Введение ЕНТ по математике, преследующей две цели: итоговую аттестацию выпускников средней школы по курсу алгебры и начала анализа 10-11 классов и дифференциацию выпускников по уровню общей математической подготовки для отбора в вузы, вызвало необходимость пересмотра методов работы, систематизации деятельности, повышение потенциала урока, знание психологии, совершенствование подготовки к экзаменам. Но в то же время необходимо оставить прежние приемы.
Мне пришлось не раз готовить учащихся к экзаменам в форме ЕНТ. Я не ставлю своей задачей описать весь опыт по этой работе, лишь поделюсь отдельными моментами.
В первую очередь в творческий план учителя должно быть включено:
а) составление по подготовке к ЕНТ составление списка и тем на изучение
б) изучение литературы по этой проблеме
в) участие в совещаниях, семинарах по данному вопросу
г) изучение индуктивных положений, нормативных документов.
2. Подготовка раздаточных материалов
а) сборников по ЕНТ
б) тесты
в) учебно-тренировочные материалы
г) для кружков и факультативной работы.
3. Организация приобретения литературы по ЕНТ учащимися:
а) из школьной библиотеки
б) покупку личных пособий.
4. Изучение демонстрационных материалов по разным годам:
а) прослеживать изменения в структуре.
5. Изучение критериев и оценки выполняемых заданий разных уровней.
6. Знакомство учащихся и родителей
а) с режимом дня при подготовке к экзаменам
б) режим питания
в) с нормами оценок, с 5-ти бальной и 25 бальной шкалой.
7. Связь с администрацией школы, с классным руководителем и родителями о ходе подготовки, о некоторых результатах (итогов зачетов)
8. Ведение психологической подготовки учащихся к ЕНТ
а) не запугивание, а привитие уверенности
б) обучение заполнения бланков ответов
в) привитие умения распределять время при сдаче ЕНТ и решение заданий различных групп.
9. Изучение анализов итогов ЕНТ по всем годам, традиционных ошибок, анализ работ конкретных учащихся.
10. Ведение целенаправленной работы по пробелам в знании за основную школу
а) устную (есть специальные подборки ) или письменную
б) фронтальную или индивидуальную
в) ведение тетрадей пробелов, работа над ошибками с классом, дифференцирование, индивидуальная работа над ошибками по домашним заданиям, по проверочным работам.
11. Разнообразие приемов работы на уроке и типов уроков:
Уроки-зачеты, уроки-консультации, урок-прощание с алгеброй и т.п.; практика зачетов теоретических и практических, письменных и устных, дифференцированные, тематические и итоговые; доступы и уроки по теории на паре; шефство сильных над слабыми; выполнение учащимися индивидуальных заданий с последующей защитой на уроке, факультативных занятиях; уроки-обобщения по конкретным темам.
12. Заведение экзаменационных тетрадей каждым учащимся с 10 классов, работа в них по плану учителя, по индивидуальному плану, решение заданий разных типов, замечания и предложения по итогам проверки.
13. Проведение консультаций вне занятий в 11 классе, учет тем консультаций в журнале. Консультация теоретическая и практическая с привлечением справочных материалов, ответы на вопросы учащихся.
14. Составление учащимися самодельных справочников, работа со стандартными справочниками, зачеты по материалам справочника с практическим применением.
15. Повышение уровня математической подготовки учащихся способствуют внеклассные мероприятия. В моей практике это: в 5-6 классах – кружковая работа, в 7-11 классах – факультативные занятия, а так же отдельные внеклассные мероприятия, предметные недели. В течение всех лет обучения учитель должен на уроках и внеклассных мероприятиях формировать интеллектуальные умения (через развивающие игры, тренинги внимания, памяти), развивать мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Это способствует развитию математических способностей, гибкости мыслительных процессов, что позволяет качественно и быстро справиться с заданиями, используя разные методы решения, в том числе нестандартные подходы.
16. Обучение учащихся самоконтролю, выполнение задачи научить их определять ближайшую цель, свой уровень.
17. Самому учителю выполнять задания с развернутыми решениями и знакомить учащихся с ними.
18. В течение всей подготовки давать учащимся нормированные задания для самостоятельной работы, вести учет выполненных заданий.
19. В ходе подготовки к ЕНТ нет возможности нанять репетиторов, на должном уровне пользоваться электронными пособиями. В моей практике учащиеся пользуются электронными пособиями по собственному плану.
Хитрые приемы:
Ну вы самую больную тему затронули.Что же расскажу несколько секретов, которыми пользуюсь до сих пор!
1) Самое первое с чего я думаю начать совет, это варианты ответов! Если вам предлагается выбрать из 5 вариантов, значит там 4 неправильных. Пробуйте подставлять в уравнения сами ответы. Это очень легко. НО! Будьте внимательны, не всегда первое совпадение ответа, есть правильный ответ. Иногда имеются не один, а несколько верных ответов.
