Как писать научную работу?
Это необычные материалы .Они для тех, кто хочет научиться добывать знания сам самостоятельно. Они могут помочь тебе в проведении
собственных исследований. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно.
Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы.
I. Как выбрать тему исследования.
Выбрать тем у несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблем а волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше. Попробуй задать себе следующие вопросы:
1)Что мне интересно больше всего?
2)Чем я хочу заниматься а первую очередь {математикой или поэзией, астрономией, историей или чем -то другим).
3)Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4)Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5)Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6)Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросу не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассникам и.Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею. (Тему исследования надо записать)
II . Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
III. Цель исследования:
Определить цель исследования -значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель своего исследования.
Запиши информацию, полученную от других людей.
IV. Задачи исследования:
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.
V. Гипотеза исследования:
Гипотеза – это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis -основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблем а может быть решена. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
VI. Организация и методика исследования:
Как составить план исследовательской работы ? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтом у надо определить, какие инструменты ил и методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования:
1) подумать самостоятельно;
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2) прочитать книги о том, что исследуешь;
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со с правочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого не достаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
3) познакомиться с кино- и телефильмам и по этой проблеме;
Научные, научно-популярные ихудожественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
4) найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши все, что тебе помог узнать компьютер
5) спросить у других людей;
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить надве группы: специалисты и неспециалисты .
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистам и будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. В полне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
6) понаблюдать;
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы .телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
7) провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт) Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. Запиши план проведения своего эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты
VII. Подготовка к защите исследования:
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумare самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
1) дать определения основным понятиям;
Понятия —это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно по думай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям?
Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании. Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты ? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством прим ера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки -это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые -это уголь, нефть, газ ит.п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.Например, яблоко и помидоры очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор-овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и др.
2) классифицировать основные предметы,процессы,явления и события;
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашем у мышлению строгость и точность.
3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общеприняты мим нениям и или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paiadoxos» (неожиданный, странный, невероятный).
4) ранжировать основные идеи;
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг», в переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, раз ряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность ума.
5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.)
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6) выработать суждения и умозаключения;
Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего - либо. Мыслить значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
7) сделать выводы;
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
8)указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
Для настоящего творца завершение одной работы -это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтом у обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
1. почему избрана эта тема;
2. какой была цель исследования;
3. какие ставились задачи;
4. какие гипотезы проверялись;
5. какие использовались методы и средства исследования;
6. каким был план исследования;
7. какие результаты были получены;
8. какие выводы сделаны по итогам исследования;
9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Например, ты исследовал маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
А если ты изучал, как влияет месторасположения ученика в классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо? Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VIII. От чего зависит успех исследования?
1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуй уверенно и без сом нений.
5. Сосредоточься и вложив исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно выполняя предложенные задания, можно освоить первые доступные приемы.
I. Как выбрать тему исследования.
Выбрать тем у несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблем а волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше. Попробуй задать себе следующие вопросы:
1)Что мне интересно больше всего?
2)Чем я хочу заниматься а первую очередь {математикой или поэзией, астрономией, историей или чем -то другим).
3)Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4)Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
5)Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
6)Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросу не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассникам и.Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею. (Тему исследования надо записать)
II . Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
Фантастические - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные - предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические - предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
III. Цель исследования:
Определить цель исследования -значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель своего исследования.
Запиши информацию, полученную от других людей.
IV. Задачи исследования:
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.
V. Гипотеза исследования:
Гипотеза – это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis -основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблем а может быть решена. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
VI. Организация и методика исследования:
Как составить план исследовательской работы ? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтом у надо определить, какие инструменты ил и методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования:
1) подумать самостоятельно;
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2) прочитать книги о том, что исследуешь;
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со с правочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого не достаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
3) познакомиться с кино- и телефильмам и по этой проблеме;
Научные, научно-популярные ихудожественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
4) найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
Ни один ученый не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши все, что тебе помог узнать компьютер
5) спросить у других людей;
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить надве группы: специалисты и неспециалисты .
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
2. Неспециалистам и будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить. В полне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
6) понаблюдать;
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы .телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений.
7) провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» (проба, опыт) Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента. Запиши план проведения своего эксперимента. Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты
VII. Подготовка к защите исследования:
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумare самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:
1) дать определения основным понятиям;
Понятия —это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно по думай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям?
Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании. Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты ? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством прим ера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки -это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые -это уголь, нефть, газ ит.п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.Например, яблоко и помидоры очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор-овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и др.
2) классифицировать основные предметы,процессы,явления и события;
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашем у мышлению строгость и точность.
3) выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общеприняты мим нениям и или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paiadoxos» (неожиданный, странный, невероятный).
4) ранжировать основные идеи;
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг», в переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, раз ряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность ума.
5) предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.)
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
6) выработать суждения и умозаключения;
Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего - либо. Мыслить значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
7) сделать выводы;
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
8)указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
Для настоящего творца завершение одной работы -это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтом у обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
9) подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
1. почему избрана эта тема;
2. какой была цель исследования;
3. какие ставились задачи;
4. какие гипотезы проверялись;
5. какие использовались методы и средства исследования;
6. каким был план исследования;
7. какие результаты были получены;
8. какие выводы сделаны по итогам исследования;
9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
10) приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Например, ты исследовал маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировал жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.
А если ты изучал, как влияет месторасположения ученика в классе (т.е. за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаешь новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начерти схему. Как, по твоему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо? Сделай схемы, чертежи, эскизы макетов и др.
VIII. От чего зависит успех исследования?
1. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
2. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуй уверенно и без сом нений.
5. Сосредоточься и вложив исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
zhukKka 26.07.2012 12:42 привет)спасиб за инф)я хотела бы спросить сколько целе должно быть в науч проекте? жду ответиковвв...)
|
К@tёnоЧК@ 11.03.2012 20:15 Большое спасибо, теперь я знаю как писать научную работу. Но меня волнает несколько вопросов: сколько примерно времени на неё уйдет? мне 13, могу ли я её писать? мне будет за неё что-то?(хочу написать на тему физика, у меня с ней проблемы, могу стать ударницей, могут ли за эту работу поставить оценку)? Пожайлуста, если не трудно - ответьте.
|
Артем 11.03.2012 20:31 Для того кто действительно хочет заняться научной работой неважно сколько времени займет, главная проблема выбрать интересную тему и раскрыть ее.
|
темирлан 05.03.2012 20:07 спс вам мне говарят чтоб я написал по физеке хотя я 7 класс но у вас всё тчоно написано а как надо делать
|
Perfect_Anele4ka 26.02.2010 19:40 вот,честно хотела бы написать научный проект по истории.....=)))учитель уже во всю предлагает....а за сайт спасибо огромное=)))))
|