Основные тенденции социально-культурного развития
Социальное и культурное развитие было тесно связано с экономическими реалиями, последствиями потребительского отношения союзного руководства к нуждам населения и среды его обитания.
На Семипалатинском ядерном полигоне с 1964 года было произведено 354 подземных взрыва, на полигоне Азгир в Западном Казахстане – 17 взрывов.
Неблагоприятные экономические тенденции привели к инфляции, хотя открыто в Советском Союзе никто не признавал ее наличия. Инфляция выступала в скрытой форме, в виде неудовлетворенного спроса на товары первой необходимости и продукты, а значит в дефиците, спекуляции, доставании. При этом соблюдалась ранжированность в потреблении. Партийно-советская элита имела доступ в закрытые магазины, столы заказов, ателье, где по доступным ценам получала самые высококачественные товары и услуги. В то же время основная масса населения либо не имела необходимого, либо вынуждена была переплачивать за элементарные товары.
В общественной жизни кризис вылился в господство партийной идеологии, невозможность свободно высказывать собственное мнение, если оно не совпадало с общепринятым, не вписывалось в рамки социалистической идеологии.
В 1980 году в Карагандинском государственном университете была раскрыта студенческая организация, объединившая в своих рядах отличников учебы, самых одаренных представителей исторического и юридического факультетов.
Таким образом, можно констатировать, что в рассматриваемый период позиции тоталитарного режима были еще сильны, но за десятки лет сам режим несколько смягчился, итогом репрессий становилось не тюремное заключение или принудительные работы, а лишение возможности заниматься любимым делом, активно участвовать в общественной, политической жизни.
Развитию культуры в целом в рассматриваемый период характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, это переход в 1977 году на всеобщее десятилетнее, то есть среднее образование, что способствовало повышению общеобразовательного уровня населения. С другой стороны нельзя отрицать постепенную русификацию учреждений образования, особенно в Центральном, Северном, Северо-восточном Казахстане.
Наука Казахстана также не стояла на месте. Развивались научные школы, велись активные исследования, особенно в областях гуманитарных, точных наук.
Нельзя не сказать о том, что примат коммунистической идеологии, насаждение идеи объединения всех народов СССР в единый народ, говорящий на одном языке, изгнание из общественного оборота оппозиционных идей не могли не привести общество к осознанию необходимости перемен в политическом, общественном, экономическом устройстве.
На Семипалатинском ядерном полигоне с 1964 года было произведено 354 подземных взрыва, на полигоне Азгир в Западном Казахстане – 17 взрывов.
Неблагоприятные экономические тенденции привели к инфляции, хотя открыто в Советском Союзе никто не признавал ее наличия. Инфляция выступала в скрытой форме, в виде неудовлетворенного спроса на товары первой необходимости и продукты, а значит в дефиците, спекуляции, доставании. При этом соблюдалась ранжированность в потреблении. Партийно-советская элита имела доступ в закрытые магазины, столы заказов, ателье, где по доступным ценам получала самые высококачественные товары и услуги. В то же время основная масса населения либо не имела необходимого, либо вынуждена была переплачивать за элементарные товары.
В общественной жизни кризис вылился в господство партийной идеологии, невозможность свободно высказывать собственное мнение, если оно не совпадало с общепринятым, не вписывалось в рамки социалистической идеологии.
В 1980 году в Карагандинском государственном университете была раскрыта студенческая организация, объединившая в своих рядах отличников учебы, самых одаренных представителей исторического и юридического факультетов.
Таким образом, можно констатировать, что в рассматриваемый период позиции тоталитарного режима были еще сильны, но за десятки лет сам режим несколько смягчился, итогом репрессий становилось не тюремное заключение или принудительные работы, а лишение возможности заниматься любимым делом, активно участвовать в общественной, политической жизни.
Развитию культуры в целом в рассматриваемый период характерны противоречивые тенденции. С одной стороны, это переход в 1977 году на всеобщее десятилетнее, то есть среднее образование, что способствовало повышению общеобразовательного уровня населения. С другой стороны нельзя отрицать постепенную русификацию учреждений образования, особенно в Центральном, Северном, Северо-восточном Казахстане.
Наука Казахстана также не стояла на месте. Развивались научные школы, велись активные исследования, особенно в областях гуманитарных, точных наук.
Нельзя не сказать о том, что примат коммунистической идеологии, насаждение идеи объединения всех народов СССР в единый народ, говорящий на одном языке, изгнание из общественного оборота оппозиционных идей не могли не привести общество к осознанию необходимости перемен в политическом, общественном, экономическом устройстве.