Menu
Культура тюрков
4неделя 1час

1.Городская культура Казахстана 6-12в.в. Великий Шелковый путь.

2.Памятники древнетюркской письменности.

3.Верования и религия тюрков.

Цель лекции: представить студентам на образцах памятников древнетюркской культуры богатейшую историю и культуру тюркских народов.

Ключевые слова: Городская культура Казахстана 6-12в.в,.Великий Шелковый путь, памятники древнетюркской письменности, верования и религия тюрков.

18 мая 2001г.состоялась презентация экспозиции Кюльтегин на международной научной конференции «Древнетюркская цивилизация: памятники письменности» с участием Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, членов Правительства Республики Казахстан, ученых России, Дании, Монголии, Китая, Франции, Кыргызстана и Казахстана. В Астану в Евразийский государственный университет им. Л.Н.Гумилева доставлена копия Большой надписи в честь полководца Кюльтегина (684-731г.г.), изготовленная японскими специалистами по современным технологиям.

В этой символической акции в Год 10-летия независимости Казахстана видится начало большого пути народа, осознавшего глубокие и прочные корни в героических деяниях предков.

Казахская культура – прямая наследница древнетюркской цивилизации. Благодаря достижениям археологической науки теперь мы знаем, что наши предки имели средневековую городскую культуру, ирригационные сооружения, архитектуру, искусство. Доказано, что наша родина была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе симбиоз культуры земледельцев и скотоводов, Города и Степи.Причем традиции взаимодействия прослеживаются и ранее - в эпоху бронзы.

Сначала дадим определение понятию «культура».

Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.Культура бывает материальной и духовной.

К материальной культуре относятся например, города, памятники архитектуры, предметы быта, одежда, народно-прикладное творчество., а к духовной – устное народное творчество, произведения литературы, музыка.

Города образовываются в поймах рек, междуречье, на соединении континентов, на трассе торговых караванных путей, т.к. города были центрами сосредоточения торговли и ремесла, с\хозяйства, таким регионом на территории Казахстана было Семиречье.

Первое описание городов Семиречья принадлежат буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суяб). Этот город в окружности 6-7 ли.В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю(кагану).Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя…Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода – поровну».

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйства .Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев.С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат

Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в 6-первой половине 9в.в. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.

Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее ярко проявление этой интеграции наблюдается в культуре города.

Кстати, археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями 6-9в.в., которые можно считать остатками городов.Известны названия некоторых из них – Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар, Шавгар. В этих городах выделяются: цитадель, шахристан и рабад

В юго-западном Семиречье, по археологическипм данным, насчитывается 27 городищ, которые в большинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии.И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались на городской культуре области.Связанная тесными экономическими и культурными связями с Средней Азией, она испытала сильной воздействие мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь среди городского населения. Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время. В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе – города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар – Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи – Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах – Баладж и Берукет.

Великий Шелковый путь.С первых шагов своей государственной истории тюрки, контролировали важные участки евразийского Торгового пути, получившего в конце 19в. с подачи труда немецкого географа и геолога Рихтгофена «Китай» экзотическое название «Шелковый путь», ибо основным экспортным товаром из Китая в страны Запада являлся шелк, ставший международной валютой.

Для истории Казахстана крайне актуально исследование проблемы взаимодействия кочевых и оседлых цивилизаций, отношений между Степью и Городом. Трасса Сирия – Иран – Средняя Азия – Южный Казахстан – Таласская долина – Чуйская долина – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан оставалась основной до 14в. На трассу выходил еще и и другой маршрут: из Византии через Дербент в Прикаспийские степи – Мангыстау – Приаралье – Южный Казахстан.

Так выглядел Казахстанский участок Великого Шелкового пути.Из Шаша дорога шла через перевал на Турбат в Испиджаб, располагавший караван-сараями, торговыми постройками, хозяевами которых были купцы Бухары и Самарканда.Географ 10в.Ибн Хаукаль писал: «Испиджаб состоит из медины, цитадели и рабада.У медины четверо ворот…Это обильный людьми и обширный город, во всем Хорасане и Мавераннахре нет города, с которого не взимался бы харадж, кроме Испиджаба» Покинув Испиджаб, караваны двигались в сторону Тараза. Из Тараза на восток путь продолжался по пустынной местности карлуков к городу Кулану .Автор географического словаря Якут отмечает в 20-х г.г.13в.; «Кулан – приятный городок на границе страны тюрков, со стороны Мавераннахра».

От Кулана далее на восток стояли города Мерке и Аспара.

Из Джиль-Шуба дорога шла в Сарыг – Кирмирау – Навакет(резиденциякаганов) – Пенджикент – Суяб.Суяб – крупный город Семиречья, был столицей западных тюрок, тюргешей и карлуков. Из Суяба дороги шли либо по северному, либо по южному берегам Иссык-Куля, затем соединялись у перевала Бедель и через него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташ и долины р.Каркары шел путь в Илийскую долину, затем в Алмалык, а затем по северной оконечности мертвой пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и в Китай.

Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость, слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов и львов и т.д.По Шелковому пути распространялись культурные растения. Кроме товаров по Шелковому пути распространялись религиозные идеи,искусство, музыка.

Современники тех далеких событий воспевали не только преуспевание того или иного государства, но и освоение ценностей чужих культур собственным народом, общение между народами.

Шелковый путь объединил различные мировоззренческие системы, демонстрировал веротерпимость, стремление к активному обмену инновациями. Тюрками был совершен колоссальный культурный прорыв, сформирован новый тип незамкнутой культуры со своей уникальной рунической письменностью.

Достаточно сказать, что ЮНЕСКО в 1987г. одобрен Международный исследовательский проект «Шелковый путь - путь диалога» по инициативе Греции, Египта, Индонезии, Италии, КНР, МНР, Омана, Португалии, Шри-Ланки и бывшего СССР. С 1993г. страны прилагают меры по возрождению туризма. Китай, Индия, Пакистан, Иран, Греция, Арабские Эмираты и Турция первыми приняли туристов. Открыли свои границы Казахстан и Средняя Азия.Не остались в стороне и государства – конечные пункты Шелкового пути на его обоих концах:Япония, Корея, страны Европы.

Памятники древнетюркской письменности.

На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

На территории Казахстана самым древним памятником письменности является серебряная чашечка с 26 руническими знаками, нанесенными металлическим стилетом на ее дне, из Иссыкского кургана, раскопанная К.А.Акишевым в 1969-1970г.г., и датируемая 5 в.д.н.э. Однако, она все еще не прочитана и определение ее языка дискуссионно, хотя предложено 11 вариантов дешифровки в Казахстане, России, Венгрии. А это ведь «26 молчащих веков» – как выразился один из интеллектуалов современности.

Мы рассмотрели с вами на примере городов тюркского периода материальную культуру, теперь перейдем к духовной. К работе приступает 2-я подгруппа.

Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Даниил Готлиб Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра1, и сопровождавшим его швндским офицером Филипп-Иоганн Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

В 1889г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735г.г. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Эти памятники Бильге-кагана и Кюльтегина, как и памятник советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни. Являются наиболее древними памятниками древнетюркской письменности.

Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Аксель Олай Гейкеля и Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран.

Датский ученый, лингвист, филолог, историк, скандинавист по своей основной специальности Вильгельм Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. на заседании Датской королевской академии наук. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык. Отметим надписи на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах близ Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на венчике хума из городища Алтын-Асар Джетыасарского урочища Восточного Приаралья, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе 1 у Чардары, на нижней части сосуда Алтынтобе близ Шымкента, на щитке бронзового перстня в слое 10-11в.в. на городище Жаксылык близ Алматы.

Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаемый различного рода декларациями. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

Значенипе эпохи орхоно-енисейских тюрок и древнетюркской рунической письменности трудно переоценить. С наступлением древнетюркской эпохи прежние империи – Китай в Восточной Азии, Византия и Иран в Западной и Средней Азии – прекратили быть единственными доминирующими крупными государствами. А тюрки расселились на огромные расстояния – 10тыс.км по прямой, возникли народы и империи, ставшие прямыми предками современных тюркоязычных наций и государств, в том числе и казахской. Кроме переселения арабов в период арабских завоеваний и европейцев во время освоения новооткрытых континентов – Америки и Австралии после Христофора Колумба, ни одна группа народов не расселялась в таких грандиозных масштабах.

В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость».

Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

Верования и религия тюрков.

Вопросам религиозного мировоззрения в научной литературе до недавнего времени не придавалось специального значения, так как в системе духовной культуры бывшего советского общества о религиозном мировоззрении и говорить не приходилось. В идеологии преобладал критический анализ в контексте религиоведения и атеизма, а к ценностям духовной культуры относили лишь образования, науку и искусство.

В книге Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Критическое десятилетие» подчеркивается: «Для нас, казахов, ислам – это в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение».

Среди традиционных духовных ценностей, веками формировавших национальный менталитет казахского народа, есть культ вселенческого космическогог божества – Тенгри. Тенгри – как бог, писал Валиханов.

В просторечье Тенгри казахами используется как синоним мусульманского «аллаха» и персидского «кудая». Выражения типа: « Тэнiр жарылкасын! – да благословит тебя Тенгри», «иттiн иесi болса, тулкiнiн тэнiрi бар» – «если у собаки есть хозяин, то у лисы есть Тенгри»; собственные имена(Тэнiрберген, Хан-Тенгри) указывают на глубокое проникновение культа тенгри в различные сферы жизни народа. В прошлом веке, когда Ш.Уалиханов сетовал по поводу двоеверия казахов, то он имел в виду в качестве альтернативы исламу именно тенгри.

Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих подписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам; это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов говорится: «Небо, (богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу!»

Наряду с собственными древними верованиями , в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм.

Самая молодая мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

В процессе исламизации тюркского мира исследователи выделяют такие основные моменты:

1)проникновение ислама;

2)принятие ислама верховным правителем;

3)принятие ислама в качестве официальной религи государства;

4)признание исламскими государствами, что народ соседней страны тоже является мусульманским;

5) состояние, когда большинство населения исповедует ислам.

Начало процесса исламизации племен Казахстана совпало с движением арабов в Южный Казахстан и расширением китайской экспансии: в 740г. китайцы разграбили Тараз, в 748г. – Суяб, в 749г. – Шаш. Тогда в середине 8в. столкнулись на земле тюрков дальневосточная цивилизация и исламская. В 751г. у города Атлаха около Тараза произошла Таласская битва между китайцами т объединенными силами арабов-мусульман и карлуков. Китайское войско проиграло и экспансия Танского Китая на запад была остановлена на тысячелетие, арабы отступили в Шаш. Таласская битва окончательно решила вопрос о культурной судьбе тюркских народов в пользу арабо-мусульманской цивилизации.

Первым тюркским властелином, принявшим ислам и новое мусульманское имя Абд аль-Керим, был Сатук Богра хан (901-955), основатель караханидской державы на территории Семиречья и Восточного Туркестана. По письменным источникам, уже около 940г. Баласагун относится к разряду мусульманских городов. В 960г. ислам становится официальной религией государства, Муса – сын Сатук Богра хана получает пышный титул «Свет державы и опора призыва к вере». Принятие ислама 200тыс. шатром оценивается как судьбоносное событие. Мусульманское духовенство пользовалось почетом и властью. В число 10 диванов (канцелярий) по централизованному управлению государством входили надзор за соблюдением обычаев и традиций религии и ведомства для управления имуществом религиозных учреждений.

Особого внимания заслуживают среди культовых построек Таласской долины мавзолеи Бабаджи-хатун (10-11в.в.) и Айша-Биби (11-12в.в.), представляющие и сегодня достопримечательность Казахстана. На нижней Сыр-Дарье находился мавзолей Сарлы Там (11-12в.в.)

Активному внедрению ислама способствовали ряд факторов: географическая близость Средней Азии и Персии, наличие торговых, культурных, родственных связей с Ташкентом, Бухарой, Хивой, Самаркандом и другими мусульманскими центрами, «пример» правителей, знати и поддержка ими духовенства, династийные браки, развитие городов на Шелковом пути и миссионерская деятельность в них проповедников, суфиев, оседание кочевников. Исламу были присущи привлекательные черты – демократизм и мифопоэтичность изложения, также помогавшие продвижению этой религии среди тюрков. Поэтический склад души кочевника позволял ему легко запомнить притчи, религиозные песни (кисса) и рассказы.

Население земного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд.чел., мусульман из них приблизительно одна пятая, т.е.1,7 млрд.мусульман.

«Ислам как религия сегодня испытывает состояние возрождения, не только восстанавливая свом традиции в глазах взрослого населения, но и укореняясь в умах подрастающего поколения… Казахстан – это часть огромного ареала исламской культуры… Атеизм на протяжении прошлого века пытался сломить веру народа. Но благодаря силе вероучения и духовной стойкости прошлых поколений эта попытка провалилась»,-подчеркивает в своей книге «Критическое десятилетие» Н.А.Назарбаев.

Стойкость исламских ценностей в менталитете казахов обусловлен тем, что ислам сыграл значительную роль в интенсификации этнических процессов внутри казахской общности. Выступая как интегрирующая культурная сила, он способствовал формированию определенного мировоззрения, органически слившись с этноконфессиональными и этническими особенностями казахов.

Ученые и мыслители Казахстана 9-12в.в.

Творчество ученых и мыслителей казахской степи является веским свидетельством того, что древнетюркское письмо обладало политическим, государствообразующим признаком, традиции которого достигли совершенства в последующих веках. Сохранение живого тюркского языка способствовало росту этнического самосознания, расцвету литературных, культурных и теологических традиций. Наряду с арабским и персидским языками , тюркский был литературным языком огромного мусульманского мира. Теперь к работе приступает группа №4.

Свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность ученого-энциклопедиста Абу Насра Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат Тюрки (870-950г.г.) Фараби родился на Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб, умер в Дамаске.

Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после Аристотеля во всем мире в области философии и логики не было ему равных. В частности, ему принадлежат труды «О достижении счастья», «Об искусстве поэзии», «Трактат о жителях добродетельного города», «Отношение философии к религии». Энциклопедией средневековой науки назван его труд «Слово о классификации наук», переведенный на греческий и латинский языки еще в 10-12в.в. Фараби создал музыкальную науку, теорию музыки. Научные взгляды Фараби намного опередили свое время. Мыслитель мирового уровня синтезировал и развил в своем творчестве достижения греческой, персидской, индийской, арабской и тюркской культур.

Как известно, эпоху 9-11в.в. применительно к мусульманскому Востоку швейцарский востоковед Христиан Адам Мец (1869-1917г.г.) назвал «Мусульманским Ренессансом», имея в виду то обстоятельство, что именно в это время исламская цивилизация во всех отношениях достигает пика своего развития от Андалузии до Индии, охватывая Ближний и Средний Восток, Среднюю Азию. Закончилась эпоха политического доминирования арабов, возникли благоприятные условия для возрождения и развития тюркского литературного языка. Центром развития тюркоязычной культуры стало Караханидское государство, которое возникло в середине 10в. Юсуф Баласагуни родился в 1015-1017г. в Семиречье, в г.Баласагуне. Юсуф знал тюркские языки, выучил китайский, персидский, арабский, изучал историю, астрономию, геометрию.

В Кашгаре в 1069-1070г.г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кутадгу билиг», посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. В основу поэиы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейна озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, племена чигилей, карлуков, огузов.

«Кутадгу билиг» - это первый дошедший до нас памятник энциклопедической литературы на тюркском языке.

Среди политических мотивов создания поэмы «стремление научить среднеазиатскую династию Караханидов, еще не оторвавшихся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами(Мавераннахр, Восточный Туркестан).Автор обрисовал, на его взгляд, идеальные формы общественного и политического устройства, изложил правила поведения людей различных сословий, подробно описывает какими качествами должны обладать правитель, его визири, вреноначальники, посол, ученый, секретарь, казначей, повар, писец, лекарь, звездочет, купец, животновод, ремесленник, виночерпий. Твори добро и сей добро – в этом гуманистический пафос Баласагуни.

Франция законно гордится своими энцеклопедистами 18в. Таким энциклопедистом тюркских достижений стал в 11в. Махмуд Кашгари (1029-1101) – представитель высших слоев караханидской знати, создавший в 1072-1074г.г. бесценный памятник для изучения этнической истории, быта, нравов, исторической географии тюркоязычных народов, а также естественнонаучных представлений того времени – «Диван-лугат-ат-тюрк».

В Словаре изложены систематизированные сведения о расселении 20 «коренных и главных» тюркских народностей, их истории, этнографии, культуре, обычаях и традициях, даны классификация тюркских языков, основные жанры фольклора – песни, эпосы, легенды, 290пословиц и поговорок, толкования около 7500 слов, отражающих лексику тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов. В нем насчитывается 105 антропонимов - личных имен, 72 этнонима, 175 топонимов.

Значение «Дивана» Кашгари для тюркского мира трудно переоценить.

Полное имя «Кул Ходжа Ахмад ибн Ибрагим ибн Махмуд ибн Ифьтар Ясави».По разным данным Ясави прожил 73года, 85лет и 125лет.

Первым духовным наставником Ясави был легендарный шейх Арслан-Баб. После его смерти Ясави переехал в Бухару, прошел курс суфийского учения, получил право объяснять «пути к познанию истины». Последователи суфизма, а Ясави был суфием (они носили грубые шерстяные плащи-суфы) свое назначение видели в служении «истинной вере» – тарикату, который по своей идеологической направленности был близок к народным представлениям о справедливом устройстве мира.Великому суфию, посвятившему себя Богу, принадлежит произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») Автор раскрывает основы суфизма, призывает к гармонии человека с природой и другими людьми, учит людей жить в согласии со своей совестью, учит добру, справедливости и веротерпимости. Переживая и беспокоясь, думает и заботится о будущем народов, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей.

Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских племен с их тенгрианско-шаманистскими и зороастрийскими представлениями и психологическими стереотипами. Проповеди идеи справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе земледельца и кочевника, степняка и горожанина, купца и ремесленника.

Ясави похоронен как национальный святой. Трехкратное посещение его могилы приравнивалось к хаджу в Мекку. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура(1336-1405)

Имя *:
Email: