Понятие метода в социологии. Функции и методы социологии.
Функции и методы социологии. Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.
Метод (от греч. Methods – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие « метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос и т.д.
В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно - научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.
К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.
Одной из важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование ( принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и др., к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и др.
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях.
Познавательная функция. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.
Практическая функция. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
В конечном счете, эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.
Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.
Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.
Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественных жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
Мировоззренческая функция. Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
Гуманистическая функция. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность.
Метод (от греч. Methods – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие « метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос и т.д.
В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно - научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.
К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.
Одной из важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование ( принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и др., к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и др.
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях.
Познавательная функция. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.
Практическая функция. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
В конечном счете, эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.
Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.
Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.
Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественных жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
Мировоззренческая функция. Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
Гуманистическая функция. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность.
Основная литература:
В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48.
В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28.
Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19.
Дополнительная литература:
А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.