Конкуренция и ее признаки
Главным условием функционирования всего механизма рынка и рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:
1.По масштабам развития:
1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.
1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.
1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.
1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.
1.5.Национальная – состязание внутри страны.
1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.
2.По методам ведения:
2.1.Ценовая - за счет снижения цены.
2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.
Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:
1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;
2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;
3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.
3.По способам ведения:
3.1.Добросовестная.
3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.
4.По форме:
4.1.Совершенная.
4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка. Главная черта: ни одна фирма не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:
1.По масштабам развития:
1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.
1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.
1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.
1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.
1.5.Национальная – состязание внутри страны.
1.6.Глобальная - борьба субъектов разных стран.
2.По методам ведения:
2.1.Ценовая - за счет снижения цены.
2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.
Ценовая дискриминация- продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:
1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;
2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;
3.первоначальный покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.
3.По способам ведения:
3.1.Добросовестная.
3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.
4.По форме:
4.1.Совершенная.
4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).
Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Характеристика моделей рынка
Параметры | Совершенный рынок | Несовершенный рынок | ||
Чистая конкуренция | Монополист. конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Определение | Рынок с большим числом фирм, продающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену. | Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары. | Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). | Рынок, где господствует один прода вец, влияющий на цену товара. |
Число фирм | Очень большое | Многое | Несколько | Одна |
Вид товара | Стандарти- зированный (однородный) | Дифферен- цированный (разнородный) | Дифферен- цированный и однородный | Уникальный, нет близких заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | В пределах рыночной ниши | Ограничен взаимной зависимостью и значителен при тайном сговоре | Диктует цены |
Барьеры для вхождения в отрасль | Отсутствует | Отсутствует | Возможны отдельные препятствия при входе | Вхождение заблокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Существенна, упор на рекламу | Типична при дифферен- циации товара | Нет нужды в ней |
Примеры | Рынки с/х продукции, ценных бумаг. | Рынки легкой и пищевой промышленности | Стандарти- зированных товаров- сталь; дифференци- рованых- автомобили, сигареты, кофе | Народные промыслы, городские коммуникации |
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка. Главная черта: ни одна фирма не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Examenna5.net 14.07.2016 19:51 Посмотрите тут: http://examenna5.net/work/6219
|