1.Поэтическое творчество акынов – течение «Зар Заман».
2.Жизнь и творческтво Ч.Ч.Валиханова.
3.Развитие народного образования. И.Алтынсарин.
4.Жизнь и творческтво Абая Кунанбаева.
5.Вклад русских исследователей в изучение истории и культуры казахского народа.
Цель лекции: осветить развитие культуры Казахстана в 18-19веках.
Ключевые слова: Зар-Заман, Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, Абай Кунанбаев.
В 19 веке продолжалось развитие национальной литературы. Появился ряд героических жыров «Сырым батыр», «Исатай – Махамбет», «Бекет батыр», «Жанкожа», «Досан» и др. Целый ряд исторических песен связан с движением Кенесары. Дальнейшее развитие получил в 19 веке лиро-эпический жанр казахской поэзии, в котором на высоком художественном уровне воспроизведены бытовые сцены казахской жизни – «Макпал кыз», «Айман-Шолпан». Большое место в литературе 19 века занимают айтысы. Разнообразны были тематика и художественные формы айтысов. Изменения, происходившие в степи в 19 веке, находили свое отражение в казахской поэзии, породив пессимистическое направление, известное под названием «Зар заман». Наиболее известный представитель данного направления – Шортанбай.
Основу литературного казахского языка заложил Абай, творчество которого обогащалось культурным наследием Востока и Запада.
Изобразительно искусство в 19 веке развивалось по традиционным направлениям – геометрическое, растительное, зооморфное и космогоническое. В 19 веке был воздвигнут ряд монументальных памятников – главным образом надмогильные сооружения, преимущественно в Западном Казахстане. Музыка 19 века – золотой фонд искусства казахского народа. Огромное влияние на развитие инструментальной музыки оказало творчество Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбета, Ихлас, Байсерке, Тока.
19 век – век изменений в сфере образования. Самой распростарненной формой обучения продолжали оставаться аульные мусульманские школы, продолжавшие действовать, несмотря на гонения властей. Казахам был открыт доступ в русские учебные заведения. В 1813 году в Омске было открыто первое общеобразовательное училище с военными предметами, одним из первых выпускников которого был Ч.Валиханов. В 1841 году в Букеевской Орде открылась первая светская начальная школа для казахских детей. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя русско-казахская школа, за ней другие. В них готовили писарей и переводчиков для низших звеньев колониальной администрации. Большую роль в развитии просвещения среди казахов сыграл И.Алтынсарин.