Menu
Типовая программа по истории Казахстана
История Казахстана есть полноправная часть истории всего человечества, которая органично вплетается в контекст всемирной истории: истории Евразии, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов, стран Центральной Азии. История Казахстана - наука, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющая исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

С обретением Республикой Казахстан независимости и суверенитета неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана», основными задачами которой стали: возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма. Это свиде¬тельствует о большой ответственности, которая возлагается как на студентов, так и преподавателей по истории Казахстана.

При создании настоящей типовой программы авторы исходили из учета комплекса задач, определяющих роль и значение преподавания «Истории Казахстана» в Республике Казахстан:

• создание теоретической и методологической базы исторических знаний, отвечающей задачам становления и укрепления суверенной государственности Казахстана

• внедрение подходов, учитывающих уникальное место истории Казахстана в общем потоке всемирной истории и человеческой цивилизации;

• построение единого логического стрежня истории Отечества, основанного на цельном восприятии: этногенеза государствообразующей нации – казахов;

• эволюция государственности на территории Казахстана.

Основная цель учебной дисциплины «История Казахстана» - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейшей эпохи до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа.

На первоначальном этапе необходимо обновление теоретических основ, методологии и методики подготовки учебного материала. При этом нужно избегать ориентации на одну универсальную теорию, выступающую в качестве всеобъемлющей методологии научного поиска в области истории, а также сводить исторический поток к осмыслению лишь отдельного ряда вопросов. Рациональный подход в данном случае видится в целостном осмыслении прошлого, настоящего и будущего Отечества в контексте развития всего человечества на принципах соблюдения современных общезначимых познавательных норм, опирающихся на теоретических результатах современной исторической науки.

История Казахстана рассматривается с объективных позиций с учетом важнейших методологических принципов (историзм, актуализм, конкретность), с привлечением общенаучных средств познания (статистика, систематизация, познавательные методики), а также специфических исторических методов (сравнительно-исторический, хронологический, проблемный и т.д.).

История Казахстана генетически и функционально является многокомпонентным и многоуровневым образованием, включающим наряду с эмпирическим и теоретическим уровнями и определенные мировоззренческие основания, методологические нормы и принципы. Представления и идеи, входящие в состав мировоззрения, становятся убеждениями человека, активно участвуют в формировании его позиции по отношению ко всем жизненно важным явлениям и событиям нашей страны, и в мире в целом.

Казахстанское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у молодого поколения. Поиск новых приоритетов идет преимущественно по пути сохранения и формирования традиционных ценностей полиэтнического населения Казахстана, а также в направлении по расширению информационного пространства. Приобщение к познанию и осмыслению основных исторических процессов и событий истории Казахстана играют важную роль в процессе духовно-нравственного воспитания молодых специалистов. История Казахстана является действенным фактором формирования мировоззрения студенчества. Условие его выработки - обогащение теоретическими знаниями. В свою очередь, мировоззренческий аспект составляет сердцевину всей системы воспитания гражданина Казахстана. Этот сложный процесс обусловлен тем, что идейная направленность воспитания представляет собой ядро самой структуры личности, ее духовный мир, сознание и повседневную деятельность. Мировоззренческими являются знания, отражающие коренные процессы и важнейшие моменты жизни общественности и способствующие правильному пониманию своеобразия социальной жизни в целом. Концепция преподавания истории Казахстана, помимо прочих проблем, определяет правовые основы в развитии исторического образования студенческой молодежи.

Мировоззренческие основы истории Казахстана складываются не только на базе исторических знаний, но и на основе критического переосмысления исторического опыта и уроков истории. Искажение прошлого, субъективная интерпретация любого факта ,как правило, влекут за собой одностороннюю трактовку вероятности будущего, усложняют выработку личностью реального осознания конкретной исторической ситуации. Чтобы дать целостный анализ исторического процесса во взаимодействии и во взаимовлиянии, необходимо обновить исследовательский инструментарий, обстоятельно сопоставить и подвергнуть сравнительной характеристике весь спектр теоретических наработок по сложным, да и противоречивым проблемам, а то и по разделам истории Казахстана.

В задачи настоящей типовой программы входило создание для студентов возможности комплексного, всестороннего восприятия опыта истории Казахстана с целью формирования патриотических убеждений и гуманизации мировоззрения. Практическая же сторона состоит в том, чтобы обеспечить учащимися условия достижения успешных, конструктивных результа¬тов. Безусловно, авторы не претендует на всеобщность и всесказанность. Это логично, если иметь ввиду, что за пользователями данной программы необходимо оставить право на выбор, ее творческое использование при создании рабочих программ, силлабусов.

С учетом специфики кредитной технологии обучения основное содержание настоящей типовой программы представлено не по разделам и темам, а по блокам, которые созданы по принципу опоры в соответствии с принципами периодизации истории Казахстана.

самал   28.09.2016 10:34
где можно взять типовую по современной истории казахстана? госпадин министр,пожалуйста, подскажите?
Айгуль   05.09.2016 16:28
Здравствуйте! С 2016-2017 учебного года в ВУЗах РК появилась новая дисциплина Современная История Казахстана. У кого есть ГОСО или Типовая Учебная программа по данному предмету? Или хотя бы подскажите какой период охватывает данная дисциплина?
-_-   03.06.2012 16:58
а скачать ее можно?
Айнура   25.09.2011 19:54
Да, данная типовая программа разработана для всех ВУЗов РК
Асхат   15.09.2010 20:53
Это программа действует по всему Казахстану?
Имя *:
Email: