творческой индивидуальности и автономности личности?
3.В чем заключался знаменитый спор между Э.Роттердамским и М.Лютером.

Репродуктивно-практический уровень:
1.Проанализируйте, какие плоды принесла характерная для Возрождения установка на самореализацию личности?
2. Раскройте смысл учения Лютера об «оправдании верой»?
3.Составьте таблицу: Натурфилософские учения эпохи Возрождения.

Натурфилософ Годы жизни Основные труды Открытия Значение учения


Творческий уровень:
1. Проанализируйте «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола.
2. «Человек равен Богу» – как это положение отражает мировоззрение Ренессанса.
3. Раскройте значение протестантской этики труда в утверждении личностного начала и экономического процветания среднего класса. (М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»).
13.10.2011 19:12 Философия Артем 2679 0
Имя *:
Email: