Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику бакалавриата по специальности 5В010500 – Дефектология присуждается академическая степень бакалавр дефектологии.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г., № 273-П.
Рекомендуемый УМО по специальности 5В010500 – Дефектология перечень квалификаций:
5В010500 01 – олигофренопедагог, учитель начальных, средних, старших классов вспомогательных школ;
5В010500 02 – сурдопедагог, учитель начальных классов школ для детей с нарушениями слуха, учитель по слуховой работе;
5В010500 03 – логопед дошкольных и школьных учреждений;
5В010500 04 – тифлопедагог, учитель начальных классов школ для детей с нарушениями зрения;
5В010500 05 – учитель КРО, учитель начальных классов школ для детей с ЗПР, учитель коррекционного обучения в общеобразовательных школах;
5В010500 06 – педагог дошкольных специальных учреждений для детей с нарушениями интеллекта;
5В010500 07 – педагог дошкольных специальных учреждений для детей с нарушениями слуха;
5В010500 08 – педагог дошкольных специальных учреждений для детей с нарушениями зрения;
5В010500 09 – специалист по раннему вмешательству.
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В010500 – Дефектология
Сфера профессиональной деятельности
Коррекционно-образовательный, воспитательный процесс в специальных образовательных школьных и дошкольных учреждениях (для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития) и др.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускника-дефектолога являются государственные и частные общеобразовательные, специальные дошкольные и школьные учреждения, реабилитационные центры, кабинеты коррекции, ПМПК, кабинеты раннего вмешательства; учреждения социальной защиты и здравоохранения; научно-исследовательские организации.
Предметы профессиональной деятельности
Предметы профессиональной деятельности – это цели, задачи, содержание, методы и формы организации специального обучения, воспитания, развития, коррекции; результаты и пути реализации требований Государственной программы развития образования Республики Казахстан и Закона “О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями”.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В010500 – Дефектология могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- организационно-технологическая (подбор и реализация различных методик обучения и воспитания детей с различными видами нарушений в развитии);
- производственно-управленческая (методист-дефектолог, руководитель специальных дошкольных и школьных учреждений);
- проектная (адаптация общеобразовательных учебных программ к конкретному типу специальных организаций образования; разработка и осуществление планов учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей помощи детям с различными видами нарушений в развитии);
- научно-исследовательская (исследование особенностей процесса обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВ);
- педагогическая (в зависимости от выбранной специальности: олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог, специальный дошкольный педагог);
- консультативно-диагностическая (диагностика детей с ОВ, консультативно-методическая работа с педагогами и родителями, имеющими детей с ОВ).
Функции профессиональной деятельности
Функции профессиональной деятельности:
- организация учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы, социальной адаптации и интеграции детей с ОВ;
- организация обучения и воспитания, коррекции, реабилитации и адаптации детей дошкольного возраста с ОВ;
- организация коррекционно-педагогического процесса в общеобразовательных школах (классы выравнивания, классы коррекционно-компенсирующего обучения);
- организация медико-педагогической, коррекционной поддержки детей раннего возраста с ОВ.
Типовые задачи профессиональной деятельности
- выполнение социального заказа общества по повышению качества специального образования;
- повышение уровня специального образования в соответствии с требованиями отечественных и мировых стандартов;
- овладение передовыми технологиями специального образования и внедрение их в практическую деятельность;
- осуществление коррекционно-педагогического процесса в специальных дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта,
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и ЗПР;
- пропаганда дефектологических знаний.
Направление профессиональной деятельности
Основные направления профессиональной деятельности: обучение и воспитание, коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями; реализация Концепции образования и Закона «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»; повышение научно-теоретических знаний и профессиональной квалификации; участие в различных конференциях; изучение, обобщение передового педагогического опыта; изучение и внедрение новых педагогических технологий.
Содержание профессиональной деятельности
Содержание профессиональной деятельности бакалавра дефектологии (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, учителя КРО, педагога специальных дошкольных учреждений, специалиста по раннему вмешательству ) включает: диагностическую, консультативно-методическую и профилактическую работу; организацию учебно-воспитательного и коррекционного процесса в специальных учреждениях образования в соответствии с требованиями науки и практики; работу с родителями, имеющими детей с нарушениями в развитии; работу по обмену опытом с отечественными и зарубежными коллегами, реализацию целей и задач Государственной программы развития образования и Закона РК “О социальной медико-педагогической и коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями”.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В010500 – Дефектология
Бакалавр дефектологии должен быть компетентным в решении задач в области обучения, воспитания, коррекции, абилитации и реабилитации, социальной адаптации, интеграции детей с ОВ в соответствии с современными требованиями науки и практики должен
иметь представление:
об основных общетеоретических дисциплинах в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, о дисциплинах, изучающих общие основы детской, возрастной и педагогической психологии, общей и специальной отечественной и мировой педагогики, об этиологии, механизмах, симптоматике различных отклонений в развитии;
знать:
принципы, методы, пути, формы, содержание коррекционно-развивающего обучения, воспитания и возможные пути социальной адаптации, трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с особыми потребностями; нормативно-правовые основы специального образования;
уметь:
применять теоретические знания при решении учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач, с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей, глубины и структуры дефекта детей;
иметь навыки:
по разработке и реализации проекта учебно-воспитательного, коррекционно-развивающего процессов в специальных учреждения образования;
быть компетентным:
в постановке и решении проблем, связанных с организацией учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих процессов в специальных учреждениях образования в соответствии с современными требованиями науки и практики.
Содержание образовательных программ по специальности 5В010500 – Дефектология
Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Философия
Казахский (русский) язык
Иностранный язык
Информатик
Экология
Компонент по выбору
Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Педагогика
Психология
История специальной педагогики
Современный казахский/русский язык
Введение в специальность
Анатомия, физиология и патология органов, слуха, речи, зрения
Возрастная физиология и школьная гигиена
Основы невропатологии
Психопатология
Клинические особенности развития детей ОВ
Специальная педагогика
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ
Организация работы по реабилитации и социальной адаптации лиц с ОВ
Основы логопедии
Психофизическое развитие детей со сложными дефектами
Компонент по выбору
Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
Специальная психология
Специальная дошкольная педагогика
Научно-методические основы обучения казахскому (русскому) языку детей с ОВ
Специальная методика обучения математике детей с ОВ
Компонент по выбору
Дополнительные виды обучения (ДВО)
Практики 1. Медико-педагогическая оценка
2. Психолого-педагогическая оценка
3. Учебная оценка
4. Организационно-диагностическая оценка
5. Производственная (педагогическая) оценка
6. Производственная (профессиональная) оценка
7. Преддипломная оценка
ПГК Промежуточный государственный контроль
Итоговая государственная аттестация
1. Государственный экзамен по специальной педагогике
2. Защита дипломной работы или госэкзамен по ДС (по направлению подготовки)
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В010500 - Дефектология
Национальные вузы
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Государственные вузы
Актюбинский государственный педагогический институт
Павлодарский государственный педагогический институт
Таразский государственный педагогический институт
Костанайский государственный педагогический институт
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
Северо-Казахстанский государственный университет имени М.Козыбаева
Казахский государственный женский педагогический университет
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Частные вузы
Центрально-Азиатский университет
Современный гуманитарно-технический институт
ЗУХРА 26.01.2018 01:04 Здравствуйте! Я закончила КГПИ.Работаю учителем биологии.Хочу переучится на дефектолога. ИНТЕРЕСУЕТ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТВЕТЬТЕ МНЕ ПОЖАЛУЙСТА.
|
Гульнара 25.06.2017 19:54 если закончила не педагогический институт.а по другой специальности можно поступить на дефектолога?
|
Индира 11.06.2017 00:38 Здравствуйте есть ли дистанционное обучение на факультете дефектология?Сколько стоит обучение в год?[color=purple]
|
Жансая 24.09.2016 17:00 Здравствуйте я закончила медицинский колледж хочу дальше продолжить могу ли поступить дефектолога? Сколько баллов нужно для гранта? Говорят в следующим году без кта будет то есть у вас нужно сдавать? Какие предметы будут? Вообще в год сколько стоит обучение ?
|
Мадина 10.03.2016 14:07 Какая зарплата? Вы что шутите, что ли это тяжелая работа,лишь для терпеливых и уравновешанных, желающих помочь детям, если хотите заработать идите в другую структуру.
|
Сергей 16.11.2015 17:09 Сколько нужно баллов на ЕНТ ,чтобы поступить на грант дефектолога, без казахского ? Сколько мест?
|
Салтанат 16.06.2015 18:51 Здравствуйте! Я закончила Кокшетауский государственный университет им. Ш.Уалиханова по специальности Педагогика и психология. Есть ли у вас магистратура и сколько будет стоить обучение на Дефектолога, сколько.учиться, заочное или очное отделение?
|
Айгерим 07.06.2015 23:40 достар менде орыс тилсиз 69 балл бирак аттестатта барлыгы 5 тек 3 паннен гана 4,сосын ауылдық квотамен грантка түсуіме болама
|
Кызыров Ерсин 09.08.2014 19:59 80 баллмен дефектологияга тустим ба ПГПИ-га жауабын кутем
|
Замира 22.07.2014 01:26 Здравствуйте! Я набрала 74 баллов на ЕНТ. могу ли поступить на грант? в факультете дефектологии? жду ответа!
|
Асель 01.06.2014 01:03 Можно ли у вас учится дистанционно в факультете дефектологии? Сколько стоит обучение ?
|
Лязат 26.01.2014 14:16 скажите пожалуйста какой предмет надо выбрать чтобы поступить на дефектолога? (помимо биологии)
|
куралай 04.12.2013 17:35 где можно проити курсы дефиктолога срочно
|
Айнур 17.06.2013 15:18 Существует ли в вашем вузе просто заочная форма обучения, а не дистанционная.Если да, то скажите когда прием документов и стоимость обучения.
|
азиз 06.02.2013 23:04 могу ли я работать в школе если закончила КАЗГПУ факультет ПДД и получила квалификацию преподавателя дошкольной педагогики и психологии
|
Лиза 29.11.2012 21:34 Я поступила на грант на дефектологию в КарГув этом году. набрала 73 бала без казахского. Так что поступить возможно =))
|
Томирис 14.11.2012 17:56 жду ответ!!!
|
Томирис 14.11.2012 17:55 а хорошая ли это профессия???
|
Айсана 04.09.2012 22:55 Мне очень близка эта профессия,но пройду ли я на нее на грант в 2013 году???и вообще востребована ли эта професиия???
|
Аля 24.07.2012 14:16 А отделение дефектологии есть только в 3 ВУЗах Алматы?
КазНПУ,КазЖенПИ и ЦАУ? Дает ли ЦАУ достойное образование в области дефектологии? |
Элина 07.07.2012 18:42 до какого срока можно сдавать документы, чтобы поступить в казахский женский педагогический институт?
|
Артем 11.07.2012 17:08 Лучше всего воспользуйтесь таблицей Хронология приемной компании в высшие учебные заведения Казахстана
|
нагима 05.06.2012 00:18 На ЕНТ набрала 69 б без казахского языка , общий -91б , могу ли я попасть на грант по специальности дефектология
|
Кулпынайка 02.04.2012 11:30 зарплата дефектолога приличная, советую
|
Дина 19.03.2012 19:45 Народ, а кто знает , какая зарплата у дифектолога?
|
Лилит 06.07.2014 23:26 А ты сможешь работать весь день с больными детьми?? Умственно отсталыми и инвалидами? И зп большая будеит не сразу. Лет 10 стаж нужен. Мама особенного ребенка
|
Ардак 09.08.2011 14:46 Грантка тускендерд3н т3з3м3н кайдан карауга болады?
|