От чего зависит успех сдачи ЕНТ
1. Создание условий для успешной сдачи учащимися ЕНТ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для достижения эффективных результатов необходима системная подготовительная работа, поэтапное отслеживание, отражаемое в многочисленных аналитических графиках, диаграммах, таблицах. Графики и схемы подготовки к экзамену встраиваются в годовой план, работа в этом направлении начинается уже с очередного августовского педсовета, после анализа результатов прошедшего ЕНТ
2. В основе всех организационных мероприятий по подготовке к ЕНТ лежат 4 принципа:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;
- деловой диалог учителей и учеников;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
3. Работа с родителями строится по двум направлениям:
- знакомство с нормативными документами, процедурой ЕНТ, целями и задачами экзамена, со структурой и уровнями сложности заданий;
- выработка способов адекватного психологического воздействия на детей через обсуждение того, какие условия могут стать предпосылкой успешной итоговой аттестации, как поддержать детей в период подготовки и сдачи экзаменов.
Успех сдачи ЕНТ в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме проверки знаний, положительного воздействия учителя на формирование учащихся мотивации к достижению успехов, получению прочных знаний и умений. Учитель, готовясь к ЕНТ, участвуют в семинарах-практикумах по психологической поддержке выпускников, что позволяет снизить уровень тревожности самих учителей, служит стимулом для их творческой активности.
Непременное условие результативности сдачи ЕНТ – стремление самого школьника к успеху. Все начинается с диагностики знаний, способностей учащихся, изучения уровня тревожности, анализа мотивации к учению. На этой основе разрабатывается программа психолого-педагогической помощи школьнику, устанавливается, какие формы, методы, приемы работы помогут ему добиться успеха на ЕНТ. В процессе учебы выпускник систематически оценивает свою готовность к ЕНТ, проходя пробные испытания.
Разно уровневые задания (базового и повышенного уровня) гарантируют объективную оценку знаний каждого учащегося.
Задания бывают разных видов:
- закрытой формы с выбором: одного правильного ответа; одного наиболее правильного ответа; нескольких правильных ответов;
- открытой формы, где необходимо дописать правильное утверждение;
- на установление правильной последовательности действий.
Разработка уровневых тестовых заданий:
1-ый уровень трудности - проверка знаний, фактов.
2-ой уровень трудности - проверка простейших умений.
3-ий уровень трудности - проверка комплексных умений и навыков по предмету.
Для учителя русского языка, с точки зрения практики, важно формирование учебно-познавательной компетенции, особенно в связи с подготовкой учащихся к ЕНТ. Важно сделать ставку на самостоятельную деятельность учащихся как элемент учебно-познавательной компетенции. Знаний, умений и навыков становится все больше, а возможности ученика по их восприятию ограничены. Значит, учить надо так, чтобы ученик был способен легко самостоятельно освоить (а на более продвинутом уровне — самостоятельно получить) нужный ему метод решения.
В нашей школе реализуется 4-х компонентная система управления.
ФОТО
В системе работы школы сложился достаточно отрегулированный механизм внутришкольного контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:
1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классах за курс основной школы на определение базовых компетенций школьника.
2. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.
3. Системно повторять орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов.
4. Периодические комплексные тестирования учащихся 10, 11 классов с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и самоанализом результатов тестирования учеником.
5. Организация подготовительных курсов для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий. Особое внимание уделяется повторению общих тем, которые являются ключевыми в развитии орфографических навыков: «Правописание суффиксов», «Правописание приставок», «Правописание корней», «Правописание окончаний», так как эти темы составляют основное содержание тестовых заданий.
6. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ.
7. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования.
8. Консультативно- разъяснительная работа с родителями и учащимися.
Такая поэтапная подготовка учащихся к ЕНТ дает свои положительные результаты. Об этом свидетельствуют итоги пробных тестирований выпускников, проведенных в этом учебном году. Считаю, что положительным результатам ЕНТ способствует опыт отработки базовых знаний и умений по предметам, прикладные курсы, материал которых рассчитан на 10-11 классы и способствует более глубокому усвоению тем. Сложилась в школе и система расширенного изучения проблемных тем в среднем звене, что снимает ряд затруднений при обучении учащихся в старшей школе. Работу по подготовке к ЕНТ мы начинаем в 7 классе, т.к. изучение орфографии заканчивается в этом курсе. Формируем тесты по разделам орфографии и проводим тестирование.
На заседании МО русского языка и литературы разработан план мероприятий по подготовке к ЕНТ.
Ведется отслеживание профессионального роста учителя, профессиональных затруднений через портфолио и карту роста в сфере качественной подготовки к ЕНТ.
Это позволяет учителю творчески конструировать учебный процесс, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и обеспечивать в будущем хороший результат на тестировании учащихся.
Целенаправленно работают на решение задач по подготовке к ЕНТ предметные МО. На уровне МО обобщается опыт работы учителей по подготовке к ЕНТ.
Учитель выпускных классов должен уделять большое внимание мотивационным аспектам обучения. Для него важен самоанализ учащихся после каждого тестирования, тем самым учитель добивается осознанной подготовки учащихся к ЕНТ.
Прежде всего, педагогом учитываются выявленные образовательные потребности и запросы ученика и родителей, а также базовые знания ученика по предмету, его целевые установки.
Важное условие успешной сдачи ЕНТ - это наличие базовых компетенций учащихся и в первую очередь - учебных (знаниевых).
Для определения уровня сформированности данной компетентности был использован раздел в нашей школе прогностической карты «знаю и умею».
Образовательные потребности и запросы учащихся, а также их целевые установки выявлялись через прогноз учащихся результатов ЕНТ в прогностической карте. Ресурсы, осуществление учебного процесса отражены в последних трех разделах карты. Карта заполняется учащимися индивидуально, а параллельно прогностическую карту заполняют и учителя, чьи предметы будут сдавать учащиеся. После каждого тестирования проводится детальный анализ допущенных ошибок во внеурочное время - консультационные часы.
Анализ тестовых заданий ЕНТ 2005-2010 гг. показал, что подготовку необходимо вести не только на базовом уровне (уровне стандартов), а на так называемом «продвинутом». В связи с этим необходимой явилась работа педагогов по определению требований к знаниям и умениям учащихся, значимых при подготовке к ЕНТ по русскому языку.
2. В основе всех организационных мероприятий по подготовке к ЕНТ лежат 4 принципа:
- взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- внедрение разнообразных технологий тестирования школьников;
- деловой диалог учителей и учеников;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
3. Работа с родителями строится по двум направлениям:
- знакомство с нормативными документами, процедурой ЕНТ, целями и задачами экзамена, со структурой и уровнями сложности заданий;
- выработка способов адекватного психологического воздействия на детей через обсуждение того, какие условия могут стать предпосылкой успешной итоговой аттестации, как поддержать детей в период подготовки и сдачи экзаменов.
Успех сдачи ЕНТ в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме проверки знаний, положительного воздействия учителя на формирование учащихся мотивации к достижению успехов, получению прочных знаний и умений. Учитель, готовясь к ЕНТ, участвуют в семинарах-практикумах по психологической поддержке выпускников, что позволяет снизить уровень тревожности самих учителей, служит стимулом для их творческой активности.
Непременное условие результативности сдачи ЕНТ – стремление самого школьника к успеху. Все начинается с диагностики знаний, способностей учащихся, изучения уровня тревожности, анализа мотивации к учению. На этой основе разрабатывается программа психолого-педагогической помощи школьнику, устанавливается, какие формы, методы, приемы работы помогут ему добиться успеха на ЕНТ. В процессе учебы выпускник систематически оценивает свою готовность к ЕНТ, проходя пробные испытания.
Разно уровневые задания (базового и повышенного уровня) гарантируют объективную оценку знаний каждого учащегося.
Задания бывают разных видов:
- закрытой формы с выбором: одного правильного ответа; одного наиболее правильного ответа; нескольких правильных ответов;
- открытой формы, где необходимо дописать правильное утверждение;
- на установление правильной последовательности действий.
Разработка уровневых тестовых заданий:
1-ый уровень трудности - проверка знаний, фактов.
2-ой уровень трудности - проверка простейших умений.
3-ий уровень трудности - проверка комплексных умений и навыков по предмету.
Для учителя русского языка, с точки зрения практики, важно формирование учебно-познавательной компетенции, особенно в связи с подготовкой учащихся к ЕНТ. Важно сделать ставку на самостоятельную деятельность учащихся как элемент учебно-познавательной компетенции. Знаний, умений и навыков становится все больше, а возможности ученика по их восприятию ограничены. Значит, учить надо так, чтобы ученик был способен легко самостоятельно освоить (а на более продвинутом уровне — самостоятельно получить) нужный ему метод решения.
