Внедрение дуальной системы обучения в системе технического и профессионального образования
Уважаемые участники Семинара!
За прошедшие 2 года у нас с вами – и у работников образования, и у бизнесменов- работодателей – произошло коренное изменение сознания в вопросах подготовки профессионально-технических кадров.
Теперь мы начинаем говорить на одном языке - языке реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства и развития страны.
Ключевое значение в этом сыграли, на мой взгляд, два главных момента.
Во-первых, принятие и начало реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, инициированной Лидером нации, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым.
Во-вторых, его же инициатива о создании Национального совета по подготовке кадров с участием представителей бизнеса.
Первый фактор обусловил принципиальный и на годы вперед рост потребности экономики в специалистах с совершенно новым уровнем профессиональной подготовки.
Второй – оказал системное воздействие на механизмы роста предложения таких специалистов на рынке труда, ориентировав систему профессионального образования на потребности бизнеса.
Такое одновременное стимулирование и спроса, и предложения дает весомый синергетический эффект и основу для кардинального изменения ситуации в данном вопросе.
В результате уже к сегодняшнему дню в Казахстане сформирована принципиально новая система управления техническим и профессиональным образованием – такого у нас еще никогда не было.
Ее вершина - очень авторитетный Национальный совет по подготовке кадров под председательством Премьер-Министра страны К.К.Масимова.
В его составе - первые руководители органов государственного управления, крупнейших компаний и бизнес-ассоциаций Казахстана.
Созданы соответствующие Отраслевые и Региональные советы.
В нашем лексиконе впервые появился термин «профессиональные стандарты» как требования, что должен знать и уметь каждый выпускник, чтобы удовлетворять требованиям работодателя, и его не приходилось переучивать.
Причем, эти стандарты формируются именно запросами работодателей.
Создан Холдинг «Кэсткор», где мы формируем сеть Межрегиональных центров и колледжей мирового уровня, систему анализа и освоения самого передового мирового опыта.
И в этой новой совокупности механизмов подготовки специалистов важное место должна занять дуальная система обучения, которая прекрасно зарекомендовала себя в целом ряде развитых стран.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель даже назвала ее в числе главнейших основ успешного развития Германии, в ней задействованы свыше 600 тысяч предприятий.
Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.
Это дает следующие преимущества.
Во-первых, обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны.
Во-вторых, будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения.
А это уже весьма высокий уровень мотивации.
В-третьих, обеспечивается гораздо более высокий, чем ранее, уровень востребованности выпускников и их трудоустройства.
Это даст значимый социально-экономический эффект уже в масштабах всей страны.
Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы проанализировать уже имеющийся в Казахстане опыт внедрения дуальной системы.
Понять, почему она не развивается, по каким причинам пока нет массовой заинтересованности предприятий, что тормозит их взаимодействие с организациями образования.
И выйти на постановку важнейших задач в этом деле.
Что касается уже имеющегося опыта, то могу отметить следующее.
Отдельные мероприятия по внедрению дуальной системы у нас начались еще в конце 90-х годов - на базе трех организаций ТиПО вАлматы, Павлодаре и Акмолинской области совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству GIZ.
Особого внимания заслуживает опыт дуального обучения в горнодобывающей отрасли в двух колледжах корпорации «Казахмыс» и на Павлодарском электролизном заводе (колледж №7).
Элементы дуальной подготовки кадров сегодня используются в 96 учебных заведениях ТиПО в таких отраслях как сельское хозяйство, транспорт, металлургия, машиностроение, нефтегазовое и химическое производство и др.
Они освоены в сотрудничестве с такими крупными компаниями, как Национальный холдинг «КазАгро», «Казахстан Teмip Жолы», «АрселорМиттал Темиртау», «Донской горно-обогатительный комбинат», «Казахстан Инжиниринг», «КазМунайГаз» и другими.
Думаю, участники Семинара расскажут о таком опыте.
То есть, определенные практические наработки уже имеются.
Есть и определенная законодательная база.
В частности, в Закон «Об образовании» введено понятие «кооперативное обучение» и новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования».
Определены основные направления взаимодействия работодателей и организаций образования в подготовке специалистов, организации профессиональной практики, трудоустройстве, оценке профессиональной квалификации выпускников.
Еще раз подчеркну, что сейчас образование и бизнес уже не дискутируют, каких специалистов надо и не надо готовить, а ведут конструктивный диалог, как это делать вместе.
Это огромный плюс.
Но для этого, в процессе широкого освоения дуальной системы, наверняка потребуется дальнейшее совершенствование законодательства.
В первую очередь, для развития мотивации бизнеса к участию в данной сфере.
Прошу участников Семинара обратить внимание на этот вопрос.
Министерство образования и науки совместно с другими министерствами будет поддерживать продвижение таких предложений.
Теперь о предстоящих задачах.Думаю, в последующей работе надо будет предусмотреть следующие меры.
Во-первых, в каждом регионе и отрасли четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения.
Во-вторых, отраслевым и региональным советам необходимо:
определить перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования;
выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
В-третьих, разработать совместно с НЭПК «Союз «Атамекен», отраслевыми советами, объединениями работодателей рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения.
В-четвертых, обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе.
В-пятых, Управлениям образования заключить договора с предприятиями по обеспечению до 60-70% учебного времени на практику на предприятиях.
В-шестых, ввести обязательную (один раз в год) стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях.
Сегодня многие учебные заведения ТиПО изъявили желание и готовность работать по дуальной системе.
Чувствуется хороший настрой и позитивный дух.
Это радует.
Мы видим большой потенциал в развитии партнерства.
Уверен, семинар станет генератором новых идей для продвижения прогрессивных форм подготовки кадров.
Поэтому рекомендации нашего Семинара надо будет довести до всех структур ТиПО, бизнес-ассоциаций, заинтересованных предприятий, местных исполнительных органов.
И проводить такие семинары регулярно - раз в квартал, активно поощрять и стимулировать предприятия и колледжи, действующие по такой системе.
Это в наших общих интересах.
Спасибо за внимание!
За прошедшие 2 года у нас с вами – и у работников образования, и у бизнесменов- работодателей – произошло коренное изменение сознания в вопросах подготовки профессионально-технических кадров.
Теперь мы начинаем говорить на одном языке - языке реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства и развития страны.
Ключевое значение в этом сыграли, на мой взгляд, два главных момента.
Во-первых, принятие и начало реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, инициированной Лидером нации, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым.
Во-вторых, его же инициатива о создании Национального совета по подготовке кадров с участием представителей бизнеса.
Первый фактор обусловил принципиальный и на годы вперед рост потребности экономики в специалистах с совершенно новым уровнем профессиональной подготовки.
Второй – оказал системное воздействие на механизмы роста предложения таких специалистов на рынке труда, ориентировав систему профессионального образования на потребности бизнеса.
Такое одновременное стимулирование и спроса, и предложения дает весомый синергетический эффект и основу для кардинального изменения ситуации в данном вопросе.
В результате уже к сегодняшнему дню в Казахстане сформирована принципиально новая система управления техническим и профессиональным образованием – такого у нас еще никогда не было.
Ее вершина - очень авторитетный Национальный совет по подготовке кадров под председательством Премьер-Министра страны К.К.Масимова.
В его составе - первые руководители органов государственного управления, крупнейших компаний и бизнес-ассоциаций Казахстана.
Созданы соответствующие Отраслевые и Региональные советы.
В нашем лексиконе впервые появился термин «профессиональные стандарты» как требования, что должен знать и уметь каждый выпускник, чтобы удовлетворять требованиям работодателя, и его не приходилось переучивать.
Причем, эти стандарты формируются именно запросами работодателей.
Создан Холдинг «Кэсткор», где мы формируем сеть Межрегиональных центров и колледжей мирового уровня, систему анализа и освоения самого передового мирового опыта.
И в этой новой совокупности механизмов подготовки специалистов важное место должна занять дуальная система обучения, которая прекрасно зарекомендовала себя в целом ряде развитых стран.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель даже назвала ее в числе главнейших основ успешного развития Германии, в ней задействованы свыше 600 тысяч предприятий.
Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.
Это дает следующие преимущества.
Во-первых, обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать именно таких специалистов, какие им нужны.
Во-вторых, будущие специалисты учатся гораздо более осознанно и заинтересованно, стремятся закрепиться на данном предприятии после обучения.
А это уже весьма высокий уровень мотивации.
В-третьих, обеспечивается гораздо более высокий, чем ранее, уровень востребованности выпускников и их трудоустройства.
Это даст значимый социально-экономический эффект уже в масштабах всей страны.
Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы проанализировать уже имеющийся в Казахстане опыт внедрения дуальной системы.
Понять, почему она не развивается, по каким причинам пока нет массовой заинтересованности предприятий, что тормозит их взаимодействие с организациями образования.
И выйти на постановку важнейших задач в этом деле.
Что касается уже имеющегося опыта, то могу отметить следующее.
Отдельные мероприятия по внедрению дуальной системы у нас начались еще в конце 90-х годов - на базе трех организаций ТиПО вАлматы, Павлодаре и Акмолинской области совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству GIZ.
Особого внимания заслуживает опыт дуального обучения в горнодобывающей отрасли в двух колледжах корпорации «Казахмыс» и на Павлодарском электролизном заводе (колледж №7).
Элементы дуальной подготовки кадров сегодня используются в 96 учебных заведениях ТиПО в таких отраслях как сельское хозяйство, транспорт, металлургия, машиностроение, нефтегазовое и химическое производство и др.
Они освоены в сотрудничестве с такими крупными компаниями, как Национальный холдинг «КазАгро», «Казахстан Teмip Жолы», «АрселорМиттал Темиртау», «Донской горно-обогатительный комбинат», «Казахстан Инжиниринг», «КазМунайГаз» и другими.
Думаю, участники Семинара расскажут о таком опыте.
То есть, определенные практические наработки уже имеются.
Есть и определенная законодательная база.
В частности, в Закон «Об образовании» введено понятие «кооперативное обучение» и новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования».
Определены основные направления взаимодействия работодателей и организаций образования в подготовке специалистов, организации профессиональной практики, трудоустройстве, оценке профессиональной квалификации выпускников.
Еще раз подчеркну, что сейчас образование и бизнес уже не дискутируют, каких специалистов надо и не надо готовить, а ведут конструктивный диалог, как это делать вместе.
Это огромный плюс.
Но для этого, в процессе широкого освоения дуальной системы, наверняка потребуется дальнейшее совершенствование законодательства.
В первую очередь, для развития мотивации бизнеса к участию в данной сфере.
Прошу участников Семинара обратить внимание на этот вопрос.
Министерство образования и науки совместно с другими министерствами будет поддерживать продвижение таких предложений.
Теперь о предстоящих задачах.Думаю, в последующей работе надо будет предусмотреть следующие меры.
Во-первых, в каждом регионе и отрасли четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения.
Во-вторых, отраслевым и региональным советам необходимо:
определить перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования;
выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
В-третьих, разработать совместно с НЭПК «Союз «Атамекен», отраслевыми советами, объединениями работодателей рекомендации для предприятий по внедрению дуальной модели обучения.
В-четвертых, обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе.
В-пятых, Управлениям образования заключить договора с предприятиями по обеспечению до 60-70% учебного времени на практику на предприятиях.
В-шестых, ввести обязательную (один раз в год) стажировку преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на предприятиях.
Сегодня многие учебные заведения ТиПО изъявили желание и готовность работать по дуальной системе.
Чувствуется хороший настрой и позитивный дух.
Это радует.
Мы видим большой потенциал в развитии партнерства.
Уверен, семинар станет генератором новых идей для продвижения прогрессивных форм подготовки кадров.
Поэтому рекомендации нашего Семинара надо будет довести до всех структур ТиПО, бизнес-ассоциаций, заинтересованных предприятий, местных исполнительных органов.
И проводить такие семинары регулярно - раз в квартал, активно поощрять и стимулировать предприятия и колледжи, действующие по такой системе.
Это в наших общих интересах.
Спасибо за внимание!
06.04.2012 09:57 6457 0