Выступление министра образования РК
Вчера в городе Тараз состоялась встреча министра образования Бакытжана Жумагулова с активом Жамбылской области по разъяснению и пропаганде Послания Главы государства.
Уважаемые коллеги!
Рад встрече с вами и готов обсудить те задачи, которые поставил Лидер нации, Президент Республики Казахстан НА.Назарбаев в своем Послании «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
При этом надо отметить, что сегодня в мире продолжается влияние экономического кризиса, во многих странах идет сокращение социальных программ - это видно на примерах Греции, Испании, Великобритании и т.д.
В то же время наш Президент выдвигает мощную программу социального развития, существенного увеличения средств на социальные проекты, в том числе на образование и науку.
Это яркое свидетельство неизменности курса на развитие человеческого капитала, заботу о человеке, который всегда был важнейшим приоритетом политики Главы государства.
У нас достигнуты весомые успехи.
В 2011 году экономика страны выросла на 7,5%, ВВП на душу населения превысил 11 тысяч долларов.
В глобальном рейтинге по уровню национального благосостояния Казахстан занял 50-е место.
В рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса у нас почетное 47 место, впереди всех стран СНГ, и мы вошли в группу стран с уровнем доходов выше среднего.
Казахстан занимает третье место в мире среди самых динамичных экономик, пропустив вперед лишь Китай и Катар.
Это очень важный успех.
Теперь перед страной в Послании поставлены новые задачи по десяти важнейшим направлениям.
Первое. Занятость казахстанцев.
Здесь работа ведется постоянно, особенно в рамках программы индустриализации, по ней за 2 года создано 200 тысяч рабочих мест.
Правительством уже утверждена принципиально новая Программа обеспечения занятости, она испытана в пилотном режиме с участием почти 60-ти тысяч человек.
Теперь стоят задачи создания эффективной системы обучения и трудоустройства, развития предпринимательства на селе, мобильности трудовых ресурсов и т.д.
На эти цели в 2012 году дополнительно выделяется 11,8 млрд. тенге.
К 2020 году мы должны трудоустроить на качественную работу 1,5 млн. человек.
Второе. Доступное жильё.
В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья.
В первую очередь, будет решаться вопрос обеспечения жильем более полумиллиона молодых семей.
На реализацию новой программы «Доступное жилье - 2020» планируется направить 36 млрд. тенге.
Третье. Региональное развитие.
Существенно повышается внимание к развитию регионов.
В перспективных ареалах экономического роста в первую очередь будут строиться новые заводы, создаваться рабочие места, социальная инфраструктура.
Будет разработана программа развития малых городов, в число которых включены Жанатас и Каратау.
В их возрождении у вас уже есть определенные подвижки.
Четвертое. Повышение качества государственных услуг населению.
Будет развиваться Электронное правительство, упрощаться административные процедуры.
В новый Реестр государственных услуг будут включены более 500 их видов в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.
Все они будут на 100% стандартизованы и регламентированы, разрабатывается проект закона «О государственных услугах».
Пятое. Улучшение кадрового потенциала.
Здесь поставлена задача - подготовить квалифицированный политический класс управленцев, составляющих основу новой управленческой элиты Казахстан XXI века.
Правительству, Администрации Президента поручено подготовить предложения по кандидатурам в президентский кадровый корпус.
Шестое. Модернизация судебной и правоохранительной систем.
Будет кардинально пересмотрен порядок формирования судейского корпуса, повышена его ответственность и квалификация, проведена переаттестация кадров правоохранительных и специальных органов.
Решительная борьба с коррупцией уже дает определенные результаты, и для ее дальнейшего развертывания будет выработана новая стратегия и Комплексная антикоррупционная программа.
Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.
Это, прежде всего, образование и здравоохранение.
На этом направлении остановлюсь подробнее.
Оно непосредственно касается многих в этом зале, и в Послании ему уделено беспрецедентно серьезное внимание.
Достижения здесь немалые.
Финансирование образования только за 2011 год выросло более чем на 25% и впервые превысило 1 триллион тенге.
На 2012 год выделено 1,2 трлн. тенге.
За год на 26% возросло число дошкольных организаций, и по охвату детей 1-6 лет дошкольным воспитанием мы достигли 47,5%.
То есть, восстановлен и даже превзойден дореформенный уровень 1991 года (46,6%).
А охват детей 3-6 лет составил уже 65,4% по сравнению с 55% в 2010 году.
Это весьма убедительный рост.
По поручению Президента страны создана единая вертикаль контроля качества всех уровней образования.
Это важный шаг к повышению и выравниванию по всем регионам страны качества обучения, активной связи центральных и местных органов управления.
В 2011 году практически полностью обновлена правовая база образования и науки.
Приняты новые Законы «О науке», «О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда».
Очень серьезные изменения внесены в Закон «Об образовании».
Всего за прошлый год принято 7 законов, приняты или находятся на рассмотрении более 70 постановлений Правительства.
Казахстан уже три года находится в верхней четверке стран с самым высоким индексом развития образования (ИРО ЮНЕСКО).
Мы значительно опережаем все другие страны постсоветского пространства.
По индексу человеческого развития ПРООН мы сегодня находимся в группе стран с высоким уровнем ИЧР – 68-е место в мире.
Наши школьники завоевывают все больше наград на международных олимпиадах.
За 2011 год они получили 912 медалей, тогда как, к примеру, в 2007 году было 181.
В текущем году мы сосредоточим усилия на следующих основных задачах, поставленных Главой государства.
Первое - внедрение в процесс обучения современных методик и технологий.
Они нарабатываются международным опытом, флагманами нашей системы образования - Назарбаев Университетом и Интеллектуальными школами.
Для этого будут перерабатываться стандарты, методики и содержание обучения на всех уровнях.
И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение квалификации педагогов.
Как вы понимаете, это основа основ конечного результата образования.
В этих целях мы кардинально меняем подходы к системе повышения квалификации действующих учителей.
До сих пор она была неэффективной.
Теперь на основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки.
Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах.
Сформированы Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах.
И через такую новую систему за 5 лет планируем переподготовить на новом уровне половину всего учительского корпуса страны.
А к этому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы.
Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов.
С 1 сентября запускаем новую систему повышения квалификации ППС педвузов, на это выделены серьезные средства.
В прошлом году мы начали освоение принципиально нового вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира - электронного обучения «Е-learning».
В 44 организациях образования начат соответствующий пилотный проект, к которому в 2012 году будет подключено еще 537 организаций с доступом к сети Интернет пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
По результатам анализа пилотного проекта мы будем совершенствовать концепцию Е-learning, соответствующие стандарты и программы обучения.
Это окажет кумулятивное воздействие на всю сферу образования, резко повысит доступность качественного обучения вне зависимости от места проживания учащихся.
Второе направление - создание независимой системы подтверждения квалификации.
Частично в профессионально-техническом, и полностью в высшем образовании у нас до сих пор действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов.
Мир уже давно отходит от такой практики.
Там считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере.
Поэтому по поручению Президента страны в пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций.
И первым таким центром, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
Третье направление - обеспечить возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы.
Такие возможности у нас пока предоставляются только системой заочного обучения, выстроенной еще «по-советски» и не обеспечивающей должное качество подготовки.
Оно зачастую превращается в «фабрику получения дипломов», а не знаний.
Передовые страны уже давно отошли от такой практики, и понятие заочного обучения уже почти не используется.
Здесь также нужны новые методы и технологии.
Они в мировой практике уже есть.
Один из наиболее впечатляющих примеров - дуальная система подготовки в Германии.
Там обучающиеся две трети времени трудятся и обучаются на производстве, и только треть времени затрачивают на теоретическую учебу в организации образования.
Сейчас в нашей системе технического и профессионального образования (ТиПО) созданы принципиально новые структуры управления - Национальный совет, Отраслевые и региональные советы.
Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура и т.д.
И в каждом регионе мы будем адаптировать под них по 2-3 колледжа, а затем распространять на другие организации.
Еще один важный метод обучения без отрыва от производства - дистанционное обучение с применением современных информационных интерактивных технологий.
И мы уже прорабатываем подходы к освоению такого вида обучения.
Четвертое. Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, но пока еще явно недостаточно умение школьников применять их в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации.
В соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Нам надо существенно переработать подходы, методологию, адаптировать стандарты и содержание образования, перейти от «знаниевого» к компетентностному подходу.
Пятое - расширение доступности образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи, развитие сети общежитий.
К решению этой задачи мы уже приступили.
Ряд направлений государственно-частного партнерства отрабатываем на примере деятельности наблюдательных и попечительских советов организаций образования.
В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи.
Также решается вопрос по расширению сети общежитий вузов и колледжей, где еще много необеспеченных жильем студентов.
К 2015 году по поручению Главы государства мы планируем построить 94 общежития, включая два студенческих городка в Алматы и Астане.
Шестое, События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности.
Поэтому очень важным является поручение Лидера нации об усилении воспитательного компонента процесса обучения.
Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму и другие компоненты обучения мы будем постоянно наращивать.
С одной стороны, совершенствуя содержание и цели обучения с обязательным включением воспитательных компонентов в образовательные стандарты и программы.
С другой стороны, консолидируя усилия министерства, местных исполнительных органов и неправительственного сектора на расширение воспитательной работы с молодежью.
Здесь есть весьма проблемные вопросы.
Ведь наши дети сегодня подвергаются негативным информационным воздействиям на порядки больше, чем когда-либо ранее.
Такое воздействие идет по интернету, через игровые и компьютерные клубы, через неформальные объединения, экстремистские организации, в том числе религиозные, социальные сети и по многим другим каналам.
Молодые люди зачастую просто теряются в таком разношерстном информационном потоке.
Посмотрите, что сегодня происходит в мире. Среди молодежи заметна тенденция к росту уровня преступности, суицидов, правового и гражданского нигилизма, имеются факты влияния нетрадиционных религиозных групп, вплоть до экстремистских, других деструктивных движений.
В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому деструктивному воздействию, действовать активно и с опережением.
Здесь не должно быть никакого формализма.
Поэтому персональная ответственность за воспитательную работу и ее результаты возложена на первых руководителей организаций образования, от ректоров до директоров школ, на начальников областных управлений образования и соответствующих нижестоящих структур.
И спрос будет жестким.
Определенный опыт мы нарабатываем и в поддержке позитивных молодежных инициатив.
В рамках государственного социального заказа в 2011 году поддержали ряд молодежных проектов и создали 19 ресурсных центров.
Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы».
Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».
Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 - 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан».
На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, бизнес, неправительственный сектор.
Считаем, нужным ускорить решение вопроса по созданию в регионах, в том числе в вашей области, управлений молодежной политики.
Седьмое - укрепление инновационной системы и государственной поддержки науки.
Благодаря поддержке Главы государства, финансирование науки неуклонно растет.
В 2011 году общий объем финансирования на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, а на 2012 год заложено 45 миллиардов тенге - это рост на 56%.
Внедрена новая система финансирования науки, которая включает базовое, грантовое и программно-целевое финансирование.
Таким образом, создана реальная база, которая обеспечит позитивные преобразования и откроет новые возможности для наших ученых.
Кроме того, предусмотренное Посланием увеличение размера расходов на инновационные гранты обеспечит более эффективное внедрение научных результатов в экономику страны.
Восьмое - распространение опыта Назарбаев Университета и Интеллектуальных школ на всю систему казахстанского образования.
Один из механизмов распространения опыта Назарбаев Интеллектуальных школ уже практически сформирован.
На их базе созданы Центры педагогического мастерства для повышения квалификации учителей, о которых уже говорил.
Второе направление, которое мы будем развивать - определение базовых школ и внедрение в их учебный процесс передовых наработок НИШ, а также прямое распространение опыта педагогов НИШ через систему семинаров, мастер-классов и т.д.
Наработки Назарбаев Университета мы будем распространять по линии создаваемых исследовательских и инновационно-ориентированных университетов.
Все это позволит сделать качественный рывок в образовании и науке, обеспечить интеграцию науки и инновационного развития.
В сфере здравоохранения Посланием поставлены не менее масштабные задачи.
Достигнута хорошая динамика показателей здоровья народа, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни.
Материнская смертность снижена в 1,5 раза, младенческая - на 10%.
В 1,7 раза снижен показатель смертности от болезней системы кровообращения.
В стране созданы передовые лечебно-диагностические комплексы, десятки центров по основным направлениям медицины.
Проводятся уникальные операции, которые не были возможны еще совсем недавно.
Только за 2011 год проведено более 8 тысяч операций на сердце.
Развивается транспортная медицина - медицинские поезда, автотранспорт, авиация.
Теперь на первый план выходит вопрос снижения заболеваемости и смертности от онкологии.
Правительству поручено разработать Программу развития онкологической помощи, а также внести предложения по развитию системы здравоохранения с внедрением солидарной ответственности граждан за своё здоровье.
Теперь о других направлениях, указанных в Послании Президента страны
Восьмое направление - совершенствование пенсионной системы.
По поручению Главы государства с 2009 года трижды повышались размеры пенсионных выплат.
Сегодня средний размер пенсий в 2,6 раза выше, чем в 2007 году
Казахстан первым на постсоветском пространстве успешно внедрил накопительную систему.
Сегодня в ней участвуют 8 миллионов человек, а объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов.
Но вкладчики не могут влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов, ряд из которых распоряжаются средствами неэффективно.
Для устранения этой проблемы Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия поручено выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы.
Девятое - индустриально-инновационные проекты.
Глава государства особо подчеркнул их социальную значимость.
Благодаря программе индустриализации за два последних года введено свыше 350 новых производств и сотни тысяч рабочих мест.
Достигнут опережающий темп прироста обрабатывающей промышленности (6,2%) по сравнению с горнодобывающим сектором (1,3%).
Эта программа остаётся главным ориентиром модернизации экономики.
В региональном разрезе наибольший прирост ВРП за 9 месяцев 2011 года отмечен именно в вашей области - 12,4%.
Правительству поручено укреплять казахстанскую инновационную систему.
Вокруг Назарбаев Университета должен сложиться инновационно - интеллектуальный кластер, способствующий трансферту и созданию новых технологий.
Десятое - развитие сельского хозяйства.
Будут внедряться механизмы господдержки розничной торговли без посредников, создан единый зерновой холдинг, создана государственная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.
