Аттестация выпускников в виде тестирования
Единое национальное тестирование (ЕНТ) по русскому языку совмещает итоговую аттестацию выпускников 11 класса общеобразовательных учреждений и вступительные испытания абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений.
Содержание ЕНТ основано на примерных программах основного общего и среднего (полного) образования и соответствует требованиям, предъявляемым обязательным минимумом содержания среднего общего образования по русскому языку.
В условиях законодательного введения ЕНТ как основной формы итоговой аттестации учащихся учителя оказались перед необходимостью осмысления особенностей нового экзамена и содержания подготовительной работы, способной обеспечить его оптимальные результаты.
Формат ЕНТ по русскому языку коренным образом отличается от традиционного экзамена и его преимущества очевидны:
1. Проверяют не то, что учащиеся знают о языке, а насколько они реально владеют языком во всех видах речевой деятельности.
2. Формат ЕНТ обеспечивает более точную дифференциацию уровня языковой подготовки, чем традиционная пятибалльная шкала.
Справедливо замечено, что на результаты ЕНТ влияют три фактора:
• уровень предметной подготовки экзаменуемого,
• уровень его тестовой культуры,
• психологическая готовность демонстрировать сформированные знания в непривычной обстановке.
Очевидно, что задача учителя - предметника состоит в такой организации обучения, которая позволила бы оптимизировать все эти факторы для каждого выпускника.
Необходимый уровень предметной подготовки достигается в рамках плановой урочной деятельности по мере освоения программного материала и определяется, с одной стороны, содержанием учебных пособий, а с другой стороны, подходами к обучению. Таким образом, основная работа в этом направлении ведется на протяжении ряда лет в соответствии с учебным планом и календарно – тематическим планированием.
Понятие «тестовая культура» включает в себя четкое следование инструкциям, в том числе соблюдение инструкциям, в том числе соблюдение предписанного объема высказывания и владение эффективными стратегиями выполнения заданий, а также умение правильно переносить ответы в соответствующие бланки.
Под психологической готовностью подразумевается максимальное снижение так называемой «экзаменационной тревожности», основанное на объективной самооценке, четком знании процедуры экзамена и владении способами эмоциональной саморегуляции. Данное направление выходит за рамки урочной деятельности и требует особой целенаправленной работы, совместных усилий психологической службы, учителя и родителей.
Адекватно измерить уровень сформированности всех трех компонентов готовности к ЕНТ в рамках урока невозможно. Незаменимая роль в этом принадлежит пробному тестированию (ПТ), которое, на мой взгляд, является одним из важнейших звеньев подготовительной работы. Тому есть несколько причин.
Во- первых, ПТ дают возможность «опробовать» содержание и процедуру проведения экзамена в обстановке, максимально приближенной к реальной, т.е. выполняют ориентирующую функцию.
Во – вторых, они позволяют как учителю, так и учащимся предварительно оценить уровень их языковой и других видов подготовки, т.е. имеют диагностическое значение. Далее, результаты такого тестирования служат для планирования коррекционной работы и тем самым становятся толчком для целенаправленного совершенствования языковых умений.
Наконец, ПТ можно рассматривать как разновидность деловой игры: оно моделирует жизненную ситуацию (экзамен), но при этом страх «неуспешности» невелик: результат не становится судьбоносным (снимаем тревожность).
Опыт реализации ЕНТ продемонстрировал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но за счет натаскивания на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. Ведь тесты можно применять не только в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения, но в качестве обучающих дидактических материалов. Тест позволяет в течение короткого времени весьма оперативно скорректировать содержание образования, совершенствовать методы преподавания. В связи с этим можно утверждать, что функциями тестирования являются обучающая, контролирующая и воспитывающая. Последняя функция позволяет наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
Нужно готовить учащихся к новой форме проведения экзамена. Использование на уроках тренировочных тестов может выработать навык обращения с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на понимание конструкции, а также на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.
Работая с тестами для подготовки к ЕНТ, мы учитываем следующие принципы:
1) Работа должна осуществляться на высоком уровне трудности: не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса.
2) Важнейшим моментом подготовки к ЕНТ является работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы мы применяем различные упражнения, суть которых заключается в анализе формулировки вопроса и подборе правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Для успешного выполнения заданий необходима постоянная тренировка в их решении.
3) Большое внимание уделяем разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения.
