Перспективы развития идеологии в Казахстане
Казахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быть отдано политической идеологии светского и демократического характера.
После краха коммунизма ведущими политическими идеологиями ХХ века стали неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, между которыми, как отмечают некоторые ученые, больше общего, чем различий. Страны, переходящие на новый путь развития в конце ХХ века, так или иначе, опираются на ценности и идеи этих идеологий. Так, в Японии был осуществлен удачный синтез неолиберальных западных ценностей с ценностями национальной религиозной идеологии (синтоизм, буддизм). Этот синтез привел к специфическому единству ценностей западного индивидуализма и восточного коллективизма (патернализма), нашедшего свою реализацию в специфических формах корпоративизма, демократизма, здорового консерватизма управленческого менеджмента.
Китайское руководство выбрало путь поэтапного перехода: курс на социал-демократический путь развития с опорой на традиционную буддийско-конфуцианскую традицию. Социал-демократический путь Китая, таким образом, также соединяет в себе ценности западной социал-демократии, восточного социализма, планируемого рынка и традиций конфуцианско-буддийского направления.
В Казахстане, как известно, не раз пропагандировались идеи идти западным или восточным путем. Однако опыт цивилизационного взаимодействия свидетельствует, что успехов в развитии государство достигает на пути синтеза восточных, западных и национальных ценностных ориентаций. Прежде всего, Казахстан должен ориентироваться на имеющиеся традиции, менталитет казахстанцев. Помимо этого, идеи демократической идеологии Запада во всех ее формах к концу ХХ столетия исчерпали свои исторические возможности. Во многих вопросах они морально устарели, и пойти по пути чистого неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии в их исторически сложившихся модификациях, означает вернуться в прошлое человеческой цивилизации. Поэтому перед казахстанским обществом стоит большая, но ответственная задача – создание единой концепции государственной идеологии.
Государственная идеология представляет собой систему знаний и ценностей, задающих цели и ориентиры развития общества. Она, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться люди, регулирует поведение граждан в обществе. Поэтому, государственная идеология, с одной стороны, должна направлять деятельность государственной власти, а с другой – управлять поведением людей.
В результате объявленной официальной деидеологизации в Казахстане была разрушена прежняя идеологическая структура общества. Вместе с тем, на протяжении истории государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. После распада СССР и краха коммунизма перед Казахстаном встала проблема выбора пути развития. Каким будет выбор – это зависит от конкретно-исторической ситуации, сложившейся в Казахстане. Исходя из тенденций глобального развития, некоторые исследователи полагают, что будущее всего человечества связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, и не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тоталитарного целого, а с гуманистическим обществом. Поэтому в процессе становления нового казахстанского общества будет осуществляться его ориентация на производство духовных ценностей. В связи с этим важнейшей государственной проблемой общества гуманизма будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров станет результатом производства знаний. Гуманистическое общество будет обществом знаний.
В новом казахстанском обществе должно быть гармоничное сочетание духовного, материального, физического и экологического совершенствования личности при приоритете ее духовного богатства. Духовное богатство человека должно стать основой его материального вознаграждения.
Историческая миссия Казахстана – стать духовным центром, объединяющим Восток и Запад, различные религиозные конфессии на основе идеологии гуманизма, принципов толерантности, уважения к инокультурам и каждому гражданину, при сохранении и развитии национальных традиций. Для этого необходимо современное казахстанское общество преобразовать так, чтобы знания, ценности создавались в его духовном, социальном, политическом и материальном производствах. Переориентация современного общества на производство знаний необходима, прежде всего, потому, что высшей ценностью нового общества должно быть формирование и развитие целостной личности.
После краха коммунизма ведущими политическими идеологиями ХХ века стали неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, между которыми, как отмечают некоторые ученые, больше общего, чем различий. Страны, переходящие на новый путь развития в конце ХХ века, так или иначе, опираются на ценности и идеи этих идеологий. Так, в Японии был осуществлен удачный синтез неолиберальных западных ценностей с ценностями национальной религиозной идеологии (синтоизм, буддизм). Этот синтез привел к специфическому единству ценностей западного индивидуализма и восточного коллективизма (патернализма), нашедшего свою реализацию в специфических формах корпоративизма, демократизма, здорового консерватизма управленческого менеджмента.
Китайское руководство выбрало путь поэтапного перехода: курс на социал-демократический путь развития с опорой на традиционную буддийско-конфуцианскую традицию. Социал-демократический путь Китая, таким образом, также соединяет в себе ценности западной социал-демократии, восточного социализма, планируемого рынка и традиций конфуцианско-буддийского направления.
В Казахстане, как известно, не раз пропагандировались идеи идти западным или восточным путем. Однако опыт цивилизационного взаимодействия свидетельствует, что успехов в развитии государство достигает на пути синтеза восточных, западных и национальных ценностных ориентаций. Прежде всего, Казахстан должен ориентироваться на имеющиеся традиции, менталитет казахстанцев. Помимо этого, идеи демократической идеологии Запада во всех ее формах к концу ХХ столетия исчерпали свои исторические возможности. Во многих вопросах они морально устарели, и пойти по пути чистого неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии в их исторически сложившихся модификациях, означает вернуться в прошлое человеческой цивилизации. Поэтому перед казахстанским обществом стоит большая, но ответственная задача – создание единой концепции государственной идеологии.
Государственная идеология представляет собой систему знаний и ценностей, задающих цели и ориентиры развития общества. Она, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться люди, регулирует поведение граждан в обществе. Поэтому, государственная идеология, с одной стороны, должна направлять деятельность государственной власти, а с другой – управлять поведением людей.
В результате объявленной официальной деидеологизации в Казахстане была разрушена прежняя идеологическая структура общества. Вместе с тем, на протяжении истории государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. После распада СССР и краха коммунизма перед Казахстаном встала проблема выбора пути развития. Каким будет выбор – это зависит от конкретно-исторической ситуации, сложившейся в Казахстане. Исходя из тенденций глобального развития, некоторые исследователи полагают, что будущее всего человечества связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, и не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тоталитарного целого, а с гуманистическим обществом. Поэтому в процессе становления нового казахстанского общества будет осуществляться его ориентация на производство духовных ценностей. В связи с этим важнейшей государственной проблемой общества гуманизма будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров станет результатом производства знаний. Гуманистическое общество будет обществом знаний.
В новом казахстанском обществе должно быть гармоничное сочетание духовного, материального, физического и экологического совершенствования личности при приоритете ее духовного богатства. Духовное богатство человека должно стать основой его материального вознаграждения.
Историческая миссия Казахстана – стать духовным центром, объединяющим Восток и Запад, различные религиозные конфессии на основе идеологии гуманизма, принципов толерантности, уважения к инокультурам и каждому гражданину, при сохранении и развитии национальных традиций. Для этого необходимо современное казахстанское общество преобразовать так, чтобы знания, ценности создавались в его духовном, социальном, политическом и материальном производствах. Переориентация современного общества на производство знаний необходима, прежде всего, потому, что высшей ценностью нового общества должно быть формирование и развитие целостной личности.
Димаш 25.02.2016 02:27 Как же вы умело сотрясаете воздух. Ничего полезного не вывел из этой статьи.
|