Предстоит организовать и структурировать зерновую отрасль, активизировать развитие экспортного потенциала производства мяса.
Уважаемые коллеги!
В заключение остановлюсь на показателях системы образования вашей области.
Дошкольным воспитанием и обучением сегодня охвачены 63% детей от 3 до 6 лет.
Это несколько ниже республиканского показателя - 65,4%.
При этом охват предшкольной подготовкой 5-6-летних детей составляет 100% (РК- 94,7%).
Это хороший показатель.
Благодаря принятой по инициативе Главы государства программе «Балапан» произошли кардинальные сдвиги в строительстве детсадов.
Сеть за год выросла на 25% (с 280 до 351).
В том числе рост миницентров составил 41% (со 128 до 181).
В прошлом году в вашей области за счет РБ построены 2 детсада, в текущем году будут введены в строй еще 3.
Всего планируется до 2015 года ввести в эксплуатацию 14 дошкольных организаций на 1385 мест.
Народ поверил в возможность реального размещения ребенка в детсады.
Это привело к бурному росту числа заявлений - на сегодня их подано 25 630, что на 10,5 тысяч больше 2010 года.
И только силами государства данную проблему быстро решить нельзя, поэтому надо использовать широко практикуемый в мире механизм государственно-частного партнерства.
Открытие за два года одного негосударственного детсада явно недостаточно.
Полагаю, акимату надо подумать над этим вопросом.
В среднем образовании постоянно обновляется материальная база школ.
Сегодня в области каждая пятая школа обеспечена кабинетами физики новой модификации, более четверти - кабинетами химии и биологии, и 42% - лингафонными мультмедийными кабинетами.
В регионе 46% школ являются малокомплектными.
Это конечно меньше республиканского (56%), но достаточно большая цифра.
В целом для повышения качества обучения в МКШ мы создаем 160 ресурсных центров.
Первые 26 уже работают, из них 2 в вашей области.
По поручению Главы государства в республике созданы и действуют 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.
В этом году в вашей области планируется завершение Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления на 720 мест.
У вас достаточно хорошие показатели по доле учителей с высшей и первой категорией, по результатам ЕНТ.
Вместе с тем, имеются и определенные проблемы.
К большому сожалению, 170 школ (45,9%) все еще находятся в приспособленных зданиях.
8 школ работают в 3 смены.
Растет число аварийных школ - 29 (в 2010 г. - 25), более трети школ требуют капремонта.
Результаты первого мониторингового исследования, проведенного нашим территориальным департаментом по контролю, показал, что дефицит мест в школах области составляет 2212.
Остается низкой оснащенность компьтерной техникой, один компьютер приходится на 24 учащихся, тогда как по республике - 1 на 16.
Велик износ: каждый четвертый компьютер не работает.
Низок охват молодежи техническим и профессиональным образованием - 16,5% (в РК 18%), слабой остается материальная база ТиПО.
Как результат - лишь две трети выпускников (65,3%) находят работу (по республике - 75,1%).
Над этой проблемой надо серьезно поработать, изучить спрос и возможности населения.
Здесь весома роль Регионального совета по вопросам подготовки кадров.
Беспокоит, что в области только за 2011 год зарегистрированы 13 завершенных суицидов.
Это меньше показателя прошлого года (20) на треть, но также тревожная цифра.
Над этим мы все должны задуматься.
Считаю, что нужно повышать уровень социальных и школьных психологов.
При посещении вашей области в 2008 году Президент страны Н.А.Назарбаев дал поручение открыть региональный образовательный центр.
Реализация этого поручения на базе профессионального лицея на 600 мест запланирована на 2013 год.
Считаю, что такое затягивание поручения Главы государства недопустимо, надо принять все меры по включению этого проекта в перечень 2012 года.
Мы знаем, сколько нареканий было области со стороны разных, в том числе правоохранительных органов по вопросам хулиганства, противоправного поведения молодежи.
Данная проблема еще полностью не изжита, и в этом направлении надо продолжать работу.
Решение указанных проблем требует скоординированности нашей работы с местными госорганами. Здесь есть уже подвижки.
Так в текущем году начато строительство 9 школ из РБ и 6 - за счет МБ, будут введены за счет РБ 3 детсада и 1 - за счет МБ.
В ближайшее время в 42 школах и 3-х учебных заведениях ТИПО области учащиеся получат доступ к лучшим образовательным ресурсам в рамках проекта «Е-learning».
Уважаемые участники встречи!
Нынешнее Послание нашего Лидера нации является важнейшим событием в общественно-политической жизни нашего государства.
Послание, как и в предыдущие годы, поражает своей грандиозностью, масштабностью и при этом реальностью выдвинутых задач.
Я призываю вас всех поддержать Послание Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева своим активным участием в решении поставленных задач.
Спасибо за внимание!
Источник: МОН РК
Уважаемые коллеги!
