Итоги работы Министерства образования РК за 2013 год
Астана. Сегодня на расширенной коллегии Министерства образования и науки РК подведены итоги работы ведомства в 2013 году и обсуждены основные задачи развития сферы в свете нового Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Перед началом коллегии Гульшара Абдыкаликова ознакомилась с выставкой, на которой представлены новые проекты коммерциализации науки, современные разработки в робототехнике, инновационные технологии в дошкольном, среднем, профессиональном и техническом, высшем образовании.
Коллегию открыл министр образования и науки Аслан Саринжипов, выступив с основным докладом о состоянии и перспективах развития образования и науки в свете Послания Президента народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
В своем выступлении глава ведомства остановился на текущих вопросах образования и науки, в том числе и на проблемах – это низкое качество знаний учащихся, дефицит ученических мест (около 113 тыс.), качество строительства школ, низкая доля трудоустройства выпускников колледжей, высокой степени коррупции в вузах и низком качестве обучения, неэффективности научных исследований. Затем министр подробно рассказал о задачах, стоящих перед министерством.
В сфере дошкольного образования текущем году будут разработаны концептуальные основы раннего развития детей. С сентября в детских садах начнут использоваться обновленные программы. Новый госзаказ будет предусматривать увеличение грантов для педагогов дошкольного образования.
В среднем образования на основе опыта Назарбаев интеллектуальных школ планируется обновление действующего стандарта 11-летнего образования. Параллельно с этим будет идти разработка новых стандартов начальной, основной и старшей школы. Будут улучшены программы повышения квалификации и подготовки педагогов новой формации. Планируемый охват – 120 тыс. чел. Акцент будет сделан на сельских учителей. В 2014-2016 гг. министерство планирует строительство 192 школ взамен аварийных, трехсменных школ и для решения вопросов дефицита ученических мест и демографического роста. Это позволит к 2016 году сократить долю трехсменных в 13 раз (с 1,3% до 0,1), аварийных в два раза (с 2,5% до 1,2%).
Перед системой ТиПО поставлены следующие задачи: развитие системы дуального обучения; обеспечение доступа к получению первой технической профессии; достижение доли выпускников, прошедших сертификацию в сообществе работодателей, до 25%.
Большая работа предстоит в системе высшего образования. Действующее законодательство будет адаптировано к новым условиям. До конца 2014 года в 10 вузах будут действовать наблюдательные советы. С 2015 учебного года пилотной группе вузов планируется предоставить автономию. Будет сформирован интегрированный Классификатор специальностей и госзаказ на подготовку кадров будет ориентирован на приоритеты ФИИР. В ближайшее время будет создана эффективная система поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью. С 1 января 2016 года размер студенческих стипендий повысится на 25%.
Развитие науки будет идти по 3 направлениям. С 2015 года реализация целевых научно-технических программ будет максимально ориентироваться на приоритеты ФИИР. С учетом приоритетов ГПФИИР будет проведена модернизация тематики докторских диссертаций. К 2016 году будут подготовлены 1000 докторов PhD не только за счет госгрантов, но и в рамках грантового и программно-целевого финансирования. В 2015 году ряд вузов и НИИ, национальные и инженерные лаборатории будут укомплектованы современным научным оборудованием и материалами.
Как отметил глава ведомства, успешная реализация поставленных задач во многом зависит от активности местных исполнительных органов
На предстоящий период Министерство намерено улучшить основные показатели сферы образования и науки, в том числе в рамках Меморандумов, подписанных между МОН РК и акиматами областей, гг. Астаны и Алматы.
На секционных заседаниях коллегии МОН эксперты и специалисты обсудили основные направления дошкольного и среднего образования, приоритетные направления системы ТиПО, текущее состояние и перспективы высшего образования, стратегия развития науки и основные задачи государственной молодежной политики на предстоящий период (2014-2016 гг.).
На коллегию МОН приглашены представители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра РК, центральных госорганов, Профсоюза работников образования и науки, руководители научных центров и институтов, организаций образования, управлений образования регионов, республиканских молодежных организаций и высших учебных заведений.