Содержание ЕНТ основано на примерных программах основного общего и среднего (полного) образования и соответствует требованиям, предъявляемым обязательным минимумом содержания среднего общего образования по русскому языку.
В условиях законодательного введения ЕНТ как основной формы итоговой аттестации учащихся учителя оказались перед необходимостью осмысления особенностей нового экзамена и содержания подготовительной работы, способной обеспечить его оптимальные результаты.
Формат ЕНТ по русскому языку коренным образом отличается от традиционного экзамена и его преимущества очевидны:
1. Проверяют не то, что учащиеся знают о языке, а насколько они реально владеют языком во всех видах речевой деятельности.
2. Формат ЕНТ обеспечивает более точную дифференциацию уровня языковой подготовки, чем традиционная пятибалльная шкала.
Справедливо замечено, что на результаты ЕНТ влияют три фактора:
• уровень предметной подготовки экзаменуемого,
• уровень его тестовой культуры,
• психологическая готовность демонстрировать сформированные знания в непривычной обстановке.
Очевидно, что задача учителя - предметника состоит в такой организации обучения, которая позволила бы оптимизировать все эти факторы для каждого выпускника.
Необходимый уровень предметной подготовки достигается в рамках плановой урочной деятельности по мере освоения программного материала и определяется, с одной стороны, содержанием учебных пособий, а с другой стороны, подходами к обучению. Таким образом, основная работа в этом направлении ведется на протяжении ряда лет в соответствии с учебным планом и календарно – тематическим планированием.
Понятие «тестовая культура» включает в себя четкое следование инструкциям, в том числе соблюдение инструкциям, в том числе соблюдение предписанного объема высказывания и владение эффективными стратегиями выполнения заданий, а также умение правильно переносить ответы в соответствующие бланки.
Под психологической готовностью подразумевается максимальное снижение так называемой «экзаменационной тревожности», основанное на объективной самооценке, четком знании процедуры экзамена и владении способами эмоциональной саморегуляции. Данное направление выходит за рамки урочной деятельности и требует особой целенаправленной работы, совместных усилий психологической службы, учителя и родителей.
Адекватно измерить уровень сформированности всех трех компонентов готовности к ЕНТ в рамках урока невозможно. Незаменимая роль в этом принадлежит пробному тестированию (ПТ), которое, на мой взгляд, является одним из важнейших звеньев подготовительной работы. Тому есть несколько причин.
Во- первых, ПТ дают возможность «опробовать» содержание и процедуру проведения экзамена в обстановке, максимально приближенной к реальной, т.е. выполняют ориентирующую функцию.
Во – вторых, они позволяют как учителю, так и учащимся предварительно оценить уровень их языковой и других видов подготовки, т.е. имеют диагностическое значение. Далее, результаты такого тестирования служат для планирования коррекционной работы и тем самым становятся толчком для целенаправленного совершенствования языковых умений.
Наконец, ПТ можно рассматривать как разновидность деловой игры: оно моделирует жизненную ситуацию (экзамен), но при этом страх «неуспешности» невелик: результат не становится судьбоносным (снимаем тревожность).
Опыт реализации ЕНТ продемонстрировал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но за счет натаскивания на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения. Ведь тесты можно применять не только в качестве контролирующих материалов для проведения объективного итогового и текущего контроля знаний учащихся, а также для организации самоконтроля и построения системы индивидуализированного обучения, но в качестве обучающих дидактических материалов. Тест позволяет в течение короткого времени весьма оперативно скорректировать содержание образования, совершенствовать методы преподавания. В связи с этим можно утверждать, что функциями тестирования являются обучающая, контролирующая и воспитывающая. Последняя функция позволяет наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию.
Нужно готовить учащихся к новой форме проведения экзамена. Использование на уроках тренировочных тестов может выработать навык обращения с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на понимание конструкции, а также на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.
Работая с тестами для подготовки к ЕНТ, мы учитываем следующие принципы:
1) Работа должна осуществляться на высоком уровне трудности: не нужно бояться включения в задания на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса.
2) Важнейшим моментом подготовки к ЕНТ является работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы мы применяем различные упражнения, суть которых заключается в анализе формулировки вопроса и подборе правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Для успешного выполнения заданий необходима постоянная тренировка в их решении.
3) Большое внимание уделяем разбору заданий, вызвавших наибольшие затруднения.