2) Наверное это нужно было делать первым, хотя .....
Короче берите с собою инженерный калькулятор. С ним можно решить практически все задания на тригонометрию, на задания где требуется найти значение выражения. А также он вам очень пригодится, даже при вычислении arctg, arcctg, arccos, arcsin.
Просто научитесь им пользоваться. Там нет ничего сложного! То что написано на самой кнопке это первая функция, а то что написано выше кнопки, это вторая функция - работает при нажатии на кнопку 2ndF. Еще вот например при работе со степенями. Чтобы возвести 12 в 15 степень , надо сначала набрать основание, затем нажать на функцию y в степени x , затем ввести степень и нажать равно.
Калькулятор придумал кто то .... спасибо ему за это.
3) Третье - будьте внимательны. Всегда обращайте внимания на знаки. Вот к примеру , часто делают ошибку при раскрытии скобок , если там стоит перед скобкой умножение на число отрицательное.
Н-р: -(2+6*5)=-2-6*5 или вот например -7(-7*5-1+2)=7(7*5+1-2)
Как вы поняли знаки всегда меняются на противоположные. То же самое и при работе с дробями. Только знак изменять нужно либо в числителе, либо в знаменателе (тут я вам скажу - делайте так чтобы было выгодно вам)
4) Знание формул. Вы знаете формулы - вам легко решать. Не знаете - не поймете, даже если дадут формулу.
Формулу нужно не просто тупо знать, а знать куда ее можно применить, как расрыть и в чем суть формулы, а для этого вам нужно решать примеры именно для тех задач, которые вам даются с трудом.
Тренировка - это хороший помощник!
5) Вы решаете и не получается.
Вы решаете, но не получается решить. И вроде бы испробовали все, но все равно ответ не получается. Я сам знаю....потом начинаешь нервничать и остальное идет точно также. Так вот, если не получается ответ:
1) обратите внимания на правильность написания знаков.
2) посмотрите верно ли вы переписали само задание. (я сам постоянно не правильно задание писал, потом научился не торопиться в математике и кстати получается быстрее , если не торопиться и расставить все по полочкам)
3) ну и третье, так как вы еще не сдаете ент....если не получается спросите у тех кто знает как решить! можно у учителей, а можете прямо тут я подскажу как верно - вот тут! У вас возникнет вопрос как добавить вопрос, там формулы и т.д. Все просто. Печатаете в Word, затем фоткаете через print screen sysRq затем открываете Paint обрезаете ненужное, сохраняете. Затем заходите на сайт и добавляете в фото галерею на сайте. Затем на форуме даете ссылку на фотографию и я решаю!
6) Решение геометрии.
Частые ошибки тех кто решает геометрию и не может понять, это то что не представляют это тело в пространстве. а если не представляете попробуйте начертить, представить.
В геометрии все задачи в основном сводятся:
а) к теореме Пифагора
б) к знанию формул объема тел
в) пониманию правильной фигуры, например правильная четырехугольная пирамида - это пирамида, в основании которой лежит квадрат.
г) координатам. представление системы координат намного проще чем вы себе представляете. Так как любую систему координат, можно переносить любым образом. И это очень применимо. Ну кто не понял....я не смогу объяснить по другому...потому что я не учитель.
7) Решение задач.
Все задачи в математике решаются по одной технологии, то что нужно найти это X, а из того что известно составляете систему уравнений. И решаете. Ну для каждой задачи скажу я Вам, нужно подходить по своему. Ну вы пишите задачи , а я буду вам показывать как решать.
8) Ну вот практически и все. Скажу в заключение. Вы прорешайте тестники 2005 - 2007 года по математике, таким образом...чтобы вы знали какие задания у вас не получились, а какие получились. И те которые неверны, вы решайте до тех пор пока не поймете как решать. Я делал так, а других способов я не знаю.
Кстати, я уже начал объяснять варианты которые на сайте. Но так как это долго пока что остановился. Но к концу года обещаю что будут решения на все!!
РЕШЕНИЯ!
УДАЧИ!!!
Ильяс 27.01.2011 19:28 Здравствуйте!
Хотел бы немного добавить к Вашей статье... 1) Насчет вариантов ответов, очень правильно, очень много задач можно решить с их помощью, в основном уравнения и системы. Только сначала нужно постараться отбросить по каким-либо признакам заведомо неверные ответы, ну а верный потом сам по себе останется. Так имхо быстрее. 2) А что инженерным калькулятором дадут пользоваться? что-то сомнительно, можно спалиться. 3) Формулы действительно надо учить, но иногда проще запомнить, как это формула выводится. Например, всевозможные тангенсы, котангенсы сумм-разностей, суммы-разности тангенсов и тд. Так нелишним иногда будет посмотреть как формула выводится, потому что формулу можно забыть, а вывод никогда не соврет. Кстати, если кому интересно, можно зайти на мой ресурс по подготовке к ЕНТ http://www.ent-videokursi.kz |