Перед началом коллегии Гульшара Абдыкаликова ознакомилась с выставкой, на которой представлены новые проекты коммерциализации науки, современные разработки в робототехнике, инновационные технологии в дошкольном, среднем, профессиональном и техническом, высшем образовании.
Коллегию открыл министр образования и науки Аслан Саринжипов, выступив с основным докладом о состоянии и перспективах развития образования и науки в свете Послания Президента народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
В своем выступлении глава ведомства остановился на текущих вопросах образования и науки, в том числе и на проблемах – это низкое качество знаний учащихся, дефицит ученических мест (около 113 тыс.), качество строительства школ, низкая доля трудоустройства выпускников колледжей, высокой степени коррупции в вузах и низком качестве обучения, неэффективности научных исследований. Затем министр подробно рассказал о задачах, стоящих перед министерством.
В сфере дошкольного образования текущем году будут разработаны концептуальные основы раннего развития детей. С сентября в детских садах начнут использоваться обновленные программы. Новый госзаказ будет предусматривать увеличение грантов для педагогов дошкольного образования.
В среднем образования на основе опыта Назарбаев интеллектуальных школ планируется обновление действующего стандарта 11-летнего образования. Параллельно с этим будет идти разработка новых стандартов начальной, основной и старшей школы. Будут улучшены программы повышения квалификации и подготовки педагогов новой формации. Планируемый охват – 120 тыс. чел. Акцент будет сделан на сельских учителей. В 2014-2016 гг. министерство планирует строительство 192 школ взамен аварийных, трехсменных школ и для решения вопросов дефицита ученических мест и демографического роста. Это позволит к 2016 году сократить долю трехсменных в 13 раз (с 1,3% до 0,1), аварийных в два раза (с 2,5% до 1,2%).
Перед системой ТиПО поставлены следующие задачи: развитие системы дуального обучения; обеспечение доступа к получению первой технической профессии; достижение доли выпускников, прошедших сертификацию в сообществе работодателей, до 25%.
Большая работа предстоит в системе высшего образования. Действующее законодательство будет адаптировано к новым условиям. До конца 2014 года в 10 вузах будут действовать наблюдательные советы. С 2015 учебного года пилотной группе вузов планируется предоставить автономию. Будет сформирован интегрированный Классификатор специальностей и госзаказ на подготовку кадров будет ориентирован на приоритеты ФИИР. В ближайшее время будет создана эффективная система поддержки студентов и учащихся с высокой успеваемостью. С 1 января 2016 года размер студенческих стипендий повысится на 25%.
Развитие науки будет идти по 3 направлениям. С 2015 года реализация целевых научно-технических программ будет максимально ориентироваться на приоритеты ФИИР. С учетом приоритетов ГПФИИР будет проведена модернизация тематики докторских диссертаций. К 2016 году будут подготовлены 1000 докторов PhD не только за счет госгрантов, но и в рамках грантового и программно-целевого финансирования. В 2015 году ряд вузов и НИИ, национальные и инженерные лаборатории будут укомплектованы современным научным оборудованием и материалами.
Как отметил глава ведомства, успешная реализация поставленных задач во многом зависит от активности местных исполнительных органов
На предстоящий период Министерство намерено улучшить основные показатели сферы образования и науки, в том числе в рамках Меморандумов, подписанных между МОН РК и акиматами областей, гг. Астаны и Алматы.
На секционных заседаниях коллегии МОН эксперты и специалисты обсудили основные направления дошкольного и среднего образования, приоритетные направления системы ТиПО, текущее состояние и перспективы высшего образования, стратегия развития науки и основные задачи государственной молодежной политики на предстоящий период (2014-2016 гг.).
На коллегию МОН приглашены представители Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра РК, центральных госорганов, Профсоюза работников образования и науки, руководители научных центров и институтов, организаций образования, управлений образования регионов, республиканских молодежных организаций и высших учебных заведений.
06.02.2014 22:11 2457 0