I. Актуализация.
Опрос изученного материала. Задаю учащимся вопросы, требующие активной работы мысли и простого воспроизведения имеющихся знаний.
1.Что такое инерция?
2. Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится?
3. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился: а) вперед по направлению движения поезда; б) назад против движения поезда; в) вбок. На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных способов?
4. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
5. Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения?
II. Изучение новых понятий и способов действия.
Объявляю цель этого урока: «Вы уже знаете, что при равномерном движении тела движутся с постоянной скоростью. А теперь рассмотрим явления, в результате которых тело меняет свою скорость». Выдвигаю проблему урока:
– Приходилось ли вам наблюдать случаи, когда тела сами по себе начинали двигаться?
Некоторые учащиеся думают, что люди и животные начинают двигаться без воздействия других тел. Не утверждая и не отрицая предположений учащихся, перехожу к демонстрации опыта: на демонстрационный стол ставится тележка, а около нее – указатель положения. Обращаю внимание учащихся на то, что тележка находится в покое относительно указателя положения, то есть υ=0.
– Может ли тележка прийти в движение сама по себе?
По единодушному мнению учащихся, это невозможно. Предлагается придумать способы, применив которые удается привести тележку в движение. Учащиеся предлагают свои варианты решения:
– Толкнуть тележку рукой.
– Тащить за нитку, прикрепленную к тележке.
– Двигать тележку, действуя палкой.
– Тележку можно двигать магнитом.
Варианты ответов учащихся проверяем на опытах с тележкой и металлическим шаром. Обращается внимание учащихся на наличие второго тела, производящего из-менения положения тела, то есть скорости. Делается вывод: для того чтобы скорость тела изменилась, на него должно подействовать другое тело.
– Действует ли тело, которое пришло в движение, на тело, которое приводит его в движение?
Наблюдая движение тележки под действием магнита, которое держим в руках, учащиеся делают вывод, что только магнит действует на тележку, а тележка на магнит не действует. Этот вывод учащихся опровергается следующим опытом: магнит, который держали в руке, положим на вторую тележку. После этого обе тележки приходят в движение. Вывод: оказывается, оба магнита действуют друг на друга. Этот вывод можно подтвердить еще одним опытом: два ученика находятся на двух легкоподвижных тележках. Когда один ученик толкает другого, оба начинают двигаться.
Далее тележки ставим обращенными друг к другу буферными пружинами. Одну из тележек приводим в движение так, чтобы она столкнулась со второй, неподвижно стоящей на столе. При этом вторая тележка приходит в движение, а первая останавливается. Выясняя причины изменения скоростей тележек, учащиеся делают вывод: тележки при столкновении действовали друг на друга. Происходит взаимодействие, то есть в этом случае говорят, что тела взаимодействуют друг с другом.
– Летящий камень разбил стекло. Производит ли действие стекло на камень?
– Да. Стекло также действует на камень, скорость камня при этом уменьшается. Следовательно, стекло с камнем взаимодействовали.
Создаю новую проблемную ситуацию. Показываю учащимся тележку, на которой укреплена линейка, удерживаемая нитяной петелькой в изогнутом положении. «Удастся ли привести в движение эту тележку, если пережечь нить?» Учащиеся убеждены, что тележка придет в движение. Выслушав мнения и предложения учащихся, пережигаем нить. Стальная линейка резко выпрямляется, а тележка, вопреки ожиданиям большинства учащихся, по-прежнему остается в покое.
– Почему тележка не пришла в движение?
Учащиеся теперь догадываются, что тут не было второго тела, с которым могла бы взаимодействовать тележка с линейкой, так как пружина (линейка) не является другим телом, а является частью тележки. Без взаимодействия с другим телом изменить скорость тележки невозможно.
– Каким же образом привести тележку в движение, используя изогнутую пружину? Учащиеся предлагают проделать опыт: к тележке с изогнутой линейкой пододвинуть вторую тележку, после чего пережечь нить. Проделываем опыт, и учащиеся убеждаются в правильности своего вывода,
Возвращаемся к вопросу, заданному в начале урока о движении людей и животных. Тогда учащиеся предполагали, что люди и животные начинают двигаться без воздействия других тел. Сопоставляем эти мнения учащихся с результатами последнего опыта. Выясняется наличие второго тела, производящего действие на ноги людей и животных при ходьбе. Такими телами являются поверхность Земли, пол и т. п. Здесь интересна и убедительна для учащихся демонстрация опыта: ученику предлагаем перешагнуть с одной тележки на другую. При отталкивании ногой тележка начинает двигаться в другую сторону.
После этого предлагается привести примеры взаимодействия тел. Учащиеся приводят примеры возможных случаев взаимодействия: при непосредственном прикосновении тел; через промежуточную материальную среду: в комнате захлопнули дверь и открылась форточка. Действие двери передалось на форточку через промежуточную среду – воздух.
III. Формирование умений и навыков.
Для закрепления изученного предлагаю качественные проблемные задачи.
1. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? Почему книга находится в покое?
2. Взаимодействием каких тел обусловливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки при выстреле; вращение крыльев ветряного двигателя?
3. Приведите 3-5 названий тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение (или изменить направление своего движения).
IV. Задание на дом.
V. Итоги урока.
Теперь уже мы знаем, что при взаимодействии тел изменяется их скорость. Следовательно, причиной изменения скорости тел является их взаимодействие.
V. Оценка знаний.