Рад встрече с вами и готов обсудить те задачи, которые поставил Лидер нации, Президент Республики Казахстан НА.Назарбаев в своем Послании «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
При этом надо отметить, что сегодня в мире продолжается влияние экономического кризиса, во многих странах идет сокращение социальных программ - это видно на примерах Греции, Испании, Великобритании и т.д.
В то же время наш Президент выдвигает мощную программу социального развития, существенного увеличения средств на социальные проекты, в том числе на образование и науку.
Это яркое свидетельство неизменности курса на развитие человеческого капитала, заботу о человеке, который всегда был важнейшим приоритетом политики Главы государства.
У нас достигнуты весомые успехи.
В 2011 году экономика страны выросла на 7,5%, ВВП на душу населения превысил 11 тысяч долларов.
В глобальном рейтинге по уровню национального благосостояния Казахстан занял 50-е место.
В рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса у нас почетное 47 место, впереди всех стран СНГ, и мы вошли в группу стран с уровнем доходов выше среднего.
Казахстан занимает третье место в мире среди самых динамичных экономик, пропустив вперед лишь Китай и Катар.
Это очень важный успех.
Теперь перед страной в Послании поставлены новые задачи по десяти важнейшим направлениям.
Первое. Занятость казахстанцев.
Здесь работа ведется постоянно, особенно в рамках программы индустриализации, по ней за 2 года создано 200 тысяч рабочих мест.
Правительством уже утверждена принципиально новая Программа обеспечения занятости, она испытана в пилотном режиме с участием почти 60-ти тысяч человек.
Теперь стоят задачи создания эффективной системы обучения и трудоустройства, развития предпринимательства на селе, мобильности трудовых ресурсов и т.д.
На эти цели в 2012 году дополнительно выделяется 11,8 млрд. тенге.
К 2020 году мы должны трудоустроить на качественную работу 1,5 млн. человек.
Второе. Доступное жильё.
В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья.
В первую очередь, будет решаться вопрос обеспечения жильем более полумиллиона молодых семей.
На реализацию новой программы «Доступное жилье - 2020» планируется направить 36 млрд. тенге.
Третье. Региональное развитие.
Существенно повышается внимание к развитию регионов.
В перспективных ареалах экономического роста в первую очередь будут строиться новые заводы, создаваться рабочие места, социальная инфраструктура.
Будет разработана программа развития малых городов, в число которых включены Жанатас и Каратау.
В их возрождении у вас уже есть определенные подвижки.
Четвертое. Повышение качества государственных услуг населению.
Будет развиваться Электронное правительство, упрощаться административные процедуры.
В новый Реестр государственных услуг будут включены более 500 их видов в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.
Все они будут на 100% стандартизованы и регламентированы, разрабатывается проект закона «О государственных услугах».
Пятое. Улучшение кадрового потенциала.
Здесь поставлена задача - подготовить квалифицированный политический класс управленцев, составляющих основу новой управленческой элиты Казахстан XXI века.
Правительству, Администрации Президента поручено подготовить предложения по кандидатурам в президентский кадровый корпус.
Шестое. Модернизация судебной и правоохранительной систем.
Будет кардинально пересмотрен порядок формирования судейского корпуса, повышена его ответственность и квалификация, проведена переаттестация кадров правоохранительных и специальных органов.
Решительная борьба с коррупцией уже дает определенные результаты, и для ее дальнейшего развертывания будет выработана новая стратегия и Комплексная антикоррупционная программа.
Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.
Это, прежде всего, образование и здравоохранение.
На этом направлении остановлюсь подробнее.
Оно непосредственно касается многих в этом зале, и в Послании ему уделено беспрецедентно серьезное внимание.
Достижения здесь немалые.
Финансирование образования только за 2011 год выросло более чем на 25% и впервые превысило 1 триллион тенге.
На 2012 год выделено 1,2 трлн. тенге.
За год на 26% возросло число дошкольных организаций, и по охвату детей 1-6 лет дошкольным воспитанием мы достигли 47,5%.
То есть, восстановлен и даже превзойден дореформенный уровень 1991 года (46,6%).
А охват детей 3-6 лет составил уже 65,4% по сравнению с 55% в 2010 году.
Это весьма убедительный рост.
По поручению Президента страны создана единая вертикаль контроля качества всех уровней образования.
Это важный шаг к повышению и выравниванию по всем регионам страны качества обучения, активной связи центральных и местных органов управления.
В 2011 году практически полностью обновлена правовая база образования и науки.
Приняты новые Законы «О науке», «О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда».
Очень серьезные изменения внесены в Закон «Об образовании».
Всего за прошлый год принято 7 законов, приняты или находятся на рассмотрении более 70 постановлений Правительства.
Казахстан уже три года находится в верхней четверке стран с самым высоким индексом развития образования (ИРО ЮНЕСКО).
Мы значительно опережаем все другие страны постсоветского пространства.
По индексу человеческого развития ПРООН мы сегодня находимся в группе стран с высоким уровнем ИЧР – 68-е место в мире.
Наши школьники завоевывают все больше наград на международных олимпиадах.
За 2011 год они получили 912 медалей, тогда как, к примеру, в 2007 году было 181.
В текущем году мы сосредоточим усилия на следующих основных задачах, поставленных Главой государства.
Первое - внедрение в процесс обучения современных методик и технологий.
Они нарабатываются международным опытом, флагманами нашей системы образования - Назарбаев Университетом и Интеллектуальными школами.
Для этого будут перерабатываться стандарты, методики и содержание обучения на всех уровнях.
И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение квалификации педагогов.
Как вы понимаете, это основа основ конечного результата образования.
В этих целях мы кардинально меняем подходы к системе повышения квалификации действующих учителей.
До сих пор она была неэффективной.
Теперь на основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки.
Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах.
Сформированы Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах.
И через такую новую систему за 5 лет планируем переподготовить на новом уровне половину всего учительского корпуса страны.
А к этому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы.
Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов.
С 1 сентября запускаем новую систему повышения квалификации ППС педвузов, на это выделены серьезные средства.
В прошлом году мы начали освоение принципиально нового вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира - электронного обучения «Е-learning».
В 44 организациях образования начат соответствующий пилотный проект, к которому в 2012 году будет подключено еще 537 организаций с доступом к сети Интернет пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
По результатам анализа пилотного проекта мы будем совершенствовать концепцию Е-learning, соответствующие стандарты и программы обучения.
Это окажет кумулятивное воздействие на всю сферу образования, резко повысит доступность качественного обучения вне зависимости от места проживания учащихся.
Второе направление - создание независимой системы подтверждения квалификации.
Частично в профессионально-техническом, и полностью в высшем образовании у нас до сих пор действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов.
Мир уже давно отходит от такой практики.
Там считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере.
Поэтому по поручению Президента страны в пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций.
И первым таким центром, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
Третье направление - обеспечить возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы.
Такие возможности у нас пока предоставляются только системой заочного обучения, выстроенной еще «по-советски» и не обеспечивающей должное качество подготовки.
Оно зачастую превращается в «фабрику получения дипломов», а не знаний.
Передовые страны уже давно отошли от такой практики, и понятие заочного обучения уже почти не используется.
Здесь также нужны новые методы и технологии.
Они в мировой практике уже есть.
Один из наиболее впечатляющих примеров - дуальная система подготовки в Германии.
Там обучающиеся две трети времени трудятся и обучаются на производстве, и только треть времени затрачивают на теоретическую учебу в организации образования.
Сейчас в нашей системе технического и профессионального образования (ТиПО) созданы принципиально новые структуры управления - Национальный совет, Отраслевые и региональные советы.
Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура и т.д.
И в каждом регионе мы будем адаптировать под них по 2-3 колледжа, а затем распространять на другие организации.
Еще один важный метод обучения без отрыва от производства - дистанционное обучение с применением современных информационных интерактивных технологий.
И мы уже прорабатываем подходы к освоению такого вида обучения.
Четвертое. Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, но пока еще явно недостаточно умение школьников применять их в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации.
В соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Нам надо существенно переработать подходы, методологию, адаптировать стандарты и содержание образования, перейти от «знаниевого» к компетентностному подходу.
Пятое - расширение доступности образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи, развитие сети общежитий.
К решению этой задачи мы уже приступили.
Ряд направлений государственно-частного партнерства отрабатываем на примере деятельности наблюдательных и попечительских советов организаций образования.
В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи.
Также решается вопрос по расширению сети общежитий вузов и колледжей, где еще много необеспеченных жильем студентов.
К 2015 году по поручению Главы государства мы планируем построить 94 общежития, включая два студенческих городка в Алматы и Астане.
Шестое, События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности.
Поэтому очень важным является поручение Лидера нации об усилении воспитательного компонента процесса обучения.
Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму и другие компоненты обучения мы будем постоянно наращивать.
С одной стороны, совершенствуя содержание и цели обучения с обязательным включением воспитательных компонентов в образовательные стандарты и программы.
С другой стороны, консолидируя усилия министерства, местных исполнительных органов и неправительственного сектора на расширение воспитательной работы с молодежью.
Здесь есть весьма проблемные вопросы.
Ведь наши дети сегодня подвергаются негативным информационным воздействиям на порядки больше, чем когда-либо ранее.
Такое воздействие идет по интернету, через игровые и компьютерные клубы, через неформальные объединения, экстремистские организации, в том числе религиозные, социальные сети и по многим другим каналам.
Молодые люди зачастую просто теряются в таком разношерстном информационном потоке.