В нашей школе реализуется 4-х компонентная система управления.
ФОТО
В системе работы школы сложился достаточно отрегулированный механизм внутришкольного контроля, отслеживающий и корректирующий качественную подготовку к ЕНТ. Он включает следующие шаги:
1. Стартовый контроль в начале учебного года в 11 классах за курс основной школы на определение базовых компетенций школьника.
2. Составление учителем планов коррекционной работы и планов подготовки к ЕНТ.
3. Системно повторять орфографию, пунктуацию при помощи укрупненных блоков правил, таблиц, схем, алгоритмов, опорных таблиц и сигналов.
4. Периодические комплексные тестирования учащихся 10, 11 классов с обязательным анализом и коррекционной деятельностью учителя и самоанализом результатов тестирования учеником.
5. Организация подготовительных курсов для учащихся 11 классов, где осуществляется тематическое повторение с выполнением тестовых заданий. Особое внимание уделяется повторению общих тем, которые являются ключевыми в развитии орфографических навыков: «Правописание суффиксов», «Правописание приставок», «Правописание корней», «Правописание окончаний», так как эти темы составляют основное содержание тестовых заданий.
6. Обучение учащихся навыкам самоконтроля при подготовке к ЕНТ.
7. Использование сети Интернет учащимися как индивидуального тренажера для отработки техники тестирования.
8. Консультативно- разъяснительная работа с родителями и учащимися.
Такая поэтапная подготовка учащихся к ЕНТ дает свои положительные результаты. Об этом свидетельствуют итоги пробных тестирований выпускников, проведенных в этом учебном году. Считаю, что положительным результатам ЕНТ способствует опыт отработки базовых знаний и умений по предметам, прикладные курсы, материал которых рассчитан на 10-11 классы и способствует более глубокому усвоению тем. Сложилась в школе и система расширенного изучения проблемных тем в среднем звене, что снимает ряд затруднений при обучении учащихся в старшей школе. Работу по подготовке к ЕНТ мы начинаем в 7 классе, т.к. изучение орфографии заканчивается в этом курсе. Формируем тесты по разделам орфографии и проводим тестирование.
На заседании МО русского языка и литературы разработан план мероприятий по подготовке к ЕНТ.
Ведется отслеживание профессионального роста учителя, профессиональных затруднений через портфолио и карту роста в сфере качественной подготовки к ЕНТ.
Это позволяет учителю творчески конструировать учебный процесс, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и обеспечивать в будущем хороший результат на тестировании учащихся.
Целенаправленно работают на решение задач по подготовке к ЕНТ предметные МО. На уровне МО обобщается опыт работы учителей по подготовке к ЕНТ.
Учитель выпускных классов должен уделять большое внимание мотивационным аспектам обучения. Для него важен самоанализ учащихся после каждого тестирования, тем самым учитель добивается осознанной подготовки учащихся к ЕНТ.
Прежде всего, педагогом учитываются выявленные образовательные потребности и запросы ученика и родителей, а также базовые знания ученика по предмету, его целевые установки.
Важное условие успешной сдачи ЕНТ - это наличие базовых компетенций учащихся и в первую очередь - учебных (знаниевых).
Для определения уровня сформированности данной компетентности был использован раздел в нашей школе прогностической карты «знаю и умею».
Образовательные потребности и запросы учащихся, а также их целевые установки выявлялись через прогноз учащихся результатов ЕНТ в прогностической карте. Ресурсы, осуществление учебного процесса отражены в последних трех разделах карты. Карта заполняется учащимися индивидуально, а параллельно прогностическую карту заполняют и учителя, чьи предметы будут сдавать учащиеся. После каждого тестирования проводится детальный анализ допущенных ошибок во внеурочное время - консультационные часы.
Анализ тестовых заданий ЕНТ 2005-2010 гг. показал, что подготовку необходимо вести не только на базовом уровне (уровне стандартов), а на так называемом «продвинутом». В связи с этим необходимой явилась работа педагогов по определению требований к знаниям и умениям учащихся, значимых при подготовке к ЕНТ по русскому языку.