Menu
Социальная работа
Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 050905 - Социальная работа присуждается академическая степень бакалавра социальной работы.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050905 - Социальная работа

Сфера профессиональной деятельности
Социальное обслуживание, социальная защита, образование, здравоохранение, культура, пенитенциарная система.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности являются органы, организации различных организационно–правовых форм в системе социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры; пенитенциарной системы, социально-педагогические, социально-психологические службы специализированных организаций (семейные детские дома, дома-интернаты, социальные приюты, специальные коррекционные учреждения); детско-подростковые клубы; молодежные организации и объединения; лечебно-профилактические и другие медицинские организации; реабилитационные центры для различных категорий населения; социальные службы в социально–производственной сфере; некоммерческие неправительственные организации.
Предметы профессиональной деятельности
Оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (социально-бытовая помощь, социально-информационная, социально-правовая, социально-экономическая, социально-реабилитационная, медико-социальная, социально-психологическая, социально-экономическая, социально-педагогическая и др.); социальная защита (работающих, безработных, многодетной семьи и др.), социальное обслуживание; социально-медицинские услуги населению; психосоциальная работа.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 050905 - Социальная работа могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- диагностическая;
- социально–реабилитационная;
- социально–профилактическая;
- консультационная;
- организационно-координационная;
- социально–терапевтическая;
- социально–бытовая;
- социально–педагогическая;
- социальное обслуживание;
- медико-социальная;
- организационно-административная;
- исследовательско-прикладная.
Функции профессиональной деятельности
- диагностическая – изучение особенностей семьи, индивида, группы, установление «социального диагноза»;
- прогностическая – изучение тенденций социального напряжения в обществе, демографической ситуации, общественного мнения о состоянии социальной защиты, потребности в ней; прогнозирование влияния на объекты социальной работы социальных институтов общества, событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, а также модели социального поведения;
- организаторская – организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. Может выполнять роли: исполнителя четко определенных заданий; организатора отдельного направления деятельности; координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности;
- информационно-коммуникативная – выявление, сбор, обобщение информации о людях, нуждающихся в социальной помощи, и доведение ее до субъектов; создание банка данных о семье и отдельных лицах, нуждающихся в социальном патронаже; формирование новых социальных ролей у клиентов, установление контактов с нуждающимися в помощи, организация и обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия;
- посредническая – обеспечение связи клиента со всеми необходимыми службами; аккумуляция информации обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах работы с клиентами; интеграция деятельности государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи;
- социально–медицинская – организация работы по профилактике здоровья, пропаганде здорового образа жизни, социально–медицинской реабилитации; помощь в овладении основами первой медицинской помощи, содействие в подготовке молодежи к здоровому образу жизни;
- социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных
учреждений, обществ, организаций, общественных, творческих и других союзов;
- организационно–административная – содействие организации социальных служб по месту жительства и на предприятиях, информационно–ресурсное обеспечение социальной работы, участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений, предприятий; административная работа в подразделениях социальных служб;
- социально–психологическая - оказание различных видов консультирования и коррекции межличностных отношений, помощи в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;
- предупредительно–профилактическая – приведение в действие социально–правовых, психологических, педагогических, медицинских и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, регулирование поведения личности в обществе;
- правозащитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- содействие и создание достойных условий для жизнедеятельности чело-
века в обществе, нормального социального функционирования;
- оказание помощи человеку, семье, различным группам нуждающихся, которые оказались в сложной жизненной ситуации;
- восстановление и сохранение социальных, психоментальных связей индивида с социумом, группой или отдельным индивидом;
- воздействие на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями и интересами людей, с целью сохранения и реабилитации социального здоровья;
- прогнозирование социальных процессов, предвидение и предотвращение острых социальных проблем.
Направления профессиональной деятельности:
- социальная работа с различными группами населения, отдельными лицами, семьями, общностями людей;
- социальная работа с социальноуязвимыми группами населения (инвалиды, престарелые, пожилые люди, дезадаптированные дети и подростки, группы социального риска);
- административная работа в системе социального обслуживания, социальной защиты населения.
Содержание профессиональной деятельности
Бакалавр социальной работы ведет профессиональную практическую работу, связанную с оказанием специализированной помощи, консультированием, посредничеством, услугами в системе социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры; фондах, общественных и благотворительных организациях.
Бакалавр социальной работы оказывает социальную, социально-педагогическую, социально-медицинскую помощь и услуги отдельным лицам, семьям, различным группам населения; ведет консультативную работу по социальным вопросам; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами, нуждающимися в социально–медицинской, психолого-педагогической и иной помощи; способствует устройству их в лечебные, учебно-воспитательные учреждения, получению ими необходимой помощи;
участвует в организационно–управленческой работе социальных служб, организаций, учреждений; участвует в аналитической деятельности по проблемам социального положения в конкретном районе (микрорайоне), учреждении, организации; в проектировании, разработке планов и программ в сфере социальной защиты населения; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы; выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально–медицинской, социально-педагогической, психолого-педагогической, правовой, материальной и иной помощи, устанавливает причины возникших трудностей, оказывает содействие в их разрешении; проводит социологические опросы населения; инициирует общественные предложения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем; участвует в работе по созданию центров помощи семье, социальных приютов, молодежных центров и объединений по интересам.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050905 - Социальная работа
Бакалавр должен
иметь представление:
- о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, возможностях современных научных методов познания;
- об основных социально-политических, правовых, социально-экономических учениях в области гуманитарных и социально-экономических наук;
- о социокультурной системе; особенностях взаимодействия личности, культуры и социальной системы;
- о международном и государственном социальном законодательстве;
- о менеджменте как самостоятельной науке, формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных предприятиях, об эффективном управлении ими;
- о практической психологии как особом виде профессиональной деятельности;
знать:
- сущность и основные тенденции социальной политики РК по социальной защите населения; актуальные проблемы социально уязвимых групп;
- методы, технологии, инструментарий социальной работы;
- основные этапы становления, тенденции развития социальной работы за рубежом и в Казахстане;
- социальные источники и систему социального обслуживания; формы и методы социального прогнозирования и моделирования организационно-управленческой деятельности в социальной работе;
- нормативно-правовую базу в социальной сфере;
- социологические основы социальной работы, особенности использования социологической проблематики в практической деятельности;
- психологические особенности развития личности; психологию групп, коллективов; представителей различных религий, культур, этносов; социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия; специфику формирования отношений в социуме;
- экологическую, демографическую, социально-педагогическую, социально-психологическую характеристики различных сфер микросреды;
- ценности социальной работы, этические нормы социального работника;
уметь:
- применять полученные знания при решении социальных, социально-педагогических, социально-психологических задач; использовать методы и технологии социальной работы с различными группами населения на всех уровнях социальной работы;
- использовать отрасли социологического знания в практической деятельности (социология семьи, социология труда, социология культуры, социология духовной жизни);
- применять в практической деятельности нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, а также правовые нормы в сфере образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения; инновационные и традиционные технологии социальной, социально-педагогической работы с различными группами населения;
- на научной основе организовать свой труд; приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии; находить нестандартные решения социальных проблем;
- организовывать и осуществлять социальную, психосоциальную, социально-педагогическую, социально-медицинскую работу;
- организовывать, координировать взаимодействие между клиентом и соответствующими социальными службами
- строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный, количественный анализ;
- осуществлять научно-исследовательскую работу;
иметь навыки:
- владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- организации общения с клиентами в различных социальных системах;
- владения методами управления, моделирования и прогнозирования в социальной сфере; администрирования при выполнении работы;
- анализа и программирования социально-педагогической и психокоррекционной работы; практического применения методов социальной работы с отдельными лицами, различными группами населения, социальными общностями, в городской и сельской среде, методов принятия управленческих решений;
быть компетентным:
- в вопросах международного законодательства в области социальной работы;
- в применении теоретических знаний в профессиональной деятельности;
- в вопросах социально-экономического развития страны, социальной защиты, социальной помощи, поддержки различным категориям населения;
- в области межнациональных, межэтнических отношений;
- в области использования инновационных технологий в сфере социальной защиты населения, образования, социальной медицины и др.

Содержание образовательных программ по специальности 050905 - Социальная работа

Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Казахский (русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Философия
Компонент по выбору

Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Введение в специальность
История и теория социальной работы
Методы и технологии социальной работы
Социология
Экономические основы социальной работы
Социальная политика
Организация, управление и администрирование в социальной работе
Медико-социальные основы социальной защиты населения
Правовое обеспечение социальной работы
Социальное прогнозирование и проектирование в социальной работе
Общая и социальная психология
Общая и социальная педагогика
Компонент по выбору

Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
Социальная работа с молодежью
Занятость населения и ее регулирование
Стандарты и мониторинг социальных услуг
Профессионально-этические основы социальной работы
Социальная работа с семьей и детьми
Социальная этнография и демография
Психодиагностика
Социальная геронтология
Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практика:
Учебная
Производственная

ПГК Промежуточный государственный контроль
ИГА Итоговая государственная аттестация
1) Написание и защита дипломной работы
2) Государственный экзамен по специальности

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050905 – Социальная работа

Национальные вузы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Государственные вузы
Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова
Казахский гуманитарно-юридический университет
Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова
Семипалатинский государственный педагогический институт
Южно-Казахстанский государственный университетимени М. Ауэзова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова
Казахский государственный женский педагогический университет

Частные вузы
Гуманитарно-технический институт "Акмешит"
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Университет международного бизнеса
Университет "Кайнар"
Казахская академия труда и социальных отношений
Восточно-Казахстанский региональный университет
Казахский экономический университет "Казпотребсоюз"
Центрально-Казахстанский университет МКТИ "Лингва"
Казахстанско-Российский университет
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет
Казахстанский университет экономики, финансов и международной торговли

01.07.2010 09:48 Услуги Артем 26986 2
Аслан   24.03.2014 03:36
Не могли бы кто нибудь,описать пару профессии которые требуют этого образование
Артем   24.03.2014 10:36
Если прочитать, о чем написано в статье, то можно сразу понять, чем заниматься нужно будет.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход