Menu
Каменный и бронзовый век на территории Казахстана
1 неделя 1час

1.Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

2.Эпоха бронзы: периодизация, характерные черты, памятники.

Цель лекции: ознакомить студентов с историческим процессом на территории Казахстана, происходившим в этот период.

Ключевые слова: палеолит , мезолит, энеолит, неолит, бронзовый век, андроновская культура

Древняя история человеческого общества делится на каменную, бронзовую или железную эпохи или века. В основу этой периодизации положен главный материал, из которого изготовляли орудия труда и предметы быта.

Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит.

Палеолитические обитатели Казахстана, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и сбором растительной пищи. В период палеолита произошли существенные изменения в технологии изготовления каменных орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На территории Казахстан зафиксировано большое количество памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Южном, Центральном и Восточном Казахстане.

В эпоху позднего палеолита (40-30 тыс. лет назад) появляется человек современного типа (Homo Sapiens), возникает новая (отжимная) техника обработки камня. Это позволила создать такие орудия, как скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, дротики, а также орудия из кости - метательные наконечники копий, мотыги, лощила, различные фигурки животных и скульптуры женщин, которые указывают на зарождение в среде древних людей культа женщины - родоначальницы и хозяйки очага. Этот период принято называть матриархатом.

Мезолит (12-6 тыс. лет до н.э.) - является наименее изученным периодом в истории Казахстана. Тем не менее, известно, что для мезолита характерно зарождение присваивающего хозяйства, т.е. скотоводства и земледелия и развитие микролитизации в каменном инвентаре.

Неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) представлен в Казахстане рядом характерных культур, которые содержат в себе большую степень сходства. На сегодняшний день в Казахстане известно более 500 неолитических стоянок.

В эпоху неолита появляются геометрические орудия труда типа ромба, треугольников, трапеций и сегментов. Люди занимались охотой, рыболовством, собирательством. Орудия изготовлялись из яшмы, роговика и кварцита. Из них делали наконечники стрел, дротиков, проколки, ножи, топоры, скребки, резцы и др. В этот период появляются керамическая посуда. В Казахстане многочисленные стоянки обнаружены в песках Кызыл-Кума, Мойынкума, Прибалхашья, Прииртышья, Приаралья и вдоль крупных и мелких рек и озер.

В эпоху неолита произошло размежевание хозяйства. Одни племена занимались охотой и рыболовством, другие - охотой и скотоводством, третьи - земледелием и охотой, что привело к новому общественному разделению труда.

Социально-экономическое развитие в первобытном обществе зависело, прежде всего от природных условий. Первобытные человеческие коллективы могли приспособиться к окружающей среде и обеспечить свою жизнедеятельность только совместными усилиями, объединившись в небольшие (20-30 особей) группы. Такой группой на раннем этапе развития являлось первобытное человеческое стадо, которое предшествовало родовому коллективу.

Собственно родовой строй, являющийся основой первобытного строя, сформировался с появлением современного человека 40-30 тыс. назад в верхнем палеолите. Первобытному человеческому стаду были присущи такие характерные признаки, как общий труд и общая собственность на средства производства и на продукты труда. Большинства потребностей первобытных удовлетворяла охота. Этому способствовала обилие животных во влажном и теплом климате. Человек развивал и совершенствовал приемы охоты, изобретал и усложнял орудия труда. Немаловажное значение для людей палеолита играло собирательство, а позднее и рыболовство.

Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.).

2. Казахстан в эпоху бронзы.

Бронзовый век начался во 2 тысячелетии до н.э. Прогресс общества эпохи бронзы определили два фактора: металлургия бронзы и скотоводство. Богатство недр Казахстана полиметаллами явилось одной из основных причин возникновения на этой территории значительного очага производства бронзы, оказавшего большое влияние на развитие соседних племен.

Перестройка первобытной экономики определялась также и климатическими изменениями. Так, в эпоху бронзы, на смену прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости; наступает период сухого и жаркого климата.

Начало указанных процессов совпало с изменением демографической обстановки на территории Казахстана. Именно в это время сюда начинают переселяться большие группы скотоводов, принадлежащие по языку к той общности, которую принято называть индоевропейской.

В 3 тыс. до н.э., с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки (через Кавказ и Подунавье), началась восточная миграция индоевропейцев.

Наиболее крупные подвижки на восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 гг. до н.э., когда в степи сложились две новые археологические общности или культуры. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной» культуры (по способу погребения в срубах). Восточная, сложившаяся в степной зоне Казахстана и Южной Сибири (по месту выявления около с. Андроновка на Енисее), стала именоваться «андроновской» культурой.

В результате изучения памятников андроновской культуры, археологи пришли к выводу, что зона ее простирается не только на Западную Сибирь и долину верхнего Енисея, но достигает на юге Центрального Тянь-Шаня, Южного Таджикистана, Афганистана. Тем не менее, коренной территорией остаются Казахстан и прилегающие районы Урала.

Именно здесь были обнаружены древнейшие памятники андроновской культуры. Андроновская культура существовала около восьми-девяти веков, и в ее развитии выделяют три этапа: ранний (18-16 вв. до н.э.), развитой (14-13 вв. до н.э.) и поздний (12-11 вв. до н.э.).

Археологические данные указывают на то, что андроновское население в подавляющем своем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. Большие патриархальные семьи возводили землянки с различными хозяйственными постройками и загонами для скота. Очевидно, что пока существовала угроза частных нападений, иного способа выпасать скот не было. Но, по свидетельству археологов, после 15 века до н.э., появились неукрепленные поселения. Тогда и возникла новая форма скотоводства - отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища, перекочевывали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок. На дальних пастбищах они строили из жердей легкие каркасные жилища, со стенами из плетенки или циновок - своего рода предки юрт.

Именно отгонное скотоводство стало посредствующим звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и полупустынных пастбищ - кочевому скотоводству. Важной предпосылкой к таким изменениям образа жизни был состав стада, в котором особенно многочисленны были кони и овцы, более других приспособленные к добыванию корма из-под снега и дальним передвижениям. В этой же связи увеличилось поголовье двугорбых верблюдах - бактрианов. Появились и приспособленные к дальним перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах; фрагменты их глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других петроглифов.

Археологический материал позволяет судить и о религиозных представлениях андроновцев, об их идеологии, а также о стратификации общества, т.е. о разделении его на социальные слои или группы.

Так, наряду с рядовыми общинниками - пастухами и землепашцами, существовала военная аристократия, отличающаяся по своему положению и богатству от прочих сородичей. Основу этой аристократии составляли воины-колесничие, добывающие богатство и славу в набегах и на войне, в защите своего рода и племени, в угоне скота иных племен.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход