Возможности интерактивных устройств SMART
Интерактивная доска становится эффективным инструментом, позволяющим решать не только образовательные, но и, при необходимости, коррекционные задачи в психологических центрах при работе с детьми с трудностями развития, а так же - с серьезными патологиями. Последнее требует более внимательного изучения, практически индивидуального мониторинга детей с теми или иными нарушениями развития.
Доска как интерактивная поверхность может быть эффективным устройством для игры, во время которой ребенок активно развивается: происходит саморазвертывание системы, ее расширение. Играя в новой среде, имеющей большие и разнообразные возможности, ребенок учится управлять (поначалу манипулировать) сложной средой, моделировать различные ситуации.
Если педагог (взрослый) через игру сначала управляет (направляет) развитие ребенка, то постепенно v по мере роста своих моделирующих способностей, ребенок учится успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать. Это очень важное коммуникативное качество.
Для процессов игры и управления могут быть использованы:
• цветовые (визуальные) возможности, например, смена цвета поверхности может выступать негласным знаком, командой;
• разнообразные касания (тактильные) возможности, например, ребенок может касаться и создавать изображение по очереди всеми пальцами, без использования дополнительных средств; здесь реализуется его творческая креативная функция и способность оценивать и исправлять создаваемый материал;
• информационные возможности, базы данных, накопленные по данному ребенку; это важно при переходе на новые этапы коррекции от специалиста к специалисту.
Для работы со сложными детьми выявляется дополнительный круг возможностей, который, однако, требует изучения и проверки. Вопрос связан с компенсаторными возможностями, которые существуют у всяких сложных систем через образование новых связей, создание иных дополнительных Функциональных Органов, позволяющих создать необходимые точки опоры для рождения новых стартов.
Внешнее интерактивное устройство может выступать как поддержка, своеобразный обходной путь, коррекционная компенсаторная возможность (временный протез) для формирования внутри системы необходимых связей. Это можно рассматривать как процесс возникновения новых форм обратных связей (коммуникаций).
Интерактивные инструменты (доска) становятся средовым компонентом, который может мягко регулировать внутрисистемные процессы; стимулировать человека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовывать ребенка для решения каких-либо задач, усиливать его мотивацию.
При этом человек остается самостоятельной креативной системой. Он способен овладеть данными возможностями и целенаправленно использовать их для поддержания своей устойчивости и сбалансированности.
Интерактивные (с высоким уровнем обратной связи) доски можно использовать и в коррекционной работе специалистам логопедам и психологам, развивать на их основе соответствующие методики.
Упражнения с интерактивной доской как визуально-тактильной средой.
Всякое взаимодействие может быть как внешним v отношения, игра с другими, так и аутовзаимодействием v сонастройка с собой. И та, и другая формы есть процесс взаимодействия с системными объектами. Человек должен научиться воспринимать не только другого, но и себя как сложную систему. (Это значительно меняет его самовосприятие и устойчивость).
Коммуникация внешнего типа:
Могут успешно развиваться на основе упражнения "Ладушки": вырабатывают принцип взаимодействия с миром, создают практику сонастройки.
Коммуникации внутреннего типа (сонастройки) могут производиться на основе:
• упражнений на пересечение середины;
• упражнений с системами восприятия внешнего мира;
• упражнений баланса через работу со средней линией;
• индивидуальных расширений.
Придумывание отдельных упражнений на основе принципа баланса. Создание индивидуального комплекса упражнений.
Индивидуальные расширения могут основываться на том факте, что внутренние и внешние взаимодействия постоянно корректируют друг друга и телесная внутренняя коммуникация постоянно получает поддержку в визуальной среде. Выполнение отдельных упражнений не в воздухе, а на плоской поверхности может рассматриваться как новое расширение, дающее определенную специфику установления баланса. Такими упражнениями, например, могут быть из указанных "знак бесконечности", "перекрестные движения", а так же другие. Важно, что их разработка так же нередко происходит в режиме интерактива, "здесь и сейчас", проявляет свою наибольшую эффективность при активном участии того, кому помогают.
Данная система упражнений имеет ценность как тестирующая и коррекционная техника.
Тестирующий подход определяет нарушенную меру, а коррекционный v те приемы, которые сохраняют уровень оптимальности помощи, обеспечивают безопасность выполняемых упражнений. В сложных системах это очень важное обстоятельство, так как нет явных критериев оптимальности на все случаи жизни.
Доска как интерактивная поверхность может быть эффективным устройством для игры, во время которой ребенок активно развивается: происходит саморазвертывание системы, ее расширение. Играя в новой среде, имеющей большие и разнообразные возможности, ребенок учится управлять (поначалу манипулировать) сложной средой, моделировать различные ситуации.
Если педагог (взрослый) через игру сначала управляет (направляет) развитие ребенка, то постепенно v по мере роста своих моделирующих способностей, ребенок учится успешно проявлять свою самостоятельность и сотрудничать. Это очень важное коммуникативное качество.
Для процессов игры и управления могут быть использованы:
• цветовые (визуальные) возможности, например, смена цвета поверхности может выступать негласным знаком, командой;
• разнообразные касания (тактильные) возможности, например, ребенок может касаться и создавать изображение по очереди всеми пальцами, без использования дополнительных средств; здесь реализуется его творческая креативная функция и способность оценивать и исправлять создаваемый материал;
• информационные возможности, базы данных, накопленные по данному ребенку; это важно при переходе на новые этапы коррекции от специалиста к специалисту.
Для работы со сложными детьми выявляется дополнительный круг возможностей, который, однако, требует изучения и проверки. Вопрос связан с компенсаторными возможностями, которые существуют у всяких сложных систем через образование новых связей, создание иных дополнительных Функциональных Органов, позволяющих создать необходимые точки опоры для рождения новых стартов.
Внешнее интерактивное устройство может выступать как поддержка, своеобразный обходной путь, коррекционная компенсаторная возможность (временный протез) для формирования внутри системы необходимых связей. Это можно рассматривать как процесс возникновения новых форм обратных связей (коммуникаций).
Интерактивные инструменты (доска) становятся средовым компонентом, который может мягко регулировать внутрисистемные процессы; стимулировать человека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовывать ребенка для решения каких-либо задач, усиливать его мотивацию.
При этом человек остается самостоятельной креативной системой. Он способен овладеть данными возможностями и целенаправленно использовать их для поддержания своей устойчивости и сбалансированности.
Интерактивные (с высоким уровнем обратной связи) доски можно использовать и в коррекционной работе специалистам логопедам и психологам, развивать на их основе соответствующие методики.
Упражнения с интерактивной доской как визуально-тактильной средой.
Всякое взаимодействие может быть как внешним v отношения, игра с другими, так и аутовзаимодействием v сонастройка с собой. И та, и другая формы есть процесс взаимодействия с системными объектами. Человек должен научиться воспринимать не только другого, но и себя как сложную систему. (Это значительно меняет его самовосприятие и устойчивость).
Коммуникация внешнего типа:
Могут успешно развиваться на основе упражнения "Ладушки": вырабатывают принцип взаимодействия с миром, создают практику сонастройки.
Коммуникации внутреннего типа (сонастройки) могут производиться на основе:
• упражнений на пересечение середины;
• упражнений с системами восприятия внешнего мира;
• упражнений баланса через работу со средней линией;
• индивидуальных расширений.
Придумывание отдельных упражнений на основе принципа баланса. Создание индивидуального комплекса упражнений.
Индивидуальные расширения могут основываться на том факте, что внутренние и внешние взаимодействия постоянно корректируют друг друга и телесная внутренняя коммуникация постоянно получает поддержку в визуальной среде. Выполнение отдельных упражнений не в воздухе, а на плоской поверхности может рассматриваться как новое расширение, дающее определенную специфику установления баланса. Такими упражнениями, например, могут быть из указанных "знак бесконечности", "перекрестные движения", а так же другие. Важно, что их разработка так же нередко происходит в режиме интерактива, "здесь и сейчас", проявляет свою наибольшую эффективность при активном участии того, кому помогают.
Данная система упражнений имеет ценность как тестирующая и коррекционная техника.
Тестирующий подход определяет нарушенную меру, а коррекционный v те приемы, которые сохраняют уровень оптимальности помощи, обеспечивают безопасность выполняемых упражнений. В сложных системах это очень важное обстоятельство, так как нет явных критериев оптимальности на все случаи жизни.