Посмотрите, что сегодня происходит в мире. Среди молодежи заметна тенденция к росту уровня преступности, суицидов, правового и гражданского нигилизма, имеются факты влияния нетрадиционных религиозных групп, вплоть до экстремистских, других деструктивных движений.
В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому деструктивному воздействию, действовать активно и с опережением.
Здесь не должно быть никакого формализма.
Поэтому персональная ответственность за воспитательную работу и ее результаты возложена на первых руководителей организаций образования, от ректоров до директоров школ, на начальников областных управлений образования и соответствующих нижестоящих структур.
И спрос будет жестким.
Определенный опыт мы нарабатываем и в поддержке позитивных молодежных инициатив.
В рамках государственного социального заказа в 2011 году поддержали ряд молодежных проектов и создали 19 ресурсных центров.
Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы».
Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».
Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 - 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан».
На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, бизнес, неправительственный сектор.
Считаем, нужным ускорить решение вопроса по созданию в регионах, в том числе в вашей области, управлений молодежной политики.
Седьмое - укрепление инновационной системы и государственной поддержки науки.
Благодаря поддержке Главы государства, финансирование науки неуклонно растет.
В 2011 году общий объем финансирования на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, а на 2012 год заложено 45 миллиардов тенге - это рост на 56%.
Внедрена новая система финансирования науки, которая включает базовое, грантовое и программно-целевое финансирование.
Таким образом, создана реальная база, которая обеспечит позитивные преобразования и откроет новые возможности для наших ученых.
Кроме того, предусмотренное Посланием увеличение размера расходов на инновационные гранты обеспечит более эффективное внедрение научных результатов в экономику страны.
Восьмое - распространение опыта Назарбаев Университета и Интеллектуальных школ на всю систему казахстанского образования.
Один из механизмов распространения опыта Назарбаев Интеллектуальных школ уже практически сформирован.
На их базе созданы Центры педагогического мастерства для повышения квалификации учителей, о которых уже говорил.
Второе направление, которое мы будем развивать - определение базовых школ и внедрение в их учебный процесс передовых наработок НИШ, а также прямое распространение опыта педагогов НИШ через систему семинаров, мастер-классов и т.д.
Наработки Назарбаев Университета мы будем распространять по линии создаваемых исследовательских и инновационно-ориентированных университетов.
Все это позволит сделать качественный рывок в образовании и науке, обеспечить интеграцию науки и инновационного развития.
В сфере здравоохранения Посланием поставлены не менее масштабные задачи.
Достигнута хорошая динамика показателей здоровья народа, увеличилась рождаемость и продолжительность жизни.
Материнская смертность снижена в 1,5 раза, младенческая - на 10%.
В 1,7 раза снижен показатель смертности от болезней системы кровообращения.
В стране созданы передовые лечебно-диагностические комплексы, десятки центров по основным направлениям медицины.
Проводятся уникальные операции, которые не были возможны еще совсем недавно.
Только за 2011 год проведено более 8 тысяч операций на сердце.
Развивается транспортная медицина - медицинские поезда, автотранспорт, авиация.
Теперь на первый план выходит вопрос снижения заболеваемости и смертности от онкологии.
Правительству поручено разработать Программу развития онкологической помощи, а также внести предложения по развитию системы здравоохранения с внедрением солидарной ответственности граждан за своё здоровье.
Теперь о других направлениях, указанных в Послании Президента страны
Восьмое направление - совершенствование пенсионной системы.
По поручению Главы государства с 2009 года трижды повышались размеры пенсионных выплат.
Сегодня средний размер пенсий в 2,6 раза выше, чем в 2007 году
Казахстан первым на постсоветском пространстве успешно внедрил накопительную систему.
Сегодня в ней участвуют 8 миллионов человек, а объем накоплений превышает 17 миллиардов долларов.
Но вкладчики не могут влиять на инвестиционную политику пенсионных фондов, ряд из которых распоряжаются средствами неэффективно.
Для устранения этой проблемы Правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия поручено выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы.
Девятое - индустриально-инновационные проекты.
Глава государства особо подчеркнул их социальную значимость.
Благодаря программе индустриализации за два последних года введено свыше 350 новых производств и сотни тысяч рабочих мест.
Достигнут опережающий темп прироста обрабатывающей промышленности (6,2%) по сравнению с горнодобывающим сектором (1,3%).
Эта программа остаётся главным ориентиром модернизации экономики.
В региональном разрезе наибольший прирост ВРП за 9 месяцев 2011 года отмечен именно в вашей области - 12,4%.
Правительству поручено укреплять казахстанскую инновационную систему.
Вокруг Назарбаев Университета должен сложиться инновационно - интеллектуальный кластер, способствующий трансферту и созданию новых технологий.
Десятое - развитие сельского хозяйства.
Будут внедряться механизмы господдержки розничной торговли без посредников, создан единый зерновой холдинг, создана государственная система гарантирования и страхования займов для снижения рисков частных инвестиций в аграрное производство.
Предстоит организовать и структурировать зерновую отрасль, активизировать развитие экспортного потенциала производства мяса.
Уважаемые коллеги!
В заключение остановлюсь на показателях системы образования вашей области.
Дошкольным воспитанием и обучением сегодня охвачены 63% детей от 3 до 6 лет.
Это несколько ниже республиканского показателя - 65,4%.
При этом охват предшкольной подготовкой 5-6-летних детей составляет 100% (РК- 94,7%).
Это хороший показатель.
Благодаря принятой по инициативе Главы государства программе «Балапан» произошли кардинальные сдвиги в строительстве детсадов.
Сеть за год выросла на 25% (с 280 до 351).
В том числе рост миницентров составил 41% (со 128 до 181).
В прошлом году в вашей области за счет РБ построены 2 детсада, в текущем году будут введены в строй еще 3.
Всего планируется до 2015 года ввести в эксплуатацию 14 дошкольных организаций на 1385 мест.
Народ поверил в возможность реального размещения ребенка в детсады.
Это привело к бурному росту числа заявлений - на сегодня их подано 25 630, что на 10,5 тысяч больше 2010 года.
И только силами государства данную проблему быстро решить нельзя, поэтому надо использовать широко практикуемый в мире механизм государственно-частного партнерства.
Открытие за два года одного негосударственного детсада явно недостаточно.
Полагаю, акимату надо подумать над этим вопросом.
В среднем образовании постоянно обновляется материальная база школ.
Сегодня в области каждая пятая школа обеспечена кабинетами физики новой модификации, более четверти - кабинетами химии и биологии, и 42% - лингафонными мультмедийными кабинетами.
В регионе 46% школ являются малокомплектными.
Это конечно меньше республиканского (56%), но достаточно большая цифра.
В целом для повышения качества обучения в МКШ мы создаем 160 ресурсных центров.
Первые 26 уже работают, из них 2 в вашей области.
По поручению Главы государства в республике созданы и действуют 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.
В этом году в вашей области планируется завершение Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления на 720 мест.
У вас достаточно хорошие показатели по доле учителей с высшей и первой категорией, по результатам ЕНТ.
Вместе с тем, имеются и определенные проблемы.
К большому сожалению, 170 школ (45,9%) все еще находятся в приспособленных зданиях.
8 школ работают в 3 смены.
Растет число аварийных школ - 29 (в 2010 г. - 25), более трети школ требуют капремонта.
Результаты первого мониторингового исследования, проведенного нашим территориальным департаментом по контролю, показал, что дефицит мест в школах области составляет 2212.
Остается низкой оснащенность компьтерной техникой, один компьютер приходится на 24 учащихся, тогда как по республике - 1 на 16.
Велик износ: каждый четвертый компьютер не работает.
Низок охват молодежи техническим и профессиональным образованием - 16,5% (в РК 18%), слабой остается материальная база ТиПО.
Как результат - лишь две трети выпускников (65,3%) находят работу (по республике - 75,1%).
Над этой проблемой надо серьезно поработать, изучить спрос и возможности населения.
Здесь весома роль Регионального совета по вопросам подготовки кадров.
Беспокоит, что в области только за 2011 год зарегистрированы 13 завершенных суицидов.
Это меньше показателя прошлого года (20) на треть, но также тревожная цифра.
Над этим мы все должны задуматься.
Считаю, что нужно повышать уровень социальных и школьных психологов.
При посещении вашей области в 2008 году Президент страны Н.А.Назарбаев дал поручение открыть региональный образовательный центр.
Реализация этого поручения на базе профессионального лицея на 600 мест запланирована на 2013 год.
Считаю, что такое затягивание поручения Главы государства недопустимо, надо принять все меры по включению этого проекта в перечень 2012 года.
Мы знаем, сколько нареканий было области со стороны разных, в том числе правоохранительных органов по вопросам хулиганства, противоправного поведения молодежи.
Данная проблема еще полностью не изжита, и в этом направлении надо продолжать работу.
Решение указанных проблем требует скоординированности нашей работы с местными госорганами. Здесь есть уже подвижки.
Так в текущем году начато строительство 9 школ из РБ и 6 - за счет МБ, будут введены за счет РБ 3 детсада и 1 - за счет МБ.
В ближайшее время в 42 школах и 3-х учебных заведениях ТИПО области учащиеся получат доступ к лучшим образовательным ресурсам в рамках проекта «Е-learning».
Уважаемые участники встречи!
Нынешнее Послание нашего Лидера нации является важнейшим событием в общественно-политической жизни нашего государства.
Послание, как и в предыдущие годы, поражает своей грандиозностью, масштабностью и при этом реальностью выдвинутых задач.
Я призываю вас всех поддержать Послание Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева своим активным участием в решении поставленных задач.
Спасибо за внимание!
Источник: МОН РК
04.03.2012 12:15